Государственное управление конфликтными ситуациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Они являются неотъемлемой частью общественной жизни и всегда связаны с субъективным сознанием людей, противоречивости их интересов тех или иных социальных групп. Обострения противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми и осознаются как несовместимость целей и интересов.
Конфликт – это столкновение противоположных целей, мнений, интересов, позиций оппонентов или субъектов взаимодействия.
Социальный конфликт – это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает, когда одна сторона стремится к реализации своих целей или интересов в ущерб другой.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие социальных конфликтов 5
1.1. Природа человека и социальный конфликт 5
1.2. Характеристика социальных конфликтов. Структура и динамика конфликта 8
1.3. Классификация конфликтов 12
2. Государственное управление социальными конфликтами 15
2.1 Методы разрешениея конфликтных ситуаций 15
2.2. Роль государственных органов в разрешении конфликтов 17
2.3. Социальное партнерство 24
Заключение 31
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Государственное управление социальными конфликтами.docx

— 62.97 Кб (Скачать файл)

 Конвенция №154 (1981г.) о  содействии коллективным переговорам.  Она распространяется на все  отрасли экономической деятельности, содержит определение термина  «коллективные переговоры».

 Рекомендация №91 (1951г.) о коллективных договорах предлагает  процедуру ведения коллективных  переговоров для выработки, заключения, пересмотра и возобновления коллективных  договоров. Развивает идею о  формах взаимоотношений субъектов  социального партнерства и распространяется  на все отрасли экономической  деятельности.

 Из сущности социального  партнерства вытекает его содержание:

  • Совместное рассмотрение и согласование работниками и работодателями социально-трудовой политики на всех уровнях общественного производства на основе повышения эффективности труда;
  • Выработка критериев социальной справедливости и установление гарантированных мер защиты эффективного труда субъектами социального партнерства;
  • Преимущественно переговорно-договорный характер взаимоотношений между представителями работников и работодателей при подготовке соответствующих соглашений, а также при разрешении возникающих разногласий.

 Основы складывающихся  цивилизованных отношений между  партнерами должны составлять  принципы, выработанные МОТ. Назовем  основные из них:

  • всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости;
  • непредоставление в какой-либо стране работникам человеческих условий труда является препятствием для других стран, желающих улучшить положение трудящихся;
  • свобода слова и свобода объединения являются необходимыми условиями постоянного прогресса;
  • нищета в любом месте является угрозой для всеобщего благосостояния;
  • все люди независимо от расы, веры и пола имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, устойчивости в экономике и равных возможностей;
  • полная занятость и повышение жизненного уровня;
  • в социально-нравственном понимании труд не является товаром.

 В целом социальное  партнерство реализуется через  систему переговоров и заключаемых  соглашений на федеральном, территориальном,  отраслевом и профессиональном  уровнях и коллективных договоров  на предприятиях.

 Первыми шагами на  пути к социальному партнерству  в России были Указы Президента  РФ: от 26 октября 1991г. №162 «Об обеспечении  прав профессиональных союзов  в переходный период к рыночной  экономике» и от 15 ноября 1991 г.  №212 «О социальном партнерстве  и разрешении трудовых споров (конфликтов)». В соответствии  с Указом Президента РФ от 18 июня 1996 г. №934 «О подготовке программы  социальных реформ» Правительство  РФ разработало и утвердило  соответствующим актом Программу  социальных реформ в РФ на  период 1996-2000 г.г. В разделе 3 «Реформы  в сфере труда и трудовых  отношений» этой программы существует  подраздел «Развитие социального  партнерства». Именно здесь сформулированы  первоочередные задачи, которые  Правительство сочло необходимым  запланировать:

-разработать правовой механизм совершенствования организационных форм социального партнерства и процедур взаимодействия субъектов трудовых отношений, примирительных процедур;

- укрепить государственную  службу по урегулированию коллективных

трудовых споров.

 Наряду с общими  принципами МОТ можно выделить  специфические принципы организации  работы партнеров. Такими принципами  являются: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие в свободе выбора  и обсуждении вопросов, составляющих  содержание коллективных договоров  и соглашений; добровольность сторон  в принятии на себя обязательств; систематичность контроля и ответственность  за их выполнение.

 Соглашения и коллективные  договоры выполняют три функции.  Первая – защитная для наемных  работников – заключается в  том, чтобы работодатель не  может, используя свою власть  и силу, изменить условия труда  в ущерб работнику. Вторая –  организационная – означает стандартизацию  трудовых отношений и наглядность  расходов на содержание штатов. Третья – мирная – направленность  расходов на то, чтобы на период  действия договора не допустить  трудовых конфликтов и выдвижения  новых требований по вопросам, которые уже включены в соглашения  и коллективные договоры.

 Важным направлением  в изучении социального партнерства  является рассмотрение роли всех  партнеров: профсоюзов как представителей  наемных работников, объединения  предпринимателей как представителей  работодателей и государства  – третьей стороны в системе  социального партнерства.

 Профсоюзы в системе  социального партнерства представляют  и защищают интересы наемных  работников, являющихся наиболее  социально уязвимой стороной  производственных отношений. Именно  профсоюзам принадлежит инициирующая  роль при разработке трудового  и социального законодательства, проведении коллективных переговоров,  заключении коллективных договоров  и соглашений. Эта инициатива  объясняется тем, что интересы  работника и работодателя не  совпадают, а их силы неравны.

 В настоящее время  происходит процесс реформирования  профсоюзов, связанный с серьезными  преобразованиями в стране на  разных уровнях, прежде всего  – со сменой форм собственности,  со спадом производства, банкротством  предприятий, конверсией, а также  с раздробленностью профсоюзного  движения. Сложившаяся экономическая  ситуация в стране привела  к следующему:

  • начался распад единого профсоюзного движения;
  • усилилось соперничество между отраслевыми и региональными, первичными и вторичными структурами;
  • произошли сокращение или утеря материальной и финансовой базы профсоюзного движения;
  • начались отток профессиональных кадров, снижение интеллектуального потенциала профсоюзных органов, уровня их знаний.

 В России на 1999 г.  было зарегистрировано более  200 профсоюзных объединений, претендующих  на роль защитников социально-трудовых  прав и интересов работников. Все существующие в России  профсоюзы, хотя и неодинаковые  по численности и авторитету  в обществе, имеют равные права  по представительству и защите  работников. Все они являются  субъектами социального партнерства  со стороны работников. Все они  представляют и отстаивают права  и интересы членов профсоюзов  по вопросам индивидуальных трудовых  и связанных с трудом отношений,  а также в области коллективных  прав и интересов, независимо  от членства в профсоюзе.

 Функциями защитной  деятельности профсоюзов являются:

  • защита экономических интересов наемных работников в процессе труда;
  • обеспечение защиты социальных интересов наемных работников в процессе трудовой деятельности;
  • социальная защита интересов наемных работников вне производства.

 В создавшихся условиях  в РФ перед профсоюзами возникли  проблемы, решение которых поможет  представителю наемных работников  в социальном партнерстве добиться  успешного претворения в жизнь  своих интересов.

 Неотложные задачи  стоят в области организации  и регулирования заработной платы,  усиления роли нормирования труда  и тем самым повышение интереса  работодателей к росту производительности  труда, значительному улучшению  условий труда на производстве, экологии и, наконец, усиления  роли профсоюзов в деятельности  по обеспечению достойного уровня  жизни трудящихся.

 Социальное партнерство  практически немыслимо без участия  государства, выступающего, как правило,  в лице правительства, его органов  и представителей. Таким образом,  третьей стороной в системе  партнерских отношений является  государство. Место государства  в социальном партнерстве определяется  не только его общеэкономическими  функциями и регулирующей ролью.  Оно выступает в трех лицах:  основного собственника, законодателя  и арбитра.

 Государство было и  остается крупным собственником  и работодателем. В условиях  социального партнерства роль  государства заключается, в частности,  в разработке соответствующего  трудового и социального законодательства.

 В социальном партнерстве  государство выступает в функциях:

  • гаранта гражданских прав;
  • регулятора системы социально-трудовых отношений;
  • участника в переговорах и в консультациях в рамках трехсторонних
  • социально-трудовых отношений;
  • крупного работодателя, формирующего политику социально-трудовых
  • отношений в государственном секторе;
  • разрешения коллективных конфликтов при помощи примирения, посредничества и трудового арбитража;
  • законодательного закрепления соглашений, достигнутых социал<

Информация о работе Государственное управление конфликтными ситуациями