Государственное управление конфликтными ситуациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Они являются неотъемлемой частью общественной жизни и всегда связаны с субъективным сознанием людей, противоречивости их интересов тех или иных социальных групп. Обострения противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми и осознаются как несовместимость целей и интересов.
Конфликт – это столкновение противоположных целей, мнений, интересов, позиций оппонентов или субъектов взаимодействия.
Социальный конфликт – это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает, когда одна сторона стремится к реализации своих целей или интересов в ущерб другой.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие социальных конфликтов 5
1.1. Природа человека и социальный конфликт 5
1.2. Характеристика социальных конфликтов. Структура и динамика конфликта 8
1.3. Классификация конфликтов 12
2. Государственное управление социальными конфликтами 15
2.1 Методы разрешениея конфликтных ситуаций 15
2.2. Роль государственных органов в разрешении конфликтов 17
2.3. Социальное партнерство 24
Заключение 31
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Государственное управление социальными конфликтами.docx

— 62.97 Кб (Скачать файл)
  • возможен двоякий исход конкретного конфликта - его полное или частичное разрешение. В первом случае достигается исчерпывающее устранение причин, вызвавших конфликтную ситуацию, а при втором варианте происходит поверхностное ослабление разногласий, которые со временем могут вновь обнаружить себя.

При полном разрешении конфликт прекращается как на объективном, так  и на субъективном уровнях. Конфликтная  ситуация претерпевает кардинальные изменения, ее отражение в сознании оппонентов означает трансформацию, превращение «образа противника» в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу, противодействие сменяется ориентацией на примирение, согласие, партнерское сотрудничество.

Частичное же разрешение не искореняет причины конфликта. Оно, как правило, выражает только внешнее  изменение конфликтного поведения  при сохранении внутреннего побуждения к продолжению противоборства. Сдерживающими  факторами выступают либо волевые, идущие от разума аргументы, либо санкция  сторонней силы, воздействующей на участников конфликта. Предпринимаемые меры направляются на то, чтобы убедить или заставить конфликтующие стороны прекратить враждебные действия, исключить чье-либо поражение, указать на средства, способствующие взаимопониманию.

  • отдельное лицо или социальная группа, соотнося интересы конфликтующих сторон и параметры их поведения, выбирают приоритетный для себя способ разрешения конфликта, наиболее доступный и приемлемый в данных условиях.

Необходимо понимание  того, что не всякий стиль, следовательно, и способ подходят к конкретной ситуации. Каждый из способов эффективен лишь при  разрешении определенного типа конфликтов.

Способ конфронтации часто избирают участники коллективных трудовых споров, локальных и всеобщих социальных конфликтов. Нередко они доводят свои разногласия с работодателями по социально-трудовым проблемам до крайней формы — забастовки, пуская в ход угрозу нанесения ощутимого экономического ущерба, а также психологическое давление посредством проведения митингов, демонстраций и голодовок, выдвижение политических требований к органам власти и т.п.

Сотрудничество — весьма результативный способ разрешения конфликтов в организациях, позволяющий путем открытого коллективного обсуждения, взаимного согласования достигать удовлетворения интересов конфликтующих сторон7.

Широко распространённым способом разрешения конфликтов является ныне компромисс. Классический пример компромисса — отношения продавца и покупателя на рынке -результат купли-продажи (главным образом соглашение о цене) и есть желанный плод компромисса, взаимных уступок, устраивающих обе стороны.

  • конфликтующая сторона может при определенных условиях воспользоваться не одним, а двумя-тремя или вообще всеми способами разрешения конфликта. Это обстоятельство также служит подтверждением того факта, что ни один из пяти стилей поведения в конфликтах, способов их разрешения нельзя выделять, признать как наилучший и соответственно как наихудший

Вот яркий пример сложнейшего  социального конфликта и его  рассмотрения. Франция 1968 год. Волнения студентов, борющихся за свои права, а за ними трудящихся и интеллигенции, грозящее перерасти в гражданскую  войну и приведшее к смене  правящих кругов.

Конфликт был открыт массовым студенческим выступлением, которое, по словам В. Роше, «явилось детонатором  массового забастовочного движения рабочих инженерно-технических работников, служащих». Эти волнения студенчества имели несколько причин, как внешнего, так и глубинного характера. Они  были вызваны сохранившимися с наполеоновских времен консервативными порядками  в системе образования Франции, особенно в высшей школе, которая  отстала от современных требований, запрещением политической деятельности в университетах, отстранение студентов  от какого-либо участия в решениях университетских дел. Молодежь отвергла ценности генерала де Голля. Последней  каплей стала проведенная в 1965 -1966 гг. «реформа Фуше»,которая предусматривала  создание 2-годичных технологических  институтов при университетах, которые  должны были обеспечить более быструю  подготовку специалистов среднего звена, не устранив основных недостатков французской  системы высшего образования, еще  более усугубила классовый характер отбора студентов.

Студенты выдвигали ультра коммунистические лозунги. Позже их поддержали профсоюзы. Перспектива  анархии не устраивало большинство  населения и, использовав страх  перед революцией, де Голль добился  стабилизации положения. Но доверие  было утрачено и через год он ушел в отставку.

«...К концу 60 годов Франция  пережила наиболее серьезный за весь послевоенный период социально политический кризис. Этот кризис, обнажив глубину  и силу протеста, накопившегося в  недрах французского общества, охватил  основные слои и группы населения. В  ходе этого кризиса самой жизнью были подняты проблемы социально-экономической  политики правительства Пятой республики...» - так пишут советские учебники 70-80 годов - «... В результате более  строгих условий перевода студентов  на старшие курсы пострадали в  первую очередь те, кто в силу своего материального и социального  положения вынужден был совмещать  учебу с работой».

Конфликты в сфере социально-трудовых отношений в период перехода России к рыночной экономике можно квалифицировать  как социально-политические. Оснований  для этого несколько. Во-первых, как  правило, все они происходят по поводу политики государства: экономической, бюджетно-финансовой, приватизации, банкротства  предприятий, социальной, трудовой, включая  вопросы занятости. Во-вторых, прямо  или косвенно они связаны с  определенными действиями или бездействиями  на уровне властных структур. В-третьих, эти конфликты происходят при  наличии рефлексии о социальном партнерстве, в рамках системы социального  партнерства, где третьей стороной выступают институты исполнительной власти на федеральном, региональном и  местном уровнях, и при наличии  ее механизмов – соглашений по социально-трудовым отношениям и коллективных договоров.

 Государственной задачей  и одной из его функций является  предупреждение конфликтов, их урегулирование  и разрешение в целях сохранения  социального мира и стабилизации  политической власти на всех  ее уровнях. Эти задачи призваны  реализовывать в общественной  жизни соответствующие органы  государственной власти на федеральном  и региональном уровне субъектов  РФ.

 Органами регулирования  социально-трудовых отношений являются:

 До 1993 года в разрешении  социальных конфликтов принимала  участие только Российская трехсторонняя  комиссия по регулированию социально-трудовых  отношений (Комиссия). Положение  о комиссии утверждает Президент  РФ. В ее состав входят представители  трех сторон: федеральных органов  государственной власти, общероссийских  объединений профсоюзов, общероссийских  объединений работодателей, т.е.  она формируется на основе  принципов паритетности и равноправия  сторон, полномочности представителей. Это постоянно действующий орган  системы социального партнерства.  Каждой стороне выделено по 30 мест. Для формирования представительства  профсоюзное объединение сообщает  данные о своей численности  и соответственно получает определенное  количество мест от профсоюзной  стороны. Правительственная сторона  формируется из представителей  федеральных органов государственной  власти Правительство РФ, Госдума,  Совет Федерации). Президент РФ  утверждает координатора Комиссии, который не является ее членом  и не вмешивается в оперативную  деятельность сторон, не участвует  в голосовании, а организует  работу Комиссии, председательствует  на заседаниях, подписывает ее  решения.

 Каждая из сторон  для оперативного взаимодействия  с другими сторонами избирает  координатора стороны и его  заместителя. Координаторы сторон  и их заместители являются  членами Комиссии. Основные цели  Комиссии заключаются в выработке  общих принципов согласованного  проведения социально-экономической  политики, укреплении социального  партнерства, содействии урегулированию  коллективных трудовых споров (конфликтов).

 Комиссия призвана  проводить коллективные переговоры, готовить к заключению Генеральное  соглашение, контролировать его  выполнение, регулировать разногласия  при заключении и реализации  отраслевых соглашений, не допускать  в соглашениях нарушения социальных  гарантий, установленных законодательством.  Комиссия в праве рекомендовать  органам государственной власти  принятие нормативных актов в  области социально-трудовых отношений.  К работе по урегулированию  коллективных трудовых споров  Комиссия может привлекать работодателей,  руководителей и специалистов  федеральных органов исполнительной  власти, объединений профсоюзов, независимых  экспертов. Она вправе вносить  предложения о привлечении к  ответственности лиц, не обеспечивших  выполнение мероприятий по реализации  Генерального соглашения.

 Финансирование расходов, связанных с осуществлением деятельности  Рострудинспекции и государственных  инспекций труда, расположенных  в 89 субъектах РФ, в настоящее  время производится за счет  средств федерального бюджета.  Государственная инспекция труда  в соответствии с возложенными  на нее задачами выполняет  следующие основные функции:

  • осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на территории соответствующего субъекта РФ, а также на других территориях и местностях, определенных соответствующими решениями главного государственного инспектора труда РФ в отношении зон деятельности организаций, выходящих за территорию данного субъекта РФ;
  • расследует в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализирует их причины и разрабатывает предложения по предупреждению таких случаев;
  • рассматривает в соответствии с законодательством РФ дела об административных правонарушений;
  • информирует соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах нарушения законодательства РФ о труде и охране труда;
  • участвует в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению законодательства РФ о труде;
  • обобщает и анализирует опыт применения законодательства РФ о труде;
  • ведет прием граждан, рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушении трудовых прав;
  • готовит и представляет в установленном порядке в Минтруд России отчеты о результатах деятельности инспекции, доклады и обзоры о соблюдении законодательства РФ о труде».

Правительственная комиссия по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в отдельных  регионах.

Материально-техническое  обеспечение комиссии осуществляет Служба занятости, председателем которой  является Министр труда и социального  развития РФ. Действует также оперативная  Комиссия Правительства РФ по рассмотрению социальных конфликтных ситуаций.

 

2.3. Социальное партнерство

 

С конца 1991г. в практику регулирования  социально-трудовых отношений в  России вошел термин «социальное  партнерство». Это система взаимоотношений  между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями), позволяющая учитывать взаимные интересы сторон при всей их противоположности  и на этой основе достигать согласия по социально-трудовым и социально-экономическим  вопросам, которое закрепляется в  коллективных договорах и соглашениях.

 Социальное партнерство  не должно вести к соглашательству  с работодателями или, наоборот, к постоянной острой конфронтации. Оно должно способствовать выработке  позиций и договоренностей, позволяющих  удовлетворить интересы сторон  в конкретных условиях, достичь  компромисса, способного привести  к установлению социального мира  в организации, регионе, отрасли,  стране в целом.

 Впервые и наиболее  полно принципы социального партнерства  воплощены в деятельности Международной  организации труда (МОТ), созданной  в 1919г. Среди различных видов  деятельности МОТ, наряду с  исследовательской, аналитической,  информационной, образовательной, техническим  сотрудничеством, центральное место  занимают международные трудовые  нормы. Предметом деятельности  МОТ являются человек и труд. В настоящее время приняты  175 конвенций и 182 рекомендации  МОТ, которые в совокупности  составляют «Международный трудовой  кодекс». К важным конвенциям  относят следующие:

 Конвенция о свободе  ассоциации и защите права  на организацию №87 (1948г.). Она устанавливает  право всех трудящихся и предпринимателей  на создание организаций и  вступление в них по своему  выбору без получения предварительного  разрешения и определяет ряд  гарантий свободы их деятельности  без вмешательства органов государственной  власти.

 Конвенция №131 (1970г.) и  рекомендация №135 об установлении  минимальной заработной платы,  где записано, что минимальная  заработная плата имеет силу  закона и не подлежит понижению  и что нарушение этого положения  влечет за собой уголовные  и другие санкции.

Информация о работе Государственное управление конфликтными ситуациями