Конвенция №154 (1981г.) о
содействии коллективным переговорам.
Она распространяется на все
отрасли экономической деятельности,
содержит определение термина
«коллективные переговоры».
Рекомендация №91 (1951г.)
о коллективных договорах предлагает
процедуру ведения коллективных
переговоров для выработки, заключения,
пересмотра и возобновления коллективных
договоров. Развивает идею о
формах взаимоотношений субъектов
социального партнерства и распространяется
на все отрасли экономической
деятельности.
Из сущности социального
партнерства вытекает его содержание:
- Совместное рассмотрение и согласование работниками и работодателями социально-трудовой политики на всех уровнях общественного производства на основе повышения эффективности труда;
- Выработка критериев социальной справедливости и установление гарантированных мер защиты эффективного труда субъектами социального партнерства;
- Преимущественно переговорно-договорный характер взаимоотношений между представителями работников и работодателей при подготовке соответствующих соглашений, а также при разрешении возникающих разногласий.
Основы складывающихся
цивилизованных отношений между
партнерами должны составлять
принципы, выработанные МОТ. Назовем
основные из них:
- всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости;
- непредоставление в какой-либо стране работникам человеческих условий труда является препятствием для других стран, желающих улучшить положение трудящихся;
- свобода слова и свобода объединения являются необходимыми условиями постоянного прогресса;
- нищета в любом месте является угрозой для всеобщего благосостояния;
- все люди независимо от расы, веры и пола имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, устойчивости в экономике и равных возможностей;
- полная занятость и повышение жизненного уровня;
- в социально-нравственном понимании труд не является товаром.
В целом социальное
партнерство реализуется через
систему переговоров и заключаемых
соглашений на федеральном, территориальном,
отраслевом и профессиональном
уровнях и коллективных договоров
на предприятиях.
Первыми шагами на
пути к социальному партнерству
в России были Указы Президента
РФ: от 26 октября 1991г. №162 «Об обеспечении
прав профессиональных союзов
в переходный период к рыночной
экономике» и от 15 ноября 1991 г.
№212 «О социальном партнерстве
и разрешении трудовых споров
(конфликтов)». В соответствии
с Указом Президента РФ от 18
июня 1996 г. №934 «О подготовке программы
социальных реформ» Правительство
РФ разработало и утвердило
соответствующим актом Программу
социальных реформ в РФ на
период 1996-2000 г.г. В разделе 3 «Реформы
в сфере труда и трудовых
отношений» этой программы существует
подраздел «Развитие социального
партнерства». Именно здесь сформулированы
первоочередные задачи, которые
Правительство сочло необходимым
запланировать:
-разработать правовой механизм
совершенствования организационных форм
социального партнерства и процедур взаимодействия
субъектов трудовых отношений, примирительных
процедур;
- укрепить государственную
службу по урегулированию коллективных
трудовых споров.
Наряду с общими
принципами МОТ можно выделить
специфические принципы организации
работы партнеров. Такими принципами
являются: соблюдение норм законодательства;
полномочность представителей сторон;
равноправие в свободе выбора
и обсуждении вопросов, составляющих
содержание коллективных договоров
и соглашений; добровольность сторон
в принятии на себя обязательств;
систематичность контроля и ответственность
за их выполнение.
Соглашения и коллективные
договоры выполняют три функции.
Первая – защитная для наемных
работников – заключается в
том, чтобы работодатель не
может, используя свою власть
и силу, изменить условия труда
в ущерб работнику. Вторая –
организационная – означает стандартизацию
трудовых отношений и наглядность
расходов на содержание штатов.
Третья – мирная – направленность
расходов на то, чтобы на период
действия договора не допустить
трудовых конфликтов и выдвижения
новых требований по вопросам,
которые уже включены в соглашения
и коллективные договоры.
Важным направлением
в изучении социального партнерства
является рассмотрение роли всех
партнеров: профсоюзов как представителей
наемных работников, объединения
предпринимателей как представителей
работодателей и государства
– третьей стороны в системе
социального партнерства.
Профсоюзы в системе
социального партнерства представляют
и защищают интересы наемных
работников, являющихся наиболее
социально уязвимой стороной
производственных отношений. Именно
профсоюзам принадлежит инициирующая
роль при разработке трудового
и социального законодательства,
проведении коллективных переговоров,
заключении коллективных договоров
и соглашений. Эта инициатива
объясняется тем, что интересы
работника и работодателя не
совпадают, а их силы неравны.
В настоящее время
происходит процесс реформирования
профсоюзов, связанный с серьезными
преобразованиями в стране на
разных уровнях, прежде всего
– со сменой форм собственности,
со спадом производства, банкротством
предприятий, конверсией, а также
с раздробленностью профсоюзного
движения. Сложившаяся экономическая
ситуация в стране привела
к следующему:
- начался распад единого профсоюзного движения;
- усилилось соперничество между отраслевыми и региональными, первичными и вторичными структурами;
- произошли сокращение или утеря материальной и финансовой базы профсоюзного движения;
- начались отток профессиональных кадров, снижение интеллектуального потенциала профсоюзных органов, уровня их знаний.
В России на 1999 г.
было зарегистрировано более
200 профсоюзных объединений, претендующих
на роль защитников социально-трудовых
прав и интересов работников.
Все существующие в России
профсоюзы, хотя и неодинаковые
по численности и авторитету
в обществе, имеют равные права
по представительству и защите
работников. Все они являются
субъектами социального партнерства
со стороны работников. Все они
представляют и отстаивают права
и интересы членов профсоюзов
по вопросам индивидуальных трудовых
и связанных с трудом отношений,
а также в области коллективных
прав и интересов, независимо
от членства в профсоюзе.
Функциями защитной
деятельности профсоюзов являются:
- защита экономических интересов наемных работников в процессе труда;
- обеспечение защиты социальных интересов наемных работников в процессе трудовой деятельности;
- социальная защита интересов наемных работников вне производства.
В создавшихся условиях
в РФ перед профсоюзами возникли
проблемы, решение которых поможет
представителю наемных работников
в социальном партнерстве добиться
успешного претворения в жизнь
своих интересов.
Неотложные задачи
стоят в области организации
и регулирования заработной платы,
усиления роли нормирования труда
и тем самым повышение интереса
работодателей к росту производительности
труда, значительному улучшению
условий труда на производстве,
экологии и, наконец, усиления
роли профсоюзов в деятельности
по обеспечению достойного уровня
жизни трудящихся.
Социальное партнерство
практически немыслимо без участия
государства, выступающего, как правило,
в лице правительства, его органов
и представителей. Таким образом,
третьей стороной в системе
партнерских отношений является
государство. Место государства
в социальном партнерстве определяется
не только его общеэкономическими
функциями и регулирующей ролью.
Оно выступает в трех лицах:
основного собственника, законодателя
и арбитра.
Государство было и
остается крупным собственником
и работодателем. В условиях
социального партнерства роль
государства заключается, в частности,
в разработке соответствующего
трудового и социального законодательства.
В социальном партнерстве
государство выступает в функциях:
- гаранта гражданских прав;
- регулятора системы социально-трудовых отношений;
- участника в переговорах и в консультациях в рамках трехсторонних
- социально-трудовых отношений;
- крупного работодателя, формирующего политику социально-трудовых
- отношений в государственном секторе;
- разрешения коллективных конфликтов при помощи примирения, посредничества и трудового арбитража;
- законодательного закрепления соглашений, достигнутых социал<