Государственное управление в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 14:18, лекция

Описание работы

Общая характеристика Правительства: его место и роль при различных формах Правительства.
Государственное управление в США.
Государственное управление в Италии.
Государственное управление во Франции.
Государственное управление в Германии.
Государственное управление в Великобритании.

Файлы: 1 файл

2 Тема 2 . Гос. упр. в зарубежных странах.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Особое место в структуре органов исполнительной власти занимают независимые агентства и независимые корпорации. К их числу относятся: ФБР, ЦРУ, комиссия по гражданским правам, федеральная комиссия по выборам, комиссия международной торговли.

Судебная власть в США.

Конституция США закрепляет только статус Верховного суда, а компетенция нижестоящих судов определяется текущим законодательством. В настоящее время федеральная судебная система имеет трёх звеньевую структуру:

    1. Окружные.
    2. Апелляционные.
    3. Верховный суд.

Верховный суд.

В состав Верховного суда входят 9 судей, назначаемых Президентом, с согласия Сената, пожизненно. Верховный суд работает по сессии. Руководит работой Верховного суда Председатель. Особую роль в суде занимает Генеральный Солистр, который назначается председателем по совету и согласию Сената, для представления в федеральных судах интересов США. Верховный суд ежегодно рассматривает около 1000 дел.

Юрисдикция Верховного суда подразделяется на первичную и апелляционную.

Апелляционный суд.

В настоящее время в США их 13. Все они, кроме одного, построены по территориальному принципу и охватывают от 1 до 10 штатов и территорий, а 13-ый федеральный апелляционный суд имеет общую юрисдикцию. Их председатель назначается Президентом пожизненно. Количество судей от 4 до 23. Территориальные апелляционные суды рассматривают апелляции на решения окружных судов за исключением тех дел, которые подведомственны Верховному суду США.

Окружной суд.

Это нижняя ступень федеральной судебной системы. На территории США действует 89 окружных судов. Кроме того на других территориях подведомственных США созданы ещё 5 окружных судов. Судья назначается Президентом, по совету и согласию Сената, пожизненно. Судьи окружных судов подведомственных территорий назначаются на 10 лет. В состав федеральных окружных судов входят от 1 до 27 судей в зависимости от числа судебных дел. Руководит деятельностью окружных судов Председатель, избираемый из судейского корпуса данного окружного суда. Окружные суды рассматривают дела первой инстанции.

Принцип разделения властей в системе государственного управления в США.

Этот принцип является основой организации и взаимодействия центральных органов власти. Этот принцип был выдвинут прогрессивными юристами 17 – 18 вв. для предупреждения опасной концентрации законодательной, исполнительной и судебной властей в одних руках.

Законы в праве издавать только Конгресс, а исполнительная власть (Президент) и судебная власть должны их исполнять и применять. Президент может наложить вето, для преодоления которого требуется повторное принятие не принятого закона 2/3 голосов обеими палатами Конгресса, а Верховный суд США может объявить любой закон неконституционным. Таким образом, ограничивается, сдерживается деятельность Конгресса. Полномочия же Президента ограничены, сдержаны в процедуре назначения министров, судей, так как это происходит по совету и одобрению Сената. Президента могут отрешить от должности с помощью процедуры импичмента. В результате каждый орган препятствует превышению власти другого.

Избирательная система в США.

Согласно Конституции избирательная система (Президента и Конгресса) устанавливается законодательным органом самого штата. Отсюда и разнообразие избирательных систем в США. Чтобы ввести единообразные нормы для всей страны необходимо каждый раз вносить в Конституцию соответствующие поправки (касаются главным образом пассивного избирательного права).

Системы выдвижения кандидатов:

  1. Петиционная – наиболее простая, требует, чтобы под документом (петицией) о выдвижении кандидата было собрано установленное законом определенное число подписей избирателей. Эффективно для органов МСУ.
  2. Архаичная – на партийных собраниях и съездах (конвентах) различных уровней выделяются кандидаты. Эта система долго доминировала, но вызывала критику в следствии неограниченного засилья партийных боссов, полного отстранения рядовых членов партии, поэтому на выборах Президента и губернатора штата она была заменена на сложную систему.
  3. Система первичных выборов ( праймериз) – существует в большинстве штатов. Избиратели штата утверждают партийного кандидата на пост Президента, которого данная партийная организация обязана представить национальному съезду партий. Этот съезд и отбирает одного кандидата для участия во «вторичных», то есть непосредственно в выборах Президента. Первичные выборы длятся с февраля по июнь каждого выборного года.

Результаты почти всех выборов определяются по мажоритарной системе относительно большинства, то есть побеждает тот кандидат, который получил хотя бы на один голос больше другого кандидата. В США не установлено процентное число избирателей, при неявке которых выборы признаются несостоявшимися.

Президент избирается косвенным путем так как избиратели голосуют за коллегию выборщиков, которые за тем избирают Президента. В каждом штате избирается столько выборщиков, сколько от него избранно сенаторов и членов палаты представителей. В дополнение к этому от столицы выбирается три выборщика. Все выборщики от штата принадлежат (представляют) одной партии, так как каждая политическая партия выдвигает полный список кандидатов и избиратели голосуют не за отдельную личность, а за список. Для победы списка достаточно относительного большинства голосов избирателей. Коллегия никогда не собирается в полном составе так как выборщики голосуют за конкретного кандидата, оставаясь в столицах своих штатов. Это происходит в первый понедельник после второй среды декабря. Результаты голосования подписываются в штате и отправляются в сенат, где третьего января объявляют президента. Выборщики обязаны голосовать только за кандидата той партии, по списку которой они были избраны. Когда группа выборщиков (между тремя или более кандидатами) не обладает большинством голосов, то согласно 12 поправке, Президент избирается палатой представителей, а Вице-президент – Сенатом.

 

3 вопрос. Государственное управление в Италии

.

Италия является парламентской республикой. Её устройство регламентирует Конституция Италии, принятая в 1947 году. 

Законодательная власть.

Парламент Италии является двухпалатным и состоит из Сената Республики и палаты депутатов. В соответствии с Конституцией не проводится четкого разграничения их компетенции, внутреннего устройства и процедуры. Верхняя палата – Сенат считается более сильной. Это не смотря на то что Сенат численно вдвое меньше, чем палата депутатов. Голосование проводится по партийной принадлежности. Палата депутатов насчитывает 630 человек, которые избираются всеобщим равным прямым свободным и тайным голосованием в 1 тур. Сенат включает 315 выборных сенаторов, которые избираются на ¾ по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным округам и на ¼  по пропорциональной системе. Помимо этого в состав Сената входит бывший президент республики (является пожизненным сенатором), а так же 5 сенаторов, назначенных  «по праву». Срок полномочий палат – 5 лет. Каждая палата избирает из своих членов Председателя, четырех его замов, трех квестеров и трех секретарей. Все они образуют Бюро палаты, к компетенции которой относятся следующие действия:

    • готовят проект бюджета парламента
    • формируют парламентские группы и комиссии
    • определяют правила внутренних распорядков
    • отвечают за функционирование различных служб. 

Парламентская группа формируется:

    • не менее 20 членов палаты депутатов
    • 10 членов Сената
    • остальные, не вошедшие ни в одну из групп, образуют единую смешанную группу.

В каждой палате образуются постоянные комиссии.

Компетенция Парламента в Конституции Италии не нашла широкого отражения. Основные направления деятельности парламента базируются на неограниченном характере в сфере общегосударственного ведения. Парламент принимает законы в данной сфере государственного бюджета, и контролирует его исполнение; осуществляет политический контроль за деятельностью Правительства; участвует в формировании некоторых государственных органов и выполняет другие функции.

В законодательной сфере Парламент преобладает над Правительством. Парламент принимает разрешение о ратификации международных договоров, которые имеют политическое значение. Парламент ежегодно утверждает предоставленный Правительством бюджет. Парламент обладает правом контроля Правительства.

Исполнительная власть.

Президент Италии назначается Парламентом на 7 лет. Полномочия Президента Италии являются классическими для главы государства Парламентской республики. Президент избирается не общенародным голосованием, а Парламентом на совместном заседании его членов. Кроме парламентариев в выборах участвуют по 3 делегата от каждой области (кроме 1 области). Выборы тайные и для избрания Президента необходимо получить 2/3 голосов, однако после 3-го тура достаточно абсолютного большинства. Должность Президента несовместима с другими должностями. У Президента республики в распространении находится рабочий аппарат – президентская администрация, которая подразделяется на гражданскую и военную часть. Основные полномочия Президента отражены в Конституции. Среди них можно выделить:

    • является главой государства и олицетворяет национальное единство
    • может посылать палатам послания для повторного обсуждения законов
    • назначает выборы новых палат и определяет срок первого заседания.
    • перерабатывает законы, издает декреты, имеющие силу  закона
    • обладает правом роспуска обеих палат
    • назначает общенародный референдум
    • назначает государственных должностных лиц
    • аккредитирует дипломатов и представителей
    • имеет право подписывать международные договора
    • является главнокомандующим вооруженных сил и председательствует в верховном совете обороны
    • по согласию с палатами имеет право объявить войну
    • председательствует в высшем совете магистратуры
    • обладает правом помилования и смягчения наказания и т.д.

Правительство.

Статус Правительства (Совета министров) определен конституционно. Полномочия Правительства четко не выделены Конституцией. Деятельность Правительства связана с реализацией исполнительных решений, которые не отнесены к компетенции других органов управления. Правительству может быть делегировано право законодательной инициативы. У Правительства не существует механизма воздействия на Парламент кроме партийной дисциплины, однако, Правительство может оказать влияние на Парламент через проект доверия. Основные полномочия Правительства:

    • определяют общие направления политики государства и основные направления административной деятельности.
    • Принимает решения по всем вопросам политического характера, которые касаются их взаимоотношений с палатами Парламента
    • Представляет законопроекты по собственной инициативе в Парламенте, а также отзывает ранее предложенные законопроекты, разрешает конфликты между министрами касающиеся их компетенции
    • Выражает согласие на инициативу Председателя Правительства о постановке вопроса доверия палатам Парламента.

Председатель Правительства руководит общей политикой руководства министрами, координируя их деятельность. Среди основных полномочий председателя Правительства можно отметить следующие:

  1. оказание содействие министрам в осуществлении общей программы Правительства
  2. утверждает директивы деятельности Правительству
  3. подписывает решения Правительства, имеющие силу закона и т.д.

Выделено около 20 министров.

Национальный совет экономики и труда.

Образовался в 1986 году, конституционный орган, в который входят независимые эксперты и представители различных категорий производителей. Совет обладает правом законодательной инициативы и может участвовать в подготовке экономического и социального законодательства. Он состоит из 12 экспертов, 8 из них назначаются Президентом, 4 – председателем Правительства. Другие члены Совета (99 человек) представляют промышленность, торговлю, сельское хозяйство, туризм, банковское дело и т.д. Члены Совета назначаются на 5 лет.

Государственный совет.

Выполняет консультационные функции в области административного права. Совет дает заключение о законопроектах, направленных Правительством осуществляет юрисдикцию по охране законных интересов. В Совет входит 74 государственных советника, назначенных дикретом Президента.

Счетная палата.

Обеспечивает предварительный контроль законности актов Правительства, контролирует исполнение государственного бюджета, осуществляет контроль за финансовой деятельностью организаций, финансирующих государством. Рассматривает вопросы государственной отчетности и целесообразности расходования государственных средств. Структура счетной палаты расчитана на выполнение как конкретных, так и судебных функций. Состоит из 20 местных отделений и 31 контрольного бюро. В ее состав входят около 450 магистратов, представляющих судейский и прокурорский корпуса и около 3400 административных работников.

Высший совет магистратуры.

Это уникальный орган Итальянской судебной системы. Его главной конституционной задачей является обеспечение автономии и независимости магистратуры как отдельной и самостоятельной гильдии магистратов. Совет осуществляет:

    • прием новых магистратов
    • назначает на судебные должности
    • осуществляет должностные переводы и повышения
    • осуществляет другие меры, связанные со статусом магистрата.

Председателем высшего совета магистратуры является Президент республики. В состав Совета входят высшие должностные лица судебной системы: первый председатель и генеральный прокурор Кассационного суда; 30 избираемых членов (2/3 избирается магистратами, 1/3 Парламентом). Выборные члены совета остаются в должности 4 года и не могут занимать должность 2 срока подряд.

Информация о работе Государственное управление в зарубежных странах