Государственное управление в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 14:18, лекция

Описание работы

Общая характеристика Правительства: его место и роль при различных формах Правительства.
Государственное управление в США.
Государственное управление в Италии.
Государственное управление во Франции.
Государственное управление в Германии.
Государственное управление в Великобритании.

Файлы: 1 файл

2 Тема 2 . Гос. упр. в зарубежных странах.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Конституционный суд.

Данный орган не считается частью судебной системы. Он занимается рассмотрением:

    • споров о конституционности законов и актов, имеющих силу на территории республики и областей
    • разбирательство конфликтов и споров, касающихся компетенции между органами республики и областей и между самими областями
    • рассматривает обвинение против Президента республики и отдельных министров
    • вопросы проведения референдумов по отмене законов.

В состав Конституционного суда входят 15 судей (из состава высшей магистратуры) и по 5 человек от Президента, от Парламента, государственного совета и счетной палаты. Полномочия судей длятся 9 лет и не подлежат возобновлению.

Конституционный суд, государственный совет, счетная палата и высший совет магистратуры представляют собой отдельную ветвь власти.

Судебная система Италии.

Магистраты – это судьи и прокуроры.

Мировой суд – это низшее звено судебной системы, создается в каждой Коммуне, рассматривает гражданские дела.

Третейский суд – образуется в административном центре каждого из преторских округов. Претор выполняет функции судьи по гражданским делам, трудовым спорам, уголовным делам и вопросам опеки.

Трибунал – основа итальянской судебной системы. Он создается в административных центрах судебных округов.

Трибунал по делам несовершеннолетних – создается при каждом апелляционном суде или его местном отделении.

Апелляционный суд – создается в специальных апелляционных округах. Он выполняет еще и следственные функции.

Суд присяжных – учреждается (один или несколько) в каждом апелляционном округе. Рассматривает уголовные дела, отнесенные к их компетенции. Состоит их апелляционного магистрата (глава суда), магистрата трибунала и 6 народных судей.

Областной трибунал по делам публичного водопользования – создается при апелляционных судах в качестве отделения. На ряду с магистратами в него входят 3 специалиста гражданской инженерной службы.

Верховный кассационный суд – верховный орган правосудия, обеспечивает точное применение и единообразное толкование законов, соблюдение сфер компетенции судов различной юрисдикции.

Прокуратура – осуществляет надзор за соблюдением законов. Функции прокурора при верховном кассационном суде и при апелляционных судах выполняются генеральными прокурорами республики, а при трибуналах прокурорами республики.

В общую судебную систему Италии входят наряду с судами общей юрисдикции – административная и военная юстиция. Административная юстиция осуществляется государственным советом (охрана законных интересов граждан). Юрисдикция военных трибуналов распространяется только на поиски преступления, совершенные лицами входящими в состав вооруженных сил. В военное время их юрисдикция устанавливается особым законодательством.  

 

4 вопрос. Государственное управление Франции.

 

Современная Франция принадлежит к числу республик со смешанными формами правления. Для Франции характерно усиление роли исполнительной власти и ослабление роли Парламента. Государственные институты Франции функционируют но основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Одна из существенных особенностей государственного механизма Пятой Республики состоит в том , что его практическое функционирование напрямую зависит от того, совпадают ли президентское и парламентское большинство(политические силы, поддерживающие Президента, одновременно контролируют Национальное Собрание и роль Президента заметно возрастает  в этой ситуации), он фактически формирует Правительство из своих единомышленников и руководит его деятельностью.

3 основные ветви власти во  Франции представлены главой  государства, Правительством, Парламентом и судами, которые возглавляются Кассационным судом – высшим судебным органом общей юрисдикции и Государственным советом, высшим органом административной юстиции.

Законодательная власть.

Парламент – это высшее представительное учреждение Французской республики. Парламент состоит из 2 палат:  палаты Сената – верхняя палата и нижняя палата – Национального собрания. В Национальное собрание входят 557 департаментов и депутатов от метрополии, и 22 от других территорий. Депутаты избираются сроком на 5 лет всеобщим, прямым голосованием в 2 тура по смешанной мажоритарной системе. В состав Сената входит 321 депутат. Формируется путем 3-х степенных выборов, то есть депутаты Сената избираются на 9 лет в коллегиях и в каждом из департаментов, палата обновляется на 1/3 состава каждые 3 года. Парламент собирается на сессию 1 раз в год. В каждой из палат Парламента создается Бюро, в которое входят председатели, вице-председатели, секретари и квесторы. Председатель Сената в случае вакантности поста Президента временно исполняет его обязанности. Каждый из председателей палат назначает по 3 члена в конституционный совет. Председатель Сената также обладает правом председательствовать в Конгрессе.

Парламент Франции характеризуется традиционной организацией деятельности депутатов, то есть они входят в коллегиальные группы. В составе Парламента действуют постоянные комиссии, при каждой палате 6 постоянных комиссий, также действуют и временные специализированные комиссии и создаются комиссии по расследованию и контролю. Заседание проводится раздельно.

Функции парламента по форме мало чем отличаются от функций центральных органов власти зарубежных стран. Они делятся на законодательные, экономические, контрольные, судебные и внешнеполитические. Политическая ответственность Парламента заключается в выражении недоверия Правительству, через принятие резолюции порицания либо в отказном порядке.

Государственным механизме Парламент уступает исполнительной власти, тем не менее ни одно сколько ни будь важное политическое решение требующего законодательного оформления не может быть принято без участия и вопреки воле Парламента. Это предопределяет его место и роль в системе высших государственных органов Франции.

Исполнительная власть.

Президенту Республики принадлежит центральное место в системе государственных органов.

Президент Франции – высшее должностное лицо государства, верховный представитель во всех актах внутриполитической и международной жизни. Избирается путем всеобщего равного тайного и прямого голосования сроком на 5 лет. Ограничений для переизбрания не установлено. Согласно Конституции он следит за соблюдением Конституции; обеспечивает нормальное функционирование государственных институтов; принимает меры по обеспечению независимости и территориальной целостности; обеспечивает соблюдение международных договоров. Президент – верховный главнокомандующий вооруженными силами страны. Он проводит назначения на высшие военные и гражданские должности.

В Число собственных полномочий Президента относится: - назначение премьер министра; - решение о досрочном роспуске Национального собрания; - использование чрезвычайных полномочий.

Президент обладает исключительно или редкими полномочиями в сфере руководства и управления государственными делами. Он председательствует в Совете министров, ни одно заседание которого невозможно при отсутствии главы государства. Президент республики обладает определенными полномочиями и в судейской сфере. Он председательствует в высшем Совете магистратуры; его актами производится назначение судей; обладает правом помилования. При главе государства функционирует специализированный аппарат помощников и советников, которые образуют его личный комитет и генеральный секретариат.

Правительство.

Правительство Франции – коллегиальный орган, осуществляющий на ряду или совместно с Президентом исполнительную власть. Правительство обладает своеобразной структурой, так как оно может  выступать в форме совета министров (объединяет всех членов под председательством Президента) и кабинета министров ( совокупность членов правительства под руководством премьер-министра).

Судебная система.

В соответствии с Конституцией Франции судебная система многоступенчата и её можно разделить на 2 ветви: собственную судебную систему и систему административных судов.

Возглавляет систему административных судов высший Совет магистратуры. Его роль – обеспечение независимости судебной власти. Состоит из 2 палат: одна компетентна в отношении судей, а другая в отношении прокурора. В состав магистратуры входит председатель, премьер-министр юстиции. Высшая палата Совета магистратуры вносит предложение о назначении судей кассационного суда, первых председателей апелляционных судов, и назначает председателей судов общей юрисдикции.

Низшую ступень судов общей юрисдикции трибуналы малой инстанции. В данный суд входит несколько магистратов, которые являются судьями большого трибунала, командируемые сроком на 3 года. В самих трибуналах дела рассматриваются единолично судьей. Малый трибунал рассматривает дела, сумма иска которых не превышает 20 тысяч франков. Также рассматривает и другие дела. Может выполнять ряд нотариальных действий (опечатывать имущество).

Трибунал большой юстиции находится в каждом департаменте, но в больших - существуют несколько. Всего их 181. Они подразделяются на палаты по гражданским делам и исправительный суд. При трибуналах действуют следственные судьи, которые назначаются сроком на 3 года. Незначительные дела в этих трибуналах не рассматриваются, а передаются камуне.

На территории Франции насчитывается 34 апелляционных суда – это суды общей юрисдикции. К их юрисдикции относятся от 2 до 4 департаментов. Состав апелляционных судов различен. При апелляционных судах действует суд присяжных, состоящий из 3 человек, возглавляемый членом апелляционного суда (иногда может быть 5 человек). Среди судебных органов специального назначения разделяют торговые суды. Всего их 2. Каждый из этих советов включает дела торговой сфере, в промышленности, сельском хозяйстве и сфере обслуживания. К судам специального назначения относятся военные суды, которые состоят из исправительных трибуналов и судов присяжных. Вершиной иерархии судебной системы является кассационный суд, в состав которого входит 5 палат по гражданским и 1 по уголовным.          

  

 

5 вопрос. Государственное управление в Германии.

 

Германия сегодня – это конститутивная федерация, то есть федерация основанная на конституции, а не на союзном или федеративном договоре между субъектами. Германская Федерация построена по территориальному принципу.

Законодательная власть.

Бундестаг – это законодательный орган федерации. Одни ученые считают его одной из палат германского Парламента, другой является Бундесрат. Многие юристы не разделяют этого мнения, так как только он определяет и представляет немецкий народ как единое целое.

Бундестаг состоит из депутатов избранных на основе всеобщих, равных прямых свободных выборах при тайном голосовании сроком на 4 года. Состоит из 656 депутатов (на практике их всегда больше в силу особенностей германской избирательной системы).

Действует смешанная система выборов: половина депутатов избирается в избирательных округах (1 депутат от 1 округа). Другая половина избирается по земельным спискам партии.

Непосредственное руководство деятельностью Бундестага осуществляет его Председатель (официально именуемый Президентом). По традиции Председатель является представителем крупнейшей фракции. Одновременно с ним избираются заместители равные числу фракций и несколько секретарей. Вместе они образуют Президиум палаты, который как коллегиальный орган никаких функций не осуществляет.

Совет старейшин – является важным органом бундестага, он состоит из:

    • Председателя;
    • Вице – председателей;
    • 24 члена, назначаемых фракциями пропорционально их численности.

К задачам Совета относятся:

    • Согласование между фракциями численности комитетов бундестага;
    • Распределение мест в комитетах;
    • Назначение представителей комитетов и их заместителей;
    • Согласование повестки дня ближайших заседаний бундестага и план его заседаний на более длительный срок;
    • Принятие проекта бюджета бундестага;
    • Вынос решений по внутренним делам.

Депутаты, являющиеся членами одной и той же партии, образуют партийную фракцию Бундестага.

    Существенную роль в  работе бундестага играют его  комитеты, которые делятся на:  

    • отраслевые: обязательные (комитет по делам Европейского союза, иностранными делами и обороны); факультативные ( их число и профиль деятельности меняется). В настоящее время их 23.
    • Особые;
    • Следственные.

В компетенцию Бундестага входит:

    • развитие законодательства;
    • утверждение фед. бюджета;
    • избрание фед. Канцлера;
    • парламентский контроль за деятельностью фед. правительства;
    • ратификация международных договоров;

Бундесрат – это фед. орган, посредством которого земли участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти Федерации, а также в делах Европейского союза.

Бундесрат – верхняя палата Парламента. Он является выборным органом, состоит из членов Правительств земель ( каждая Земля располагает не менее 3 голосами; Земли с населением свыше 2 млн. имеют 4 голоса; свыше 6 млн. – 5 голосов; свыше 7 млн. – 6 голосов). Всего в Бундесрате – 69 мест. Член Бундесрата не может быть членом Бундестага.

Бундесрат не имеет определенного срока полномочий, и не может быть распущен ни каким другим органом.

Бундесрат избирает своего Председателя сроком на 1 год, который созывает заседания, определяет повестку дня, руководит дебатами, решает вопрос о проведении голосования. Председатель обладает административной властью в здании Бундесрата. Он может замещать фед. Президента. В Бундесрате создаются постоянные комитеты.

В компетенцию Бундесрата входит:

Информация о работе Государственное управление в зарубежных странах