Государственное устройство: понятие и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

Содержание работы

1.
Теоретическое задание…………………………………………………….
3


1.1 Государственное устройство: понятие и формы………………………………………………………………………
3


1.2 Особенности России как федеративного государства…………………………………………………………………
7

2.
Задача……………………………………………………………………….
9


2.1 Постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта
1997 г. № 4-П « По делу о проверке конституционности ст. 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. “О рекламе”»…………………………………………………………………..
9


2.2 Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г.
№ 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации»……………………………………………..........
14


Список литературы………………………………………………………..
23

Файлы: 1 файл

к.р. конституционное право.docx

— 50.32 Кб (Скачать файл)

Сегодня этот договор  в части, не противоречащей Конституции  Российской Федерации, наряду с ней  лежит в основе отношений Российской Федерации с республиками, подписавшими этот договор. Однако их цель состоит  не в том, чтобы установить конституционно-правовой статус этих государств, уже определенный Конституцией  Российской Федерации, а в том чтобы более точно  определить механизм реализации государственных  полномочий как Федерацией, так и  ее субъектами. Они позволяют повысить уровень взаимопонимания Российской Федерации с ее субъектами, стабилизировать  в них политическую обстановку.

В настоящее время  Российская Федерация имеет в  своем составе три вида субъектов  – государства в составе Российской Федерации, преобразование, как правило, из бывших автономных республик; государственно-территориальные  образование – края, области и  города федерального значение, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами Российской Федерации; национально-государственные  образования – автономная область  и автономные округа. Таким образом, и сейчас сохраняются традиционно  свойственные Российской Федерации  субъекты - автономные образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Задача

Письменно проанализируйте видение Конституционным  Судом РФ

вопроса о разграничении предметов ведения  и полномочий между РФ и ее субъектами в следующих решениях:

 

2.1. Постановление Конституционного Суда РФ от 04 марта1997 № 4-П « По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 11. Ст. 1372; Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. № 1.1997

С момента принятия в 1995 г. Федерального закона «О рекламе» порядок правового регулирования  отношений, так или иначе  с  ней связанных, вызвал и вызывает многочисленные споры.

Исходя из концепции  Закона о рекламе, законодательство о рекламе состоит исключительно  из федеральных законов. При этом отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения  рекламы могут регулироваться и  подзаконными актами, но эти акты также  могут приниматься исключительно  на федеральном уровне ( ст. 3 закона «О рекламе»). Конституционность данного  положения, означающего запрет субъектами РФ регламентировать соответствующие  отношения, подтвердил Конституционный  суд РФ, обосновав это тем, что  соответствующая норма Закона «распространяется  на регулирование тех отношений  в области рекламной деятельности, которые относятся к сфере  гражданского законодательства и составляют основы единого рынка» (Постановление  Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. №4-П «По делу о проверке конституционности  статьи 3 Федерального закона от18 июля 1995 г «О рекламе»).

Отношения, возникающие  в связи с привлечением нарушителей  законодательства о рекламе к административной ответственности, по своей правовой природе являются административными, а поскольку регламентирующее их законодательство об административных правонарушениях является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (в противоположность гражданскому законодательству), с практической точки зрения необходимо, в первую очередь, рассмотреть вопрос о круге правовых актов, которыми может устанавливаться административная ответственность за правонарушения в области рекламы.

В отличие от отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы, которые регулируются как законами, так и подзаконными актами, правовое регулирование административной ответственности может осуществляться теперь исключительно законами, так как в силу ч.1 ст.1.1 КоАП РФ законодательство России об административных правонарушениях состоит только из самого Кодекса и законов субъектов РФ. Более того, из этой нормы следует, что новый КоАП РФ был призван заменить собой все положения федерального законодательства, предусматривавшие административную ответственность, в т.ч. и соответствующие нормы ст. 31 Закона о рекламе, которые с 01 июля 2002 г. Утратили силу.

Исходя из заложенной в Конституции РФ модели совместного  ведения, по предметам к нему относящимся  субъекты РФ имеют право регламентировать только те вопросы, регулирование которых  не отнесено к полномочиям Российской Федерации. Применительно к законодательству об административных правонарушениях  такие полномочия определены в с. 1.3. КоАП РФ.

Помимо прочего, указанная статья предусматривает, что  к  ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации.

Учитывая то обстоятельство, что законодательство о рекламе  состоит только из федеральных законов  и, более того, любые отношения, возникающие  в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут  регулироваться только на федеральном  уровне, субъекты Российской федерации  теперь не имеют права устанавливать  административную ответственность  за правонарушения в области рекламы.

Таким образом, с 1 июля 2002 года единственной законно установленной  административной ответственностью за правонарушения в области рекламы  следует признать ответственность, которая предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административные  правонарушения, так или иначе  связанные с рекламой, предусмотренные  ст. ст. 5.9, 6.13, 11.21, 14.24 (часть 2 ), 14.3 и 15.24 КоАП РФ. В рамках настоящей статьи не представляется возможным рассмотреть  специальные составы, связанные  с нарушением условий и правил рекламирования в определенных сферах или применительно к определенным видам деятельности, поэтому проанализируем правонарушения, предусмотренные ст. 11.21 и 14.3 КоАП РФ.

Статья  11.21 предусматривает  административную ответственность  за нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги. Из ее содержания (диспозиции) следует,  что  административным правонарушением 

признается установка  наружной рекламы в указанной  полосе без согласования с дорожными  органами.

В  качестве административного  наказания  санкция ст. 11.21 предусматривает  предупреждение либо наложение административного 

штрафа в размере  до одного минимального размера оплаты труда. Исходя из положений ч. 1 ст. 2.10 Кодекса, а также размера санкции, к административной ответственности  по этой статье юридические лица привлекаться не могут (данные субъекты подлежат административной  ответственности за совершение административных правонарушений в области рекламы  лишь в случаях, прямо предусмотренных  соответствующими статьями Особенной  части Кодекса).

Характеризуя  объективную  сторону правонарушения,

предусмотренного  статьей 11.21 КоАП, необходимо  обратить внимание на следующее. Требование  согласования размещения наружной рекламы 

закреплено в  п. 2 ст. 14 Закона о рекламе.  При  этом для рекламы, размещаемой в  полосе  отвода и придорожной  зоне автомобильных  дорог, необходимо разрешение органа местного  самоуправления, согласованное с органом  милиции, уполномоченным осуществлять  контрольные, надзорные и разрешительные  функции  в области обеспечения безопасности  дорожного движения (в случае размещения  ее на территориях городских и  сельских

поселений), а также  с соответствующим  органом управления автомобильных дорог  (в случае размещения рекламы за пределами  территорий городских и сельских поселений).

Отсутствие  согласования указанного органа (органов)  на размещение рекламы, даже несмотря  на наличие  разрешения органа местного  самоуправления, должно повлечь привлечение  физического  лица к административной  ответственности  по ст. 11.21, если наружная  реклама  будет установлена (при этом, разумеется,  должны быть соблюдены все остальные  условия  привлечения к административной ответственности  - вина и др.)

Особо  необходимо отметить, что органы местного  самоуправления могут определять лишь  порядок  получения разрешения, но не предусматривать  в своих актах дополнительные требования

к рекламе. То же относится  и к органам  государственной  власти субъектов РФ. Напротив, МВД  РФ, как федеральный орган  исполнительной власти, на основании ч.  2 ст. 3 Закона о рекламе вправе устанавливать  специальные требования к рекламе, размещаемой  в полосе отвода автомобильной дороги.

Единственное, что необходимо отметить  – это  целесообразность прямого указания  на данное право МВД в статье 14 Закона  о рекламе, поскольку исходя из позиции Конституционного Суда РФ, по крайней  мере, часть таких требований распространяется  на регулирование тех отношений в области  рекламной деятельности, которые относятся  к сфере гражданского законодательства,  а федеральные министерства могут издавать  акты, содержащие нормы гражданского права,  лишь в случаях и в пределах, предусмотренных федеральными законами, указами Президента  РФ или постановлениями Правительства РФ (п. 7 ст. 3 ГК РФ).

Основной  статьей, предусматривающей административную  ответственность за правонарушения в  области рекламы, является статья 14.3 КоАП  РФ. Исходя из санкции данной статьи, субъектами  административной ответственности за  предусмотренное  ею административное  правонарушение могут быть как физические, так  и юридические лица. При этом следует 

учитывать, что индивидуальные предприниматели,  в силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, несут  ответственность  как должностные лица.

Характеризуя  диспозицию статьи 14.3, содержащую определение 

(признаки) предусмотренного  ею правонарушения,  необходимо  обратить внимание на ряд моментов.

Во-первых,  объективную  сторону состава  административного  правонарушения  образует нарушение  только законодательства  о рекламе. Как указывалось выше,  законодательство о рекламе состоит исключительно  из федеральных законов,  в связи  с чем, несоблюдение положений  иных правовых актов, регулирующих отношения  в области рекламы, повлечь административную ответственность по статье 14.3 КоАП РФ  не может.

Во-вторых,  сама диспозиция раскрывает, что в данной статье имеется в виду под «нарушением  законодательства о рекламе» - такими

нарушениями являются ненадлежащая реклама и отказ  от контррекламы.

Термины  «ненадлежащая  реклама» и «контрреклама»

(как и термины  «рекламодатель, «рекламопроизводитель»  и «рекламораспространитель») являются  понятиями Закона о рекламе,  который в ст. 1 раскрывает их  содержание.  Под ненадлежащей  рекламой понимается недобросовестная, недостоверная, неэтичная,  заведомо  ложная и иная реклама, в  которой  допущены нарушения  требований к ее содержанию,

времени, месту и  способу распространения,  установленных  законодательством Российской  Федерации. Под контррекламой Закон имеет 

в виду опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации  вызванных  ею последствий.

Согласно п. 1 ст. 29 Закона о рекламе, в случае установления

факта нарушения  законодательства Российской Федерации  о рекламе, нарушитель обязан осуществить  контррекламу в срок, установленный 

федеральным антимонопольным  органом (его территориальным органом), вынесшим решение об осуществлении  контррекламы. Неисполнение в срок указанного решения и следует  квалифицировать как отказ от контррекламы. Если опровержение осуществлено с нарушением положений п. 3 ст. 29 Закона о рекламе, также можно  вести речь об отказе нарушителя от контррекламы. Важно помнить, что  в силу ч. 4 ст. 4.1 Кодекса назначение

административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой такое наказание было назначено,

что особенно актуально  при привлечении к административной ответственности за отказ от контррекламы.

Иные  нарушения  законодательства о рекламе (помимо ненадлежащей рекламы и отказа от контррекламы) повлечь административную ответственность на основании статьи 14.3 КоАП РФ не могут. Для сравнения  отметим, что нормы Закона о рекламе, утратившие силу с 1 июля 2001 г. (абз. 1 п. 2 и абз. 1 п. 3 ст. 31) предусматривали  административную ответственность  также за непредоставление в установленный  срок сведений по требованию федерального антимонопольного органа (его территориального органа) и за неисполнение

в срок предписаний  антимонопольных органов о прекращении  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и решений  об осуществлении контррекламы.

Что касается отмены административной ответственности  за неисполнение в срок решения антимонопольного органа об осуществлении контррекламы, то данная позиция законодателя вполне обоснованна, поскольку ранее получалось, что за одно деяние правонарушитель  теоретически мог быть привлечен  к ответственности и как лицо, отказавшееся от осуществления контррекламы, и как лицо, не исполнившее 

в срок соответствующее  решение.

Относительно административной ответственности за непредоставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольных органов  отметим следующее. В новом Кодексе  есть статья 19.8, предусматривающая  ответственность за непредставление  в антимонопольный орган или  в орган регулирования естественных монополий ходатайств, заявлений, сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством, либо представление заведомо недостоверных сведений.

Информация о работе Государственное устройство: понятие и формы