Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:46, курсовая работа
Целью моей работы является изучение деятельности государственной власти. Я считаю эту тему достаточно актуальной, поскольку достаточно много проблем в сфере государственного управления .
В настоящее время в Украине актуальность и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности органов государственной власти, с качеством оказываемых государством услуг в контексте развития гражданского общества. Реформирование украинской властности актуализирует проблему становления адекватной системы государственного управления, определения параметров, способствующих повышению эффективности деятельности органов государственной власти.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. Государственная власть её понятие и свойства………………………..6
1.1 Понятия государственной власти…………………………………………………6
1.2Легетимность………………………………………………………………………11
1.3Легальность…………………………………………………………………….......11
1.4 Законность…………………………………………………………………………12
РАЗДЕЛ 2. Механизм государственной власти…………………………………….15
РАЗДЕЛ 3. Разделение властей……………………………………………………....18
3.1 Теория разделения властей……………………………………………………….19
3.2 Законодательная власть ……………………………………………………….....18
3.3 Исполнительная власть…………………………………………………………...21
3.4 Судебная власть………………………………………………………………......24
ВЫВОД………………………………………………………………………………..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………30
Опасность установления которой – постоянная общественная реальность.
Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех демократических государств. Современное государствоведение и конституционная практика на ряду с классической триадой законодательной, исполнительной и судебной власти признаю существования учредительной, избирательной, муниципальной, контрольной власти, а так же самостоятельного института власти главы государства.13
Законодательная власть – представительная. На основе выборов народ передаёт власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве. Как отмечал Дж. Локк, « законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из неё и подчинены ей».2
Верховенство – и это важно для сегодняшней украинской действительности – не означает и не должно означать полновластие законодательных органов. Имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения вытекают из её делегированности (только народ обладает всей полнотой государственной власти), определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, дабы не оставаться набором фраз на бумаге, должно соответствовать политическим и юридическим реалиям, а так же фундаментальному праву – конституции, иначе конституционного надзора могут признать его недействительным.
3.2 Законодательная власть
Законодательная власть – это делегированная коллегиальная власть. Дж. Локк писал, что в хорошо устроенных государствах, где принимается во внимание благо целого, законодательная власть передаётся в руки различных лиц, которые собравшись должным образом, обладают сам или совместно с другими власть создавать законы. Название данной ветви «законодательная» не означает, что, кроме законодательной деятельности представительные органы не выполняют никакой другой. Не менее существенной функции законодательной власти является финансовая, реализуемая в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны. Есть и определённые «распорядительные» функции связанные с формированиями высших исполнительных и судебных органов. Не мало важную роль в деятельности законодательных органов играет осуществляемый ими контроль за работой правительства, иных должностных лиц исполнительной власти. Отличие от судебной, законодательная власть вправе давать лишь политическую оценку тем или иным представителям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности (импичмент). Таким образом, законодательная власть – это делегированная народам своим представителем государственная власть реализуемая коллегиально путём издания законодательных актов, а так же наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти , главным образом в финансовой сфере. Законодательная власть реализуется избираемым ( иногда частично назначаемым парламентом) – высшим представительным органом государства. Парламент обычно включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Двухпалатная структура, как уже говорилось, предохраняет парламент от поспешны решений нижней палаты. Как правило срок полномочий верхней палаты более длительный чем нижней, Её депутаты имеют более возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежать только нижние палаты.14
Руководства парламентом осуществляется единолично председателем, коллегиальные органы (президиумы) крайне редки. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрепарламентских органов и т. д.
Парламент и каждая пала на весь срок своих полномочий образуют комиссии ( постоянные, временные, смешанные). Наиболее распространённой комиссией является согласительная, и её задача – выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут так же обладать правом законодательно инициативы, контроля за правительство и аппаратом государственного управления.
Парламент облает большими полномочиями в сфере законотворчества (издавать законы самостоятельно или совместно с главой государства). Он вправе устанавливать налоги, принимать государственный бюджет участвовать во внешнеполитической процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и иные функции: привлекать президента, членов правительства к ответственности (импичмент), создавать комиссии по расследованию.
Порядок работы парламента определятся его регламентов в котором так же закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждения законопроекта на пленарных заседания и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование. 15
3.2 Исполнительная власть
В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характере. Это, кстати, вытекает из этимологии «администрация». Администрация всегда находится в подчиненном положении, над неё есть некто, кому принадлежит власть. Задачи администрации остаются неизменными по своей природе и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в разрешении сообразно с этим частных вопросов.
Исполнительная власть носит подзаконных характер. Все действий и акты соответствующих органов основываются на законе и не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. От сюда их названия- исполнительные.
Существенные признаки исполнительной власти – это её универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, её органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, так же в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила в лице её чиновников, армии, администрации, судей. Среди этой силы особая роль принадлежит вооружённым формированиям: армии, органам безопасности, милиции(полиции).16Указанные признаки и особенно предметный, «силовой» характер исполнительной власти составляют объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы сдержек и противовесов, эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной власти (через развитое законодательство – правовые законы), так и со сстороны судебной власти ( через судебный контроль и конституционный надзор).Значит исполнительная власть – это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. 17
Исполнительная власть реализуется государство через правительств (президента) и его органы на местах. Правительство (президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица ( в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае правительство выступает как группа ближайших советников главы государства – президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Правительство призвано обеспечивать охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство (президент) назначает на высшие военные и и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат.2
Наиболее значимые решения порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнения, правительство издаёт в форме регламентных актов. Помимо собственно регламентной власти правительство может иметь право на издание актов делегированного законодательства. Правительство (премьер-министры) большинства стран обладают правом законодательной инициативы и могут показывать решающие воздействия на законодательных процессах.
За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несёт, как правило, солидарную политическую ответственность. Отказ правительства в доверии выражается в строгой юридической форме и путём специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и общему правилу к его замене новым. Однако потерпевшие поражения правительства (в целях уравновешивания властей) может, не выходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента (нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов. Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его члена к судебной ответственности за совершение преступных дияний. При этом обвинения предъявляется парламентом или нижней палатой, а расмотрение и решения дела отнесено к юрисдикции или конституционного суда, или верхней палаты парламента.18
Исполнительная власть на местах осуществляется по средством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти ( местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делам поручается назначаемому представителю центральной власти – губернатору, префекту. Он возглавляет аппарат местного управления, который составляет часть аппарата государственного управления. В случае когда управления реализуется выборными органами, они имеют определённую самостоятельность по отношению к центральным органом исполнительной власти.
Система местного самоуправления, или муниципальная система, включает как выборные органы самоуправления, так административные службы находящиеся в их ведении. Эти службы образуют коммунальную или муниципальную администрацию, содержание которой обеспечивается за счёт местного бюджета.
3 3. Судебная власть
Органы, отправляющие правосудие, - третья ветвь государственной власти, которая, как уже говорилось, играет особую роль как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но не как не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. В этом гарантии и независимости суда, и прав, и свобод граждан, и государственности в целом. Важно, что суд не только реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, но и выступает как своеобразный арбитр в процессе законотворчества (чего не было в советское время). Тем самым суд выступает в качестве «сдержки и противовеса» по отношению к двум другим ветвям власти. Причём у суда есть определённые преимущества по сравнению с законодателем в оперативности проведения правопорядка в соответствие с требованиями жизни. Суд, обращаясь к толкованию конституции и права, может принимать решения, руководствуясь не только буквой, но и духом закона, аксиомами и принципами права. Речь прежде всего об экстремальных исключительных ситуациях, особенно в процессах, обеспечивающих такое распределение и баланс двух других ветвей власти, которые в конечном счёте гарантировали бы господства права и справедливости в обществе.
Необходимо отметить, что в советском обществе суд рассматривался лишь как орган призванные охранять социалистическое общество, государство и граждан от неправомерных действий, ответственности же государства перед своими гражданами не предавалось должного значения. Прерогативы суда были ограничены точным применением норма, суд был не вправе устранить даже вполне очевидные недостатки издаваемых подзаконных актов в сфере прав и свобод личности.19
Существенная особенность
ВЫВОДЫ
Государственная власть – фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятий «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.
Государственная власть является разновидностью политической власти. Обладая всеми её признаками, государственная власть имеет только ей присущие черты:
1) единство – нормой для государства является одна государственная власть: в противном случае неизбежна гражданская война или, как минимум, беспорядки. Все иные власти, даже политические, отмечены плюрализмом. Их может быть несколько – например, власть правящей партии власть оппозиционной партии;
2) всеобщность – государственная власть распространяет своё действие на всю территорию государства и всех проживающих и пребывающих на ней индивидов без различия гражданства и подданства;
3) универсальная репрезентативность – государственная власть представляет всё общество, выступает от его имени во внутренних и внешних общих делах. Качество репрезентативности обладают и иные виды власти, но они представляют интересы отдельных социальных общностей, а не всего общества;
4) суверенность – государственная власть является самостоятельной и независимой от любой иной власти внутри страны и вне её. При это необходимо учитывать, что суверенитет современного государства ограничивается признанными стандартами прав человека, международными обязательствами, находятся под контролем гражданского общества и мирового сообщества;
5) организационное оформление – государственная власть отделена от общества, стоит над ним, и материально воплощена в государственном аппарате – в системе взаимосвязанных органов, состоящих их профессиональных управленцев. Частью государственного аппарата являются органы принуждения (армия, полиция, органы контроля и надзора, тюрьмы и т.д.). Никакая другая власть подобными инструментами воздействия не располагает;
6) монополия (исключительное право) на издание общеобязательных правил поведения и обеспечение их исполнения с помощью принудительной силы государства;
7) монополия на взимании налогов, пошлин, сборов, привлечения населения к исполнению неналоговых повинностей (например, трудовая повинность на период войны).Финансовые средства необходимы государственной власти для содержания аппарата государства и решения общих проблем ( обороны, строительства общезначимых дорог и иных сооружений. Поддержки культуры и т.д.)