Государственная власть: понятия и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение деятельности государственной власти. Я считаю эту тему достаточно актуальной, поскольку достаточно много проблем в сфере государственного управления .
В настоящее время в Украине актуальность и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности органов государственной власти, с качеством оказываемых государством услуг в контексте развития гражданского общества. Реформирование украинской властности актуализирует проблему становления адекватной системы государственного управления, определения параметров, способствующих повышению эффективности деятельности органов государственной власти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. Государственная власть её понятие и свойства………………………..6
1.1 Понятия государственной власти…………………………………………………6
1.2Легетимность………………………………………………………………………11
1.3Легальность…………………………………………………………………….......11
1.4 Законность…………………………………………………………………………12
РАЗДЕЛ 2. Механизм государственной власти…………………………………….15
РАЗДЕЛ 3. Разделение властей……………………………………………………....18
3.1 Теория разделения властей……………………………………………………….19
3.2 Законодательная власть ……………………………………………………….....18
3.3 Исполнительная власть…………………………………………………………...21
3.4 Судебная власть………………………………………………………………......24
ВЫВОД………………………………………………………………………………..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом можно сделать  вывод, что государственная власть- это публично-политические отношения между государственным аппаратом и подвластными ему индивидами ( их объединениями, социальными общностями).

Государственная власть является разновидностью политической власти. Обладая всеми её признаками, государственная власть имеет только ей присущие черты:

1)единство – нормой для государства является одна государственная власть: в противном случае неизбежна гражданская война или, как минимум, беспорядки. Все иные власти, даже политические, отмечены плюрализмом. Их может быть несколько – например, власть правящей партии  власть оппозиционной партии;

  1. всеобщность – государственная власть распространяет своё действие на всю территорию государства и всех проживающих и пребывающих на ней индивидов без различия гражданства и подданства;
  2. универсальная репрезентативность – государственная власть представляет всё общество, выступает от его имени во внутренних и внешних общих делах. Качество репрезентативности обладают и иные виды власти, но они представляют интересы отдельных социальных общностей, а не всего общества;
  3. суверенность – государственная власть является самостоятельной и независимой от любой иной власти внутри страны и вне её. При это необходимо учитывать, что суверенитет современного государства ограничивается признанными стандартами прав человека, международными обязательствами, находятся под контролем гражданского общества и мирового сообщества;
  4. организационное оформление – государственная власть отделена от общества, стоит над ним, и материально воплощена в государственном аппарате – в системе взаимосвязанных органов, состоящих их профессиональных управленцев. Частью государственного аппарата являются органы принуждения (армия, полиция, органы контроля и надзора, тюрьмы  и т.д.). Никакая другая власть подобными инструментами воздействия не располагает;
  5. монополия (исключительное право) на издание общеобязательных правил поведения и обеспечение их исполнения с помощью принудительной силы государства;
  6. монополия на взимании налогов, пошлин, сборов, привлечения населения к исполнению неналоговых повинностей (например, трудовая повинность на период войны).Финансовые средства  необходимы государственной власти для содержания аппарата государства и решения общих проблем ( обороны, строительства общезначимых дорог и иных сооружений. Поддержки культуры и т.д.)

Важнейшими характеристиками (свойствами) современной власти является  легитимность, легальность и законность.4

 

 

1.2Легетимность

Легитимность означает признание власти населением, принятие её в качестве справедливого и политически оправданного явления. Чем выше уровень легитимности, тем больше поддержка власти народом при принятии каких-либо политических решений. Легитимная власть создаёт состояние доверия между правительством и народом, такой власти прощаются ошибки, она способна принимать и осуществлять непопулярные решения. Легитимная власть – это власть, соответствующая представлениям людей о должной государственной власти, причём вовсе не обязательно эти представления носят юридический характер.5

В широком смысле легитимность – это принятие властей населением страны, признание её права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признаётся законодательная власть, образованная в соответствии с процедурной, предусмотрительной правовыми нормами.6

Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной  власти. Легитимность первоисточника власти ( властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны.

Государственные органы приобретают  свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия  непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путём конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке предусмотренном законом.

 

1.3Легальность

Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны. Легальная власть устанавливается и действует на основе конституции и иных нормативно-правовых актов. При  этом сама нормативная основа организации и функционирования государственной власти должна соответствовать общечеловеческим ценностям и принципам права. В противном случае придётся признать легальной власть антинародного, тоталитарного государства.

                                                 1.4 Законность власти           

Законность власти синтезирует понятия легитимности и легальности власти. Законная власть устанавливается и передаётся в соответствии с процедурами конституции и при непосредственном участии народа, действует в рамках определённых законом полномочий и законными методами, пользуется поддержкой населения. Законность – это режим общественно-политической жизни, основанный на правовом характере её организации и выражающийся в требовании точного, строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения действующих правовых актов всеми субъектами права.7Сущность законности состоит в добросовестном и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующих законов, которые и обеспечивают состояние правомерности общественных отношений. Цель законности в демократическом государстве состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Средства и методы реализации требований законности должны носить правовой характер. Единство сущности, цели и средств реализации требований законности выражается в категории правозаконности. По классическому определению английского конституционалиста Альберта Дайси: «Правозаконность – это абсолютный авторитет и главенство действующего законодательства, противопоставленные произвольным расположениям властей и исключающие не только произвол со стороны правительства, но и саму возможность действовать в каких-то ситуациях по своему усмотрению».

Принципы законности представляют собой основные идеи, раскрывающие содержание законности как состояния правомерности общественных отношений, законосообразности поведения индивидов:

  1. принцип верховенства закона предполагает, что закон занимает главенствующее положение в системе нормативно-правовых актов, поскольку является актом высшего законодательного органа, непосредственно выражающего волю народа. Все подзаконные акты не должны противоречить законам и должны приниматься в строго установленном законом порядке и форме, а правоприменительные акты должны соответствовать законам и изданным в соответствии с ними подзаконными актами;
  2. принцип единства законности, означающий единообразное понимание и применение законов на всей территории государства. В демократическом государстве не может быть законности «калужской» или «рязанской», правосудия «басманного» или «печерского» - все органы государства, их должностные лица и граждане должны одинаково воспринимать и исполнять требования законов;
  3. принцип всеобщности законности, предполагающий, что требования законов и подзаконных актов распространяются на всех субъектов права без какого-либо исключения. Никто не вправе самостоятельно решать, какой объем требований закона распространяется лично на него, никто не вправе ставить себя над законом или вне закона;
  4. принцип равенства всех перед законом, то есть наличие равных прав и обязанностей у каждого, независимо от  социального положения, занимаемой должности, расы, пола; равная защищённость всех и каждого, независимо от социального положения со стороны должностных лиц и органов государственной власти;
  5. принцип гарантированности основных прав и свобод человека, состоящий в необходимости обеспечения приоритета прав индивида и их гарантиях со стороны государства;
  6. принцип взаимосвязи законности и демократии.

Законность является основной для  становления и развития демократии, и наоборот, демократия представляет собой основной фактор укрепления режима законности. Без демократии, заонность может выродиться в охлократию (власть толпы), анархию и произвол толпы по отношению к личности. Этот принцип связывает действия законности только с правовыми законами;

  1. принцип целесообразности, раскрывающий, как соотносятся цели и средства их реализации в деятельности  государства. Предполагается, что закон воплощает в себе высшую общественную целесообразность, то есть отвечает целям и задачам общества. В рамках закона следует избирать наиболее оптимальные решения. Недопустимо нарушение закона под предлогом целесообразности (житейской, местной, корпоративной), равно как невозможно достичь даже самых благородных целей путём ущемления и отчуждения прав человека;
  2. принцип неотвратимости ответственности, означающий, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении лица должны понести справедливое наказание. Осознание неизбежности ответственности является главным сдерживающим фактором для потенциальных правонарушителей.

Законность, в свою очередь, рассматривается  как общеправовой принцип, сущность которого состоит в категорическом требовании правомерного поведения  всех субъектов права во всех сферах правовой жизни.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. Механизм государственной  власти

Любая государственная власть реализуется  в тех или иных организационных  формах. Совокупность последних и  составляет механизм государственной  власти. Центральное место в механизме  государственной власти занимает государственный аппарат, включающий в себя совокупность органов государственной власти, тот особый слой людей, которых можно назвать государственными чиновниками или служащими и которые осуществляют профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. 9

Наряду с государственным аппаратом  в механизм государственной власти включаются и некоторые формы  непосредственной демократии (референдумы, выборы и т.п.), т.е. формы реализации государственной власти непосредственно населением.2

Механизм государства состоит  из особого разряда людей, реализующих  функции государства. Это система  государственных органов и учреждений, связанных иерархической соподчиненностью и правомочных совершать действия, составляющие монополию государства. Наконец, для обеспечения выполнения возложенных на него функций он располагает необходимыми организационными и материальными средствами, в том числе и «вещественными придатками» для принуждения в случае необходимости к исполнению велений государства.

Механизм государства, как и  механизм государственной власти, представляет собой, таким образом, материализованное, непосредственное существование самого государства, это реальная организационно-материальная сила, располагая которой государство властвует.

Решающую роль в механизме государственной  власти играют государственные органы. Именно они специально образуются для  осуществления государственной  власти. Особенностью государственных  органов является то, что они обладают такими средствами и возможностями, которых не имеет никакая другая организация, а именно государственно-властными полномочиями.10

Последние необходимы для эффективного выполнения государством своих функций. Государство, действуя через свои органы, возлагает на них определенные обязанности и соответствующие права. Полномочия - это и есть соединение юридической обязанности органа с его правом. У государственного органа не существует прав в чистом виде, это не какие-то его привилегии, они возникают лишь в связи с необходимостью для данного органа выполнять возложенные на него обязанности. Более того, каждое конкретное право государственного органа выступает одновременно и в качестве его обязанности. Таким образом, существует принципиальное различие между субъективными правами гражданина и правами (полномочиями) государственных органов, поскольку для последних возможное поведение есть одновременно и должное поведение.

Помимо наличия у государственного органа государственно-властных полномочий к его основным чертам можно отнести следующие: орган образуется в установленном государством порядке; он уполномочен государством осуществлять задачи и функции последнего; он действует в установленном для него государством порядке; органы государства являются частями единого государственного аппарата.

Каждый орган государства, наконец, характеризуется наличием определенной компетенции (кругом вопросов его ведения  и совокупностью полномочий, взятых вместе), структуры, кадрового состава. В современном мире разделение властей – это принцип конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на относительно независимые и различные по функциям ветви власти.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. Разделение властей

3.1 Теория разделения властей

Теория разделения властей – того многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма. Она была создана несколькими поколениями исследователей государства и политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически обоснована Джоном Локком, в классическом виде разработана Шарлем Луи Монтескьё, Иммануилом Кантом, Бенжаменом Констаном, Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном. Впервые и наиболее последовательно принцип разделения властей был воплощён в Конституции США 1787 г.12

Основные положения теории разделения властей:

  1. разделение властей закрепляется конституцией;
  2. законодательная исполнительная и судебная власти предоставляются различными людьми и органами;
  3. все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
  4. никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
  5. судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

Теория разделения властей в  государстве призвана обосновать такой строй государства, который исключал бы возможность узурпации власти любым должностным лицом или органом государства. Первоначально она была направлена на ограничение власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры,

Информация о работе Государственная власть: понятия и виды