Государственное управление конфликтными ситуациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Они являются неотъемлемой частью общественной жизни и всегда связаны с субъективным сознанием людей, противоречивости их интересов тех или иных социальных групп. Обострения противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми и осознаются как несовместимость целей и интересов.
Конфликт – это столкновение противоположных целей, мнений, интересов, позиций оппонентов или субъектов взаимодействия.
Социальный конфликт – это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает, когда одна сторона стремится к реализации своих целей или интересов в ущерб другой.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие социальных конфликтов 5
1.1. Природа человека и социальный конфликт 5
1.2. Характеристика социальных конфликтов. Структура и динамика конфликта 8
1.3. Классификация конфликтов 12
2. Государственное управление социальными конфликтами 15
2.1 Методы разрешениея конфликтных ситуаций 15
2.2. Роль государственных органов в разрешении конфликтов 17
2.3. Социальное партнерство 24
Заключение 31
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Государственное управление социальными конфликтами.docx

— 62.97 Кб (Скачать файл)

Для острого конфликта  характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое. Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально-психологических  характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей  немедленных действий.

Острый конфликт бывает гораздо  более кратковременным, чем конфликт с менее сильными столкновениями и с большими перерывами между  ними. Однако острый конфликт безусловно более разрушителен, он наносит значительный урон ресурсам противнику, их престижу, статусу и психологическому равновесию.

Длительность конфликта  имеет большое значение для противоборствующих сторон. Прежде всего от нее зависит  величина и стойкость изменений  в группах и системах, являющиеся результатом расходования ресурсов в конфликтных столкновениях. Кроме  того, в длительных конфликтах увеличивается  расходование эмоциональной энергии  и повышается вероятность возникновения  нового конфликта из-за разбалансировки  социальных систем, отсутствия равновесия в них.

Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой - являются тем  механизмом, который способствует решению  многих проблем, сплачивает группы и  в конечном счете служит одним  из способов достижения социальной справедливости.

Так, многие считают, что  общество и отдельные его элементы развиваются в результате эволюционных изменений, т.е. в ходе непрерывного совершенствования и возникновения  более жизнеспособных социальных структур на базе накопления опыта, знаний, культурных образцов и развития производства, и вследствие этого предполагают, что социальный конфликт может носить только негативный, разрушительный и  деструктивный характер3.

Конструктивный и деструктивный  пути конфликта зависят от характеристик  его предмета; размера, ригидности, централизованности, взаимоотношения  с другими проблемами, уровня осознанности.

Структура конфликта по мере своего развития может измениться: в нем может происходить подмена  объекта конфликта, могут изменяться и участники.

Динамика конфликта складывается из трех основных стадий:

  • Предконфликтная ситуация (нарастание). Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени. Пред-конфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией. Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.
  • Непосредственно конфликт (реализация). Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Это активная, деятельная часть конфликта. Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их можно разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей.
    1. действия соперников в конфликте, носящем открытый характер. (Словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба и т.п.)
    2. скрытные действия соперников в конфликте. Основным образом действия в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление. Это способ управления, когда основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию.
  • Разрешение конфликта (затухание). Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы.

 

1.3. Классификация конфликтов

 

Классификацию конфликтов можно  провести по двум параметрам: - по типам  субъектов (личностный, групповой, организационный, нация как специфическая макрогруппа, государство как специфический  институт)

по протеканию конфликта

- по протеканию конфликта  внутри системы или вне системы. 

 

Таблица 1.

Классификация конфликтов 

Типы конфликтов

Внутри системы

Вне системы

Личностный

Внутриролевые

Межличностные

Групповой

Внутригрупповые

Межгрупповые

Организационный

Внутриорганизационные

Межорганизационные

Нация

 

Межэтнические

Государство

Внутригосударственные

Межгосударственные


 

По отношению к субъекту выделяются следующие типы конфликтов:

1). Внутриличностный конфликт, который выражается борьбой противоречий  внутри человека, сопровождаемой  эмоциональной напряженностью. Одна  из самых распространенных форм  – ролевой конфликт, когда к  одному человеку предъявляются  противоречивые требования по  поводу того, каким должен быть  результат его работы.

2). Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. Конфликт между личностями возникает  там, где сталкиваются разные  школы, манеры поведения, их  может питать и желание получить  что-то, неподкрепленное соответствующими  возможностями. Межличностный конфликт  может также проявляться как  столкновение людей с различными  чертами характера, взглядами  и ценностями.

3). Конфликт между личностью  и группой может возникнуть, если  эта личность займет позицию,  отличающуюся от позиции группы. В процессе функционирования  группы вырабатываются групповые  нормы, стандартные правила поведения,  которых придерживаются её участники.  Соблюдение групповых норм обеспечивает  принятие или не принятие индивида  группой.

4). Межгрупповые конфликты  часто возникают из-за отсутствия  четкого согласования функций  и графиков работы между группами. Межгрупповые конфликты часто  возникают и между неформальными  группами.

По формам конфликты можно  разделить на:

  • полномасштабный - открытая социальная борьба, в которой четко представлены противоборствующие стороны, их интересы, объект борьбы, стратегия и тактика поведения.
  • неполный конфликт - вовлекает меньшее число участников, у него слабо структурированы интересы и состав сторон, он в меньшей степени легализован и не отличается открытым поведением (например, скрытый или вялотекущий конфликт интересов администрации предприятия и рабочих, непринимающий формы массовой забастовки).

Конфликты по протеканию делятся  на:

  • кратковременные (предмет конфликта исчерпывается в процессе контактных взаимоотношений);
  • продолжительные (затянувшиеся процессы по отношению к ожиданиям участников, часто носят деструктивный характер).

По природе возникновения  выделяют конфликты:

а) деловые - имеют производственную основу и возникают в связи  с поиском путей решения сложных  проблем, с отношением к имеющимся  недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д. Они неизбежны.

б) эмоциональные - имеют  сугубо личностную природу. Источник этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости;

По направленности взаимодействия - вертикальные и горизонтальные, то есть между оппонентами разных рангов и одного ранга.

Социальные конфликты  возникают и развиваются в  недрах социальной структуры. Социальное неравенство и отношения господства — основная детерминанта социального  конфликта, реализующаяся во взаимоотношении  общностей и групп. Современность  вносит существенное разнообразие в  эту общую закономерность социального  конфликта.

И в развитых и в развивающихся  странах не существует тех жестких границ между социальными группами, в том числе крупными, которые имели место в прошлом. Для современного общества, тем более постиндустриального, характерны, как отмечалось на последнем (XIII Международном социологическом конгрессе, подвижность и изменчивость границ различных социальных групп, консолидирующихся, дифференцирующихся, а также ослабевающих и исчезающих4.

Социологами анализировались  группы, действующие в плане взаимопонимания  и взаимообогащения и группы противоположного характера, настроенные на конфронтацию и даже потенциально ориентированные  на деструктивное, антиобщественное поведение. Это обстоятельство заставляет отказаться от догматического тезиса о субъекте социальной борьбы — всегда единой большой общности людей, сплоченного  социального класса (рабочих, крестьян или буржуазии).

 Предметная сторона  конфликта зависит от интересов,  актуальной мотивации. Так, трудовые  конфликты связаны с удовлетворением  потребностей конкретных целей  в процессе трудовой деятельности, политические – с властными  отношениями, экологические - порождены  глобальными проблемами современного  поведения участников.

 

2. Государственное управление социальными конфликтами

 

2.1 Методы разрешения конфликтных ситуаций

 

В случае возникновения конфликта  нельзя рассчитывать на его саморазрешение; замораживание ситуации создает  угрозу нового обострения, взрыва. Урегулирование конфликта проявляется в компромиссном  разрешении спора, которое позволяет  сторонам достичь некоторых или  всех первоначальных целей. Для этого  используются различные формы и  методы - от юридической и судебной помощи до стачек и забастовок. Разрешение конфликта цивилизованными методами возможно при сильных институтах государственной власти, ответственном  представительстве сторон5.

Наиболее эффективным  способом урегулирования конфликта  являются переговоры. Процесс переговоров  включает три стадии.

1. Предварительная сделка, т.е. условия, на которых стороны  согласны их начать.

2. Обсуждение существа  спора лицом к лицу, подготовка  удовлетворяющего стороны соглашения.

3. Имплементация, т.е. оформление  и толкование достигнутого в  ходе переговоров соглашения.

Успешные переговоры завершаются  согласованием, компромиссом, арбитражным  решением. При этом первостепенную роль играет посредник, в качестве которого выступают органы управления, профсоюзы, третейские суды и др.

В зависимости от степени  охвата конфликтами территории, предприятий, работников, населения они разрешаются  на местном, региональном уровне или  для этого требуются меры общегосударственного масштаба.

Одним из главных источников конфликтности являются социально-трудовые отношения. Участниками трудовых отношений  выступают работники и работодатели. Основную роль в их оптимизации призван  играть рынок рабочей силы. Однако либерализация трудовых отношений  привела к ущемлению интересов  работников, между ними и работодателями возникают разногласия по поводу цены и условий найма, занятости, социальных гарантий, выполнения коллективных договоров и соглашений.

Государство регулирует рынок  рабочей силы и участвует в  согласовании интересов сторон трудовых отношений. Целью государства являются формирование цивилизованного рынка  труда, достижение социального партнерства, а в случаях его нарушения - защита общества от негативных последствий  конфликта. Конституция РФ предоставляет  право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку6.

Коллективным трудовым спором (конфликтом) являются неурегулированные  разногласия между работниками  и работодателями по поводу условий  труда, исполнения коллективных договоров, соглашений по социально-трудовым вопросам. Предусматривается участие государственного органа, содействующего разрешению коллективного  трудового спора. Орган действует  в соответствии с Положением о  Службе по урегулированию коллективных трудовых споров, оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения трудового спора, готовит посредников  и трудовых арбитров, финансирует  примирительные процедуры.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного  трудового спора.

Забастовка как способ разрешения коллективного трудового  спора применяется, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора  либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет достигнутого соглашения.

 

2.2. Роль государственных органов в разрешении конфликтов

 

Стиль поведения в конфликте  совпадает по значению со способом его разрешения. Относительно общения  между людьми стиль есть манера вести  себя, совокупность характерных приёмов, отличающих образ действий, т. е. в  данном случае способ преодоления конфликтной  ситуации, решение проблемы, приведшей  к конфликту. Следовательно путь к урегулированию конфликтов лежит  через те же пять способов упомянутых в предыдущем разделе. При этом приходится принимать в расчёт ряд существенных обстоятельств, которые так или  иначе сводятся к использованию  мер стимулирования, включая убеждение  и принуждение.

  • основная задача в урегулировании любого конфликта состоит в том, чтобы по возможности придать ему функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от негативных последствий противостояния или острого противоборства. Такой результат достижим, если участники конфликта проявят честный и доброжелательный подход к улаживанию своих разногласий, общую в этом заинтересованность, если они приложат совместные усилия к поиску положительного решения на основе консенсуса, т.е. устойчивого, стабильного согласия всех сторон,

При консенсусе вовсе не обязательно, чтобы общее согласие было единогласием — полным совпадением позиций всех участников процесса урегулирования конфликта. Достаточно того, чтобы отсутствовало возражение кого-либо из оппонентов, ибо консенсус несовместим с отрицательной позицией хотя бы одной из сторон, участвующих в конфликте. Конечно, тот или иной вариант согласия зависит от природы и типа конфликта, характера поведения его субъектов, а также от того, кто и как управляет конфликтом.

Информация о работе Государственное управление конфликтными ситуациями