Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:07, курсовая работа
Феномен власти во все времена вызывал большой интерес у представителей практически всех гуманитарных наук. И это не удивительно, если принять во внимание, что достаточно не просто найти более распространенную форму человеческих отношений, но в то же время столь таинственную среди других механизмов социального взаимодействия. Редкие формы человеческого общения выступают предметом столь оживленных дискуссий и диаметрально противоположных оценок в их понимании, и именно к ним относится власть.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Понятие и виды социальной власти.
1.1. Понятие и виды социальной власти……………………………………. 4 - 6
1.2. Понятие и признаки государственной власти…………………………7 - 12
ГЛАВА 2.Особенности государственной власти
2.1 Принципы осуществления государственной власти………………... 13 - 15
2.2. Легализация и легитимация государственной власти……………… 16 - 22
2.3Формы и способы осуществления государственной власти………… 23 - 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...… 29 - 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности всех органов образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.
В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, то есть управленческие и исполнительные органы.
Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют отличать их от других органов: правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции, задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим законодательством; наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых случаях принуждения.
ГЛАВА 2.Особенности государственной власти.
2.1 Принципы осуществления государственной власти.
В юридической и политической практике
представления о
Смысл идеи разделения властей —
не допустить злоупотребления
Современное смысловое содержание
разделения властей, как принципа организации
и функционирования государственной
власти включает:
1. четкое распределение функций, предметов
ведения и полномочий органов государственной
власти — законодательной, исполнительной,
судебной, их структурных подразделений
и должностных лиц, регулируемое законами,
указами, постановлениями, положениями
и другими правовыми актами;
2. независимость и самостоятельность
оперативной деятельности каждой ветви
власти, каждого органа и должностного
лица в границах права и компетенции;
3. обеспечение в системе государственной
власти механизма взаимного уравновешивания,
сдерживания всех ветвей власти и контроля;
4. гарантированное конституцией, законами,
административно-правовыми актами реальное
вовлечение общественных объединений,
организаций в процесс принятия политико-управленческих
решений и их реализации;
5. социальный (общественно-гражданский)
контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный
правовыми и организационно-структурными
механизмами.
Другой, не менее значимый
принцип организации и
Если государственная власть
организуется и осуществляет
свои полномочия в силу (и на
основе) правовых норм, то отсюда
следует еще один важный
В правовом демократическом государстве должны властвовать не лица, а правовые нормы, общие правила. Лица, обладающие властью, подчинены этим правилам одинаково с лицами, не имеющими власти, они являются исполнителями предписаний, которые отражены в Конституции, законах и кодексах.
Основополагающие начала правового демократического государства включают и такой принцип организации государственной власти, как ограниченность, предельность влияния на общество, очерчивание заданных масштабов государственных задач и функций, количества видов государственно-властных структур и органов государственного аппарата.
Концентрированным выражением всех указанных принципов организации и отправления государственной власти, своего рода началом, условием и критерием состоятельности власти является принцип легитимности, который принято отождествлять с законностью происхождения власти, выборностью, занятием должности на основе норм Права. Однако легитимность выходит за пределы такого понимания.
Не являясь правовым процессом
и не обладая поэтому юридическими
функциями, легитимность власти основана
на взаимодоверительности
2.2. Легализация и легитимация государственной власти.
Легализация – подтверждение подлинности имеющихся на документах подписей компетентных должностных лиц.5
Государственная власть – это, как правило, легальная власть (узаконенная). Она основана на праве, юридических (правовых) законах. Её носители, субъекты и объекты, как члены определенного государства, имеют определенные юридические права и обязанности. Их деятельность и отношения регулируются принятыми в данном государстве законами, а также нормами международного права. Права и обязанности субъектов и объектов государственной власти характеризуются соответствующей легитимностью. Они признаются всеми членами данного государства и другими государствами, их большинством или решающей их частью. Эта легитимность отличается от легитимности, которая основана только на личных, или персональных, качествах и «эмоциональной преданности» субъектов и объектов власти или на их вере в значимость таких «условностей», как нормы партийной жизни и других общественных объединений, общественное мнение, нравы, обычаи, традиции, моральные нормы. Члены государства верят, в частности, в значимость прав и обязанностей других его членов присваивать, удерживать, преобразовывать, регулировать и использовать государственную власть в определённых интересах. Именно на вере членов государства в значимость, законов основана, прежде всего, легитимность современных властных органов государства и властных государственных учреждений, субъектов государственной власти и работников государственного аппарата, их прав и обязанностей, легитимность самой государственной власти.
Легальность государственной
власти может устанавливаться в
самых разных формах и самыми разными
способами. В средние века, чтобы
выглядеть законными
Сегодня одной из наиболее
распространённых форм установления легальности
и, следовательно, легитимности власти
должностных лиц в государстве
являются их выборы его гражданами.
Чтобы выполнить эту роль, выборы
сами должны быть легитимными, в том
числе легальными, должны проводиться
в установленном законом
Сам термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен. Законность, принимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, отражается категорией «легальность». «Легитимность» и «легальность» - близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носит оценочный, этический и политический характер, второе - юридический и этически нейтральный. Любая власть, пусть и не популярная, легальная. В то же время она может быть не легитимной, то есть не приниматься народом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их как орудие организованного насилия. В обществе может существовать не только не легитимная, но и нелегальная власть, например, власть мафиозных структур.
Сегодня преобладает точка
зрения, что основой легитимности
является убеждение в правомерности
данного строя. Заключение о наличии
убеждения можно сделать, прежде
всего, на основе свободного выражения
гражданами своей воли. Устойчивость
системы в конкретной стране также
может рассматриваться как
В обществе, переживающем переходное
состояние, смену властей, легитимность
существует скорее как проблема, в
сформировавшемся обществе — как
естественное качество политических отношений.
Говоря о государственной власти
как об объекте легитимности необходимо
заострить внимание на понятие “власть”.
Данное понятие относится к числу
широко употребляемых, при всей разнородности
и неоднозначности этого
Власть выступает главным
объектом вожделений и взаимодействий
групп, общностей, организаций. Но власть
оказывается наиболее таинственным
явлением в политике, природу которого
выявить непросто. В самом деле,
что такое власть — абстракция,
символ или реальное действие? Ведь
можно говорить о власти человека,
организации, общества, но одновременно
и о власти идей, слов, законов. Что
заставляет человека, общество подчиняться
кому-либо или чему-либо — боязнь
насилия или желание
В политической литературе правильным определением власти считается определение, данное известным ученым Максом Вебером, который полагал, что власть - это “возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана”. В словаре по политологии дается определение власти как “волевого особого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого”. Власть, таким образом, рассматривается как особое отношение господства, как способ воздействия на кого-то, как “власть над”, как принуждение, как сила. По мере демократизации общества власть стала рассматриваться не только как господство, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашения, разрешать конфликты. Тем самым власть истолковывается и как символическое средство социальной коммуникации.
Сущность власти заключается в том, что это специфическое отношение субъекта к себе (власть над собой), между субъектами, которое предполагает определенное взаимодействие между ними (власть можно одобрять, терпеть или сопротивляться ей), в рамках которого властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Власть, опирающаяся только на силу, по словам Б.Рассела, “голая власть”.
Легитимность является базовым
элементом существования и
Со времен М. Вебера принято
различать три "чистых" типа легитимации
власти, которые могут быть применены
и к легитимации
Традиционная легитимация
представляет собой господство на основе
традиционного авторитета, коренящееся
в уважении обычаев, вере в их преемственность,
в то, что власть "выражает дух
народа", соответствует обычаям
и традициям принятым в обществе
в качестве стереотипов сознания
и поведения. Традиции имеют огромное
значение для укрепления власти монарха
в мусульманских странах
Харизматическая легитимация
- это господство, основанное на вере
в личные дарования вождя (реже -
узкой правящей группировки), в исключительную
миссию вождя. Харизматическая легитимация
не связана с рациональными
Информация о работе Государственная власть: понятие, признаки, структура