Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:07, курсовая работа
Феномен власти во все времена вызывал большой интерес у представителей практически всех гуманитарных наук. И это не удивительно, если принять во внимание, что достаточно не просто найти более распространенную форму человеческих отношений, но в то же время столь таинственную среди других механизмов социального взаимодействия. Редкие формы человеческого общения выступают предметом столь оживленных дискуссий и диаметрально противоположных оценок в их понимании, и именно к ним относится власть.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Понятие и виды социальной власти.
1.1. Понятие и виды социальной власти……………………………………. 4 - 6
1.2. Понятие и признаки государственной власти…………………………7 - 12
ГЛАВА 2.Особенности государственной власти
2.1 Принципы осуществления государственной власти………………... 13 - 15
2.2. Легализация и легитимация государственной власти……………… 16 - 22
2.3Формы и способы осуществления государственной власти………… 23 - 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...… 29 - 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г.Казань)»
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
Государственная власть: понятие, признаки, структура.
Курсовая работа
Выполнил:
студент 211з гр. заочного отделения
телефон (дом., сот.)
E-mail:
Научный руководитель:
старший преподаватель
Чистополь – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Понятие и виды социальной власти.
1.1. Понятие и виды социальной власти……………………………………. 4 - 6
1.2. Понятие и признаки государственной власти…………………………7 - 12
ГЛАВА 2.Особенности государственной власти
2.1 Принципы осуществления государственной власти………………... 13 - 15
2.2. Легализация и легитимация государственной власти……………… 16 - 22
2.3Формы и способы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственной власти и ее особенностей. Почти весь объем внимания ученого сообщества достается политической, государственной власти, в связи, с чем складывается впечатление, что это единственное и всепроникающее властное явление. Остальные виды власти остаются в тени и их изучение гораздо менее востребовано в научно - исследовательском плане.
Феномен власти во все времена
вызывал большой интерес у
представителей практически всех гуманитарных
наук. И это не удивительно, если
принять во внимание, что достаточно
не просто найти более распространенную
форму человеческих отношений, но в
то же время столь таинственную среди
других механизмов социального взаимодействия.
Редкие формы человеческого общения
выступают предметом столь
Власть – это право и возможность распорядиться кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле. Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств авторитета, воли, права, насилия. Государственная власть возникает одновременно с государством и является его неотъемлемым атрибутом. Государственная власть – это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп. Государственная власть является важным звеном в системе государства.
ГЛАВА 1. Понятие и виды социальной власти.
1.1. Понятие и виды социальной власти.
Сложившееся в науке многообразие теоретических представлений о социальной власти привело к множеству принципиально различных ее определений и пониманий. Действительно, социальная власть - это такой многогранный и всепроникающий феномен, проявления которого мы находим практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности.1
Ученые различных областей
гуманитарного знания разрабатывают
понятие социальной власти в частности,
пытаются создать оригинальные теории
социальной власти. В итоге сложилось
большое количество подобных концепций,
но к единому мнению по поводу понятия
власти их авторы так и не пришли.
Более того, данное понятие оказалось
сущностное оспариваемым, что порождает
прямо противоположные его
Социальная власть есть общественная сила, выросшая на основе соглашения. Ее назначение состоит в точном выполнении обязанностей и функций, вытекающих из данного соглашения. В этом смысле социальная власть вторична по отношению к обществу, она - его порождение, носящее инструментальный характер и служащее средством упорядочивания общественных отношений.
Социальная власть – одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти).
Власть связывают с господством, под которым понимают принуждающее насилие, приказание. Директивный момент (навязывание своей воли в виде приказа) присутствует во власти как обобщенный символ (возможность применить насилие, наказание) и как реальная власть по отношению к тем, кто нарушил законы. С другой стороны, категория господства уже 2 категория власти, т.к. власть может выступать в форме влияния и авторитета и не прибегать к насилию.
Власть может осуществляться в форме влияния. Но влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можно и том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения (воздействие на рациональный уровень сознания), либо в форме внушения, что предполагает использование особых приемов манипулирования (воздействие на подсознание)
Авторитет рассматривается как возможная форма и источник власти. Авторитет – это руководство, добровольно признаваемое подвластными за субъектом власти права на власть в силу его моральных качеств или деловой компетенции.
Существует несколько классификаций социальной власти в зависимости от того, что считается основанием: область функционирования власти, объём прерогатив, субъект власти, режим правления и т.д.
1. По области функционирования:
политическая, идеологическая, социальная,
экономическая, юридическая,
2. по объёму прерогатив:
государственная,
3. по объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная;
4. по режиму правления:
тоталитарная, деспотическая,
5. по социальному типу: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая и т.д.
Одной из наиболее содержательных классификаций власти является её деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.
1.2. Понятие и признаки государственной власти
Государственная власть –
фундаментальная категория
Государственная власть является
отчасти социальной властью. Вместе
с тем она имеет немало качественных
особенностей, важнейшая особенность
государственной власти заключена
в её политической и классовой
природе. В научной и учебной
литературе термины «государственная
власть» и «политическая
Основоположники марксизма
характеризовали
Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть – великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.
Особенностью государственной
власти является и то, что её субъект
и объект обычно не совпадают, властвующий
и подвластные чаще всего отчётливо
разделены. В обществе с классовыми
антагонизмами властвующим
Вместе с тем и в
демократическом
Государственная власть реализуется
через государственное
Ещё одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующий механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что её практически олицетворяет, приводит в деятельности, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не предает органам государства сваю власть, а наделяет их властными полномочиями.
Государственная власть может
быть слабой или сильной, но, лишенная
организованной силы, она теряет качество
государственной власти, так как
становиться неспособной
Таким образом, государственная
власть есть концентрированное выражение
воли и силы, мощи государства, воплощенное
в государственных органах и
учреждениях. Она обеспечивает стабильность
и порядок в обществе, защищает
его граждан от внутренних и внешних
посягательств путём
Решая стоящие перед ней задачи, государственная власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений – властеотношения, образующих своеобразную политико-правовую ткань общества.
Как и любые отношения,
властеотношения имеют
Субъектом государственной власти, как уже отмечалось, могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, от имени которого действуют органы государства. Объектом власти являются индивиды, их объединения, слои и общности, классы, общество.
Суть властеотношений заключается в том, что одна сторона – властвующий – навязывает свою волю, обычно возведенную в закон и юридически обязательную, другой стороне – подвластным, направляет их поведение и действия в русло, определенное правовыми нормами.
Методы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта, зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующего субъекта и подвластных совпадают, что возможно в демократических государствах, то властеотношения не могут реализоваться, без внешнего воздействия. Если власть уважается народом, то используется метод убеждения, но если же интересы и воля сторон в чем-то расходятся, то уместны и эффективны методы убеждения, стимулирования, согласования (компромиссы). В тех же случаях, когда позиции властвующего и подвластных противоположны и непримиримы, используется метод государственного принуждения.
Информация о работе Государственная власть: понятие, признаки, структура