Государственная власть: понятие, признаки, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Феномен власти во все времена вызывал большой интерес у представителей практически всех гуманитарных наук. И это не удивительно, если принять во внимание, что достаточно не просто найти более распространенную форму человеческих отношений, но в то же время столь таинственную среди других механизмов социального взаимодействия. Редкие формы человеческого общения выступают предметом столь оживленных дискуссий и диаметрально противоположных оценок в их понимании, и именно к ним относится власть.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Понятие и виды социальной власти.
1.1. Понятие и виды социальной власти……………………………………. 4 - 6
1.2. Понятие и признаки государственной власти…………………………7 - 12
ГЛАВА 2.Особенности государственной власти
2.1 Принципы осуществления государственной власти………………... 13 - 15
2.2. Легализация и легитимация государственной власти……………… 16 - 22
2.3Формы и способы осуществления государственной власти………… 23 - 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...… 29 - 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Готовая Курсовая.docx

— 54.12 Кб (Скачать файл)

Государство для выполнения своих функций создает систему  государственных органов (механизм государства), которые в совокупности всех органов образуют государственный  аппарат. Он представляет собой надлежаще  организованный, четко слаженный  сложный политический механизм, который  включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.

В широком смысле государственный  аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом  понимаются только органы государства, наделенные административной властью, то есть управленческие и исполнительные органы.

Для органов государства  характерны следующие признаки, которые  позволяют отличать их от других органов: правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции, задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим законодательством; наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых случаях принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.Особенности  государственной власти.

2.1 Принципы осуществления  государственной власти. 

В юридической и политической практике представления о демократическом  правовом государстве неотделимы от принципа разделения властей. Следует  избегать упрощенного и догматического толкования этого принципа как механического  разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную.3

Смысл идеи разделения властей —  не допустить злоупотребления властью, ее монополизации, концентрации в пределах одной ветви. А вот конкретные пути достижения такого результата (в  чем и заключается содержание принципа разделения властей) в разные эпохи и разными мыслителями  предлагались различные.

Современное смысловое содержание разделения властей, как принципа организации  и функционирования государственной  власти включает:  
1. четкое распределение функций, предметов ведения и полномочий органов государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной, их структурных подразделений и должностных лиц, регулируемое законами, указами, постановлениями, положениями и другими правовыми актами;  
2. независимость и самостоятельность оперативной деятельности каждой ветви власти, каждого органа и должностного лица в границах права и компетенции;  
3. обеспечение в системе государственной власти механизма взаимного уравновешивания, сдерживания всех ветвей власти и контроля;  
4. гарантированное конституцией, законами, административно-правовыми актами реальное вовлечение общественных объединений, организаций в процесс принятия политико-управленческих решений и их реализации;  
5. социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.

 Другой, не менее значимый  принцип организации и функционирования  государственной власти — ее  подчиненность Праву, регулируемость  законами.

 Если государственная власть  организуется и осуществляет  свои полномочия в силу (и на  основе) правовых норм, то отсюда  следует еще один важный принцип  — ее безличность. Российскому  обществу еще предстоит преодолеть  персонифицированное отношение  к власти, политике, этот своего  рода традиционализм политической  культуры, проявляющийся в том,  что власть воспринимается только  как персональная, как власть  конкретной личности, которой эта  личность наделена, обладает.

В правовом демократическом государстве  должны властвовать не лица, а правовые нормы, общие правила. Лица, обладающие властью, подчинены этим правилам одинаково  с лицами, не имеющими власти, они  являются исполнителями предписаний, которые отражены в Конституции, законах и кодексах.

         Основополагающие начала правового демократического государства включают и такой принцип организации государственной власти, как ограниченность, предельность влияния на общество, очерчивание заданных масштабов государственных задач и функций, количества видов государственно-властных структур и органов государственного аппарата.

         Концентрированным выражением всех указанных принципов организации и отправления государственной власти, своего рода началом, условием и критерием состоятельности власти является принцип легитимности, который принято отождествлять с законностью происхождения власти, выборностью, занятием должности на основе норм Права. Однако легитимность выходит за пределы такого понимания.

Не являясь правовым процессом  и не обладая поэтому юридическими функциями, легитимность власти основана на взаимодоверительности отношений: народ признает власть и добровольно следует ее установлениям, власть, в свою очередь, обязуется выполнять делегированные ей народом функции. В этом смысле легитимной может считаться и абсолютная монархия, в той мере, в какой она соответствует общепринятым нормам и представлениям о власти, характерным для данного общества.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Легализация  и легитимация государственной  власти.

Легализация – подтверждение подлинности имеющихся на документах подписей компетентных должностных лиц.5

Государственная власть –  это, как правило, легальная власть (узаконенная). Она основана на праве, юридических (правовых) законах. Её носители, субъекты и объекты, как члены определенного государства, имеют определенные юридические права и обязанности. Их деятельность и отношения регулируются принятыми в данном государстве законами, а также нормами международного права. Права и обязанности субъектов и объектов государственной власти характеризуются соответствующей легитимностью. Они признаются всеми членами данного государства и другими государствами, их большинством или решающей их частью. Эта легитимность отличается от легитимности, которая основана только на личных, или персональных, качествах и «эмоциональной преданности» субъектов и объектов власти или на их вере в значимость таких «условностей», как нормы партийной жизни и других общественных объединений, общественное мнение, нравы, обычаи, традиции, моральные нормы. Члены государства верят, в частности, в значимость прав и обязанностей других его членов присваивать, удерживать, преобразовывать, регулировать и использовать государственную власть в определённых интересах. Именно на вере членов государства в значимость, законов основана, прежде всего, легитимность современных властных органов государства и властных государственных учреждений, субъектов государственной власти и работников государственного аппарата, их прав и обязанностей, легитимность самой государственной власти.

Легальность государственной  власти может устанавливаться в  самых разных формах и самыми разными  способами. В средние века, чтобы  выглядеть законными преемниками  власти своих предшественников, императоры, короли, цари и другие царствующие особы, а вслед за ними и все дворяне вели, а иногда и придумывали или подделывали, соответствующие родословные. Государственная власть и её высшие субъекты - императоры, короли, цари, как правило, освящались церковью. Это придавало, им статус, данный от Бога.

Сегодня одной из наиболее распространённых форм установления легальности  и, следовательно, легитимности власти должностных лиц в государстве  являются их выборы его гражданами. Чтобы выполнить эту роль, выборы сами должны быть легитимными, в том  числе легальными, должны проводиться  в установленном законом порядке  и признаваться большинством членов государства. Нарушение установленных  законом выборных процедур ставит под  сомнение легальность должностных  лиц, избранных по этим процедурам.

Сам термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен. Законность, принимаемая как действие через  закон и в соответствии с ним, отражается категорией «легальность». «Легитимность» и «легальность» - близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носит оценочный, этический  и политический характер, второе - юридический  и этически нейтральный. Любая власть, пусть и не популярная, легальная. В то же время она может быть не легитимной, то есть не приниматься  народом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их как орудие организованного  насилия. В обществе может существовать не только не легитимная, но и нелегальная  власть, например, власть мафиозных  структур.

Сегодня преобладает точка  зрения, что основой легитимности является убеждение в правомерности  данного строя. Заключение о наличии  убеждения можно сделать, прежде всего, на основе свободного выражения  гражданами своей воли. Устойчивость системы в конкретной стране также  может рассматриваться как признак  легитимности власти. Власть становится легитимной благодаря достижению ею устойчивости, определенности, установлению порядка. И наоборот, власть, сформировавшаяся демократическим путем, но не способная предотвратить гражданскую и межнациональную войны, противостояние центра и мест, "парада" суверенитетов, не является легитимной.

В обществе, переживающем переходное состояние, смену властей, легитимность существует скорее как проблема, в  сформировавшемся обществе — как  естественное качество политических отношений. Говоря о государственной власти как об объекте легитимности необходимо заострить внимание на понятие “власть”. Данное понятие относится к числу  широко употребляемых, при всей разнородности  и неоднозначности этого понятия  можно, однако, отметить одну объединяющую характеристику многочисленных его  определений - все они отражают отношения, в которых воля и действия одних  господствуют над волей и действиями других. Власть – одно из основных и  наиболее емких понятий, что подтверждается как отсутствием в современной  политической мысли одного общепризнанного  ее определения, так и многообразием  концепций власти.

Власть выступает главным  объектом вожделений и взаимодействий групп, общностей, организаций. Но власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. В самом деле, что такое власть — абстракция, символ или реальное действие? Ведь можно говорить о власти человека, организации, общества, но одновременно и о власти идей, слов, законов. Что  заставляет человека, общество подчиняться  кому-либо или чему-либо — боязнь насилия или желание повиноваться? При всей своей таинственности и  неопределенности власть никого не оставляла  равнодушным к себе: ею восхищались  и ее проклинали, ее возвышали до небес и “втаптывали в грязь”.

В политической литературе правильным определением власти считается  определение, данное известным ученым Максом Вебером, который полагал, что  власть - это “возможность того, что  одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана”. В словаре по политологии дается определение власти как “волевого особого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого”. Власть, таким образом, рассматривается как особое отношение господства, как способ воздействия на кого-то, как “власть над”, как принуждение, как сила. По мере демократизации общества власть стала рассматриваться не только как господство, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашения, разрешать конфликты. Тем самым власть истолковывается и как символическое средство социальной коммуникации.

Сущность власти заключается  в том, что это специфическое  отношение субъекта к себе (власть над собой), между субъектами, которое  предполагает определенное взаимодействие между ними (власть можно одобрять, терпеть или сопротивляться ей), в рамках которого властвующий субъект  реализует свою волю и интересы. Власть, опирающаяся только на силу, по словам Б.Рассела, “голая власть”.

Легитимность является базовым  элементом существования и функционирования государственной власти, а также  закрепления её в обществе. Все  в жизни общества имеет начало. Есть свое начало и у государственной  власти, господствующей в той или  иной стране. Как показывает исторический опыт, что от того, каким было это  начало, многое зависит в дальнейшей ее судьбе. В большинстве случаев  государственная власть может образоваться в результате свободных демократических  выборов, но может и в результате военного переворота или политической революции, которая станет ужасной  трагедией для многих слоев населения  и унесет миллионы или более человеческих жизней и до основания может разрушить  хозяйство страны.

Со времен М. Вебера принято  различать три "чистых" типа легитимации  власти, которые могут быть применены  и к легитимации государственной  власти. Это - традиционная харизматическая  и рациональная легитимация.

Традиционная легитимация  представляет собой господство на основе традиционного авторитета, коренящееся  в уважении обычаев, вере в их преемственность, в то, что власть "выражает дух  народа", соответствует обычаям  и традициям принятым в обществе в качестве стереотипов сознания и поведения. Традиции имеют огромное значение для укрепления власти монарха  в мусульманских странах Персидского  залива (Кувейт, Саудовская Аравия. Бахрейн  и др. в Непале, Бутане, Брунее. Они  определяют вопросы престолонаследия структуру органов государства. В тех мусульманских странах, где есть парламенты, они иногда создаются в соответствии с традициями аш-шуры (совещания при монархе) как  консультативные парламенты. Традиции определяют принятие решений в парламенте Индонезии главным образом путем  консенсуса. Вместе с религиозными догмами традиции во многом регулируют государственную жизнь в ряде развивающихся стран. Традиции имеют  важное значение для легитимации  государственной власти в странах, где действует система англосаксонского права. Судебный прецедент - одно из выражений  силы традиций. Британский монарх по традиции является главой англиканской церкви (составная часть его титула - Защитник веры). Аналогичная ситуация имеет место и в некоторых  других европейских странах, где  одна из церквей объявлена государственной (например, лютеранство в Дании).

Харизматическая легитимация - это господство, основанное на вере в личные дарования вождя (реже - узкой правящей группировки), в исключительную миссию вождя. Харизматическая легитимация  не связана с рациональными суждениями, а опирается на гамму чувств, это  сенсорная по своей природе легитимация. Харизма, как правило, индивидуальна. Она создаст особый образ. В прошлом - это вера в "доброго царя", способного избавить народ от притеснений со стороны бояр и помещиков. В современных условиях харизматическая власть встречается гораздо реже, чем в прошлом, но она распространена в странах тоталитарного социализма, будучи связанной с определенной идеологией (Мао Цзе Дун. Ким Ир Сен, Хо Ши Мин и др.) В сравнительно либеральной Индии с харизмой связано занятие важнейшего государственного поста премьер-министра представителями семейства Ганди - Неру (отец. затем дочь, а после ее убийства - сын). Такое же поколение стояло и стоит у власти в Шри Ланке (отец Бандеранаикс, затем жена, ныне президент - их дочь, а мать-премьер-министр).

Информация о работе Государственная власть: понятие, признаки, структура