Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:38, курсовая работа
Актуальность темы. Демократизм Российской Федерации как государства находит проявление в государственно-территориальном устройстве Российской Федерации, основывающемся принципе федерализма. В России федерализм выступает прежде всего качестве формы государственной организации национальных отношений. Исторический опыт российского федерализма подтвердил его жизненную необходимость для разрешения национального вопроса, для обеспечения осуществления суверенитета наций, составляющих многонациональный народ Российской федерации.
Введение
1. Понятие федеративного устройства России
2. Принципы федеративного устройства России
3. Основы конституционного статуса Российской Федерации и ее субъектов
4. Компетенция Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами
Заключение
Литература
План
1. Понятие
федеративного устройства
2. Принципы
федеративного устройства
3. Основы
конституционного статуса
4. Компетенция
Российской Федерации.
Заключение
Актуальность темы. Демократизм Российской Федерации как государства находит проявление в государственно-территориальном устройстве Российской Федерации, основывающемся принципе федерализма.
В России федерализм выступает прежде всего качестве формы государственной организации национальных отношений. Исторический опыт российского федерализма подтвердил его жизненную необходимость для разрешения национального вопроса, для обеспечения осуществления суверенитета наций, составляющих многонациональный народ Российской федерации.
Российский федерализм обеспечивает суверенитет и равноправие наций, проживающих на территории Российской Федерации. Суверенитет наций означает их верховенство и независимость в решении вопросов своей внутренней жизни взаимоотношений с другими нациями, их свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности. Равноправие наций означает равенство и наций во всех вопросах государственного строительства, развитии национальной культуры.
Российский Федерализм обеспечивает также свободное развитие наций и народностей, проживающих на территории России. Оно получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации.
Свободное развитие наций и народностей означает также развитие национального языка.
В Российской Федерации обеспечиваются права и свободы всех этнических общностей, их национальна культурная автономия и право на самоопределение в составе Российской Федерации.
Однако российский федерализм
- это не только форма разрешения
национального вопроса в
Федерализм имеет существенные преимущества в отношении перед унитарным государством. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам является важной гарантией демократизации в управления государством. Центральная власть в этих условиях лишает монополии на власть и поэтому не может употребить произвольно, она повсеместно встречается со сдержками противовесами.
В этих условиях
открывается больше
Базирующаяся на принципе федерализма централизация государственной власти обеспечивается ограничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее субъектами Российской Федерации и местным самоуправлением.
В соответствии с принципом федерализма основы правового статуса субъектов Российской Федерации устанавливаются и гарантируются Конституцией Российской Федерации.
Цель исследования – изучить федеративное устройство России.
Задачи исследования составляет рассмотрение следующих вопросов:
1. Понятие
федеративного устройства
2. Принципы
федеративного устройства
3. Основы
конституционного статуса
4. Компетенция Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами
1. Понятие федеративного устройства России
Федерация — одна
из разновидностей
Федеративное государство – это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.
Федерация в основном объединяет субъектов с одинаковым правовым статусом. Но в определенных случаях возможна и асимметричная федерация, когда приходится считаться с объективной реальностью (например, когда субъекты федерации имеют принципиальные различия и их принудительное уравнивание может привести к обострению конфликтов и, следовательно, к сепаратизму, развалу федерации). К асимметричным федерациям западные ученые относят, например Бельгию, Испанию и, конечно, Россию. Асимметричность Российской Федерации закреплена отчасти в Конституции Российской Федерации, но, главным образом, в договорах между Российской Федерацией и ее субъектами.
Разделение компетенций
между федеральной властью и
субъектами федерации является труднейшей
проблемой федеративного
Федеративные государства юридически закрепляют добровольность объединения народов, но, как правило, не предусматривают права выхода того или иного субъекта федерации из союза.
Федеративное устройство Российского государства — это его политико-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей — субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом.
По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ.
Государственное устройство Российской Федерации в течение своей уже довольно длительной истории претерпело неоднократные изменения, в том числе и существенные.
Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ конституционного строя.
Современная Российская Федерация — государственное по своей природе объединение всех субъектов федерации, а не аморфный, слабый их союз, не конфедерация. Российское государство возникло и развивалось как
единое централизованное, имеет многовековую историю. В течение длительного периода оно было многонациональным. Автономные образования в составе Российской Федерации (тогда РСФСР) в основном создавались центральной властью, высшими органами государства. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составе единого государства.
В преамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет все признаки государства, выступает субъектом международного права. Она имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; она сама устанавливает правовые основы единого рынка. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
Система государственных органов субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, в согласии с федеральным законом. Это направлено на обеспечение единства системы органов Российского государства в целом. Особенно большое значение для единства системы государственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти во всей стране в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов. Для реализации компетенции Российской Федерации (а значит, единого государственного руководства в этих пределах на территории всей страны) федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Серьезная гарантия единства системы государственной власти, прав федерации состоит в том, что Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны.
Как известно, Российская Федерация долгое время (1922—1991 гг.) входила в качестве суверенной союзной республики в состав другого федеративного государства — Союза ССР, объединявшего 15 союзных республик. СССР был создан на основной части территории бывшей Российской империи, представлявшей собой многонациональное, государство. Исторически первой была образована Российская Федерация (тогда РСФСР), которая в 1922 г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, Украиной, Закавказской Федерацией); они и положили начало Союзу ССР. Российская Федерация развивалась ранее как федерация, основанная на автономии. Со временем изменилась численность автономных образований в ее составе, менялся их статус.
Известно, что в истории национально-государственного устройства Российской Федерации были мрачные страницы, искажения, деформации национальной политики. В годы культа личности Сталина некоторые народы были репрессированы, насильственно переселены, их национально-государственные образования упразднены, перекраивались границы. В наше время эти репрессии были признаны преступными и Верховным Советом СССР, и Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г. (с изменениями от 1 июля 1993 г). Права народов восстановлены, воссозданы и их национально-государственные образования.
В последнее время происходили существенные изменения в национально-государственном устройстве России. Многие автономные республики провозгласили государственный суверенитет; в настоящее время они рассматриваются как республики в составе Российской Федерации. В республики было преобразовано большинство автономных областей. Провозглашение государственного суверенитета не означало выхода из состава Российского государства, однако имелись примеры заявлений со стороны органов власти некоторых республик об этом, о провозглашении независимости. Однако провозглашенная ими в одностороннем порядке (вопреки Конституции Российской Федерации) независимость не получила официального, в том числе международного, признания.
Стабилизировать национально-государственное устройство Российской Федерации должен был Федеративный договор — Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти республик в составе Российской Федерации автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга», подписанный 31 марта 1992 г. Стороны заключили его, признавая свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации, целостности составляющих ее республик и территории, стремления к качественному обновлению федеративных отношений.1