Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 21:05, курсовая работа
Ученые выделяют много внимания, но вопросы о государственной власти всегда были и остаются в центре внимания науки теории государства и права, однако в учебной литературе пока не получили должного отражения. Между тем знание этих вопросов необходимо студентам как для более глубокого усвоения самой теории государства и права, так и для последующего изучения таких, например, дисциплин, как конституционное и административное право. Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что государственная власть необходима в управлении государством, обществом и т.д. и в любой сфере деятельности.
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Понятие государственной власти...............................................................4
1.1. Государственная власть как разновидность социальной власти....................4
1.2. Соотношение государственной власти и государства.....................................7
1.3. Методы осуществления государственной власти............................................8
Глава 2. Особенности государственной власти.....................................................14
2.1. Признаки государственной власти...................................................................14
2.2. Структура государственной власти..................................................................20
2.3. Виды государственной власти и их взаимосвязь............................................25
Глава 3. Легализация и легитимация государственной власти.............................32
Глава 4. Единство государственной власти и разделение властей.......................37
Заключение.................................................................................................................41
Список литературы....................................................................................................43
Структуру государственной власти можно рассматривать
и с других позиций. Например, с учетом
принципа разделения властей, который
нашел свое воплощение в практике многих
современных государств, в том числе и
нашего, в структуре государственной власти
можно выделить такие элементы (ветви),
как законодательную власть, исполнительную
власть и судебную власть. С учетом территориальной
организации государственной власти можно
выделить центральную (верховную) власть,
которая распространяет свое действие
на всю территорию страны, и местную власть,
действие которой ограничено территорией
соответствующих административно-
2.3. Виды государственной власти и их взаимосвязь.
Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки):
1. Монополия на издание общеобязательных велений;
2. Монополия на применения государственного принуждения
Любое общество нуждается в управлении, согласовании деятельности разных людей и социальных групп ради достижения общих целей. Власть – одна их основных форм управления, которая отличается от других тем, что осуществляется путем подчинения одних людей другими. Подчинение связано с возможностью применения к управляемым принуждения как необходимого признака власти.
Власть – одна их форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти).
Особенно актуальна проблема взаимодействия властей. Многие считают важнейшей среди всех властей экономическую власть, власть собственников, средства производства и других общественных богатств. В рыночном обществе, где почти всё имеет цену и денежное выражение, подавляющее большинство СМИ принадлежит крупным собственникам. Деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных компаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков и избирателей. Концентрация экономической власти у крупных собственников создаёт опасность установления плутократии - прямого политического правления небольшой группы богатеев. В современных западных демократиях всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками, политическим влиянием среднего класса, демократическим государством и общественностью.
Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять её своим целям. В определённых условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная. Её монополизация определённой группировкой может обеспечить ей победу на выборах и длительное сохранение своего господства в обществе, невзирая на неэффективность экономической и иной политики.2
Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так называемый кумулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступа к знаниям и информационного влияния; последние же, в свою очередь, улучшают возможности занятия лидирующих политических позиций и повышения дохода.
Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, при этом они контролируют и ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений называется системой сдержек и противовесов.
Законодательная власть возложена на Федеральное Собрание; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ; судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и другими судами РФ. Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; формально не относится ни к одной ветви власти и, согласно ч.2 ст. 80 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется путём свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает госбюджет, принимает законы, контролирует их исполнение. Законы обязательны для всех исполнительных органов власти и граждан. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. Законодательные органы находятся под контролем избирателей посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов и в системе с другими органами власти - судебными и исполнительными.
Законодательный
орган - Федеральное Собрание - состоит
из двух палат: Совета Федерации и Государственной
думы. Депутаты Государственной Думы избираются
населением, а членами Совета Федерации
являются представители законодательных
и исполнительных органов регионов (или
их нынешние главы до истечения полномочий).
Федеральное Собрание принимает законы,
определяет нормативную базу деятельности
всех органов государственной власти,
влияет парламентскими способами на деятельность
исполнительной власти (возможность отрешения
Президента РФ от должности, возможность
выразить недоверие Правительству), в
той или иной форме участвует в формировании
Правительства, судебных органов Российской
Федерации.
Исполнительно-распорядительная власть по сравнению с законодательной отличается большим динамизмом, восприимчивостью к общественной жизни. Исполнительную власть осуществляет правительство, которое решает множество вопросов, в том числе в сфере хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд населения и т.д. Особенность состоит в том, что исполнительная власть на только исполняет законы, но и сама издаёт нормативные правовые акты или выступает с законодательной инициативой.
Ещё одна особенность этой власти проявляется в том, что при всём желании её функции невозможно вместить даже в такие обширные понятия, как исполнение законов и правоприменение. В круто меняющейся обстановке она должна оперативно принимать меры по своему усмотрению. Отличительная черта её состоит в том, что она осуществляет свою деятельность преимущественно «за закрытыми дверями». В силу этого обстоятельства, при отсутствии надлежащих сдержек, исполнительная власть неизбежно подминает под себя и законодательную власть, и судебную. Чтобы не допустить этого нужны особые меры.
Президент может
распустить Государственную Думу, имеет
право вето в отношении законов,
принятых Федеральным Собранием. Президент
обращается к Федеральному Собранию
с ежегодным посланием о
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ (постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы), после чего Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если последняя в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент объявляет об отставке Правительства или распускает Государственную Думу.
Исполнительно-распорядительная власть должна быть основана на законе и работать в рамках закона. Она не имеет права присваивать себе полномочия и требовать от граждан исполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом. Её сдерживание достигается посредством регулярной подотчётности и ответственности перед народным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.
Правительство
Российской Федерации (в его состав входят Председатель
Правительства РФ, заместители Председателя
Правительства РФ и федеральные министры)
осуществляет исполнительную власть:
организует исполнение законов, различными
способами влияет на законодательный
процесс (право законодательной инициативы,
обязательность заключения Правительства
на законопроекты, требующие привлечения
дополнительных федеральных средств).
Правительство разрабатывает и представляет
Государственной Думе федеральный бюджет
и отчет о его исполнении, проводит единую
государственную политику в сфере экономики,
культуры, здравоохранения, экологии,
управления федеральной собственностью,
а также внешнюю политику, обеспечивает
государственную безопасность и оборону
страны.
Президент РФ может принять
решение об отставке Правительства РФ.
Он наделен правом определять состав Правительства
(включая председателя), назначать и смещать
его членов. Государственная Дума может
согласиться или не согласиться с кандидатурой
Председателя правительства. После трехкратного
отклонения представленных кандидатур
Председателя Правительства РФ Государственной
Думой Президент назначает Председателя
Правительства, распускает Государственную
Думу и назначает новые выборы.
Председатель Правительства
вправе предлагать Президенту кандидатуры
на должности своих заместителей и федеральных
министров, также он может поставить перед
Государственной Думой вопрос о доверии
Правительству РФ. Если Государственная
Дума в доверии отказывает, Президент
в течение семи дней принимает решение
об отставке Правительства или о роспуске
Государственной Думы и назначении новых
выборов.
Судебная власть включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственной организации. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, направления её развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни общества. Каждый человек должен иметь твёрдую уверенность в том, что его обращение в судебной власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и свобод человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами – норма правового государства. В принципе, суд не является репрессивным органом, ибо он призван быть защитником права, пресекая правонарушения.
Судебная власть воздействует
на законодательную и
В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции.
Государственная власть
имеет возможность законно
Государственная власть
проявляется вовне через особый
аппарат, в котором все органы
связаны между собой
Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему исправительных учреждений, полицию, внутренние войска и т. д.).
Государственная власть - всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего - это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет (подробнее об этом - при характеристике легитимности государственной власти).3
Глава 3. Легализация и
легитимация государственной
Легализация государственной власти — это юридическое провозглашение правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. Легализация – подтверждение подлинности имеющихся на документах подписей компетентных должностных лиц.
В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется прежде всего конституциями, особенно если они принимаются на референдуме, как Конституция России 1993 г., легализовавшая ту государственную власть, которая сложилась после фактического роспуска двухсоставного парламента (Съезда народных депутатов и Верховного Совета). Легализация может осуществляться также путем принятия конституции избранным народом Учредительным собранием или парламентом. Конституции закрепляют основы общественного и государственного строя, порядок создания и систему органов государства, методы осуществления государственной власти, делая их легальными, законными.
Легализация государственной власти, ее органов, их полномочий, порядок деятельности осуществляется также иными правовыми актами: законами (например, законы о выборах парламента и президента, законы о правительстве, о судебной системе), указами президента, постановлениями правительства, решениями судов (например, Конституционного суда и других судов, рассматривающих споры о полномочиях между органами государства) и т.д.
Легализация государственной власти — понятие юридическое. Обоснование властных полномочий в данном случае коренится в юридических актах, хотя бывают такие конституционные акты, которые легализуют (на деле, только внешне) антинародную, антидемократическую, террористическую, государственную власть. Поэтому, определяя легальность или нелегальность государственной власти, меру ее легализации, необходимо учитывать не только внешние признаки (например, наличие или отсутствие конституции, иного основного закона, определяющего пределы государственной власти, основные права граждан), но и то, насколько правовые акты, осуществляющие легализацию, соответствуют общечеловеческим ценностям и принципам права, в том числе международного права.
Государственная власть должна быть законной. Во-первых, должно быть законным само ее происхождение (установление). Узурпация, захват государственной власти (как правило, это насильственное действие) незаконны, поскольку государственная власть должна вручаться ее органам в соответствии с процедурами конституции. Конституция России 1993 г. устанавливает, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» (п. 4 ст. 3). Во-вторых, законной должна быть ее организация. В современном государстве власть не может осуществляться без непосредственного участия народа, например, путем выборов важнейших органов, и если в стране в течение многих лет нет избранного парламента и президента (правит страной лицо, провозглашенное президентом военным советом), отсутствуют представительные органы на местах, действуют чрезвычайные суды, организация такой власти не отвечает подлинным принципам легальности. В-третьих, законными должны быть сфера полномочий государственной власти, отношения, которые она вправе и может регулировать. Вмешательство государственной власти в частную жизнь граждан противоречит принципам свободы личности, естественных прав человека, которые являются постулатами подлинной легальности. Наконец, законными должны быть формы и методы деятельности государственной власти. Они должны осуществляться в соответствии с правовыми нормами, основанными на признании общечеловеческих ценностей. Массовый террор государственной власти по отношению к населению страны, депортация целых народов, лишение большинства населения избирательных прав, преследование инакомыслящих и т.д. лишает государственную власть подлинной легальности.