Государственное устройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Демократизм Российской Федерации как государства находит проявление в государственно-территориальном устройстве Российской Федерации, основывающемся принципе федерализма. В России федерализм выступает прежде всего качестве формы государственной организации национальных отношений. Исторический опыт российского федерализма подтвердил его жизненную необходимость для разрешения национального вопроса, для обеспечения осуществления суверенитета наций, составляющих многонациональный народ Российской федерации.

Содержание работы

Введение
1. Понятие федеративного устройства России
2. Принципы федеративного устройства России
3. Основы конституционного статуса Российской Федерации и ее субъектов
4. Компетенция Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

КР Государственное устройство.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

внешнеэкономические отношения  Российской Федерации;

оборона и безопасность; оборонное производство; определение  порядка продажи и покупки оружия и боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

определение статуса, режим  и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации отнесены разнообразные вопросы:

обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Конституции и законам Российской Федерации;

защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами,

водными и другими  природными ресурсами;

разграничение государственной  собственности;

установление общих  принципов налогообложения и  сборов в РФ;

природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта;

координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

административное, жилищное законодательство, земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; административно-процессуальное, трудовое, семейное законодательство;

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;                

кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;                                    

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

установление общих  принципов организации системы  органов государственной власти и местного самоуправления;

координация международных  и внешнеэкономических связей субъектов  Российской Федерации; выполнение международных договоров РФ.

Вне пределов полномочий Российской Федерации субъекты РФ обладают всей полнотой власти. Например, они  самостоятельно формируют свои органы государственной власти, утверждают бюджеты, принимают законы и т.д.16

Распределение предметов  ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами выражает как общегосударственные интересы, суверенитет Федерации, так и интересы субъектов, обеспечивает целостность Российского государства и в то же время широкую самостоятельность регионов.

 

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному сделаем некоторые выводы.

Федерация — соединенное, союзное (от лат. «федус» — союз) государство. Федерация — сложное  государство, представляющее собой союз ряда государств — членов федерации. При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, при этом сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государств—членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы. Немало стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий и социально-политических причин.

Федеративное устройство Российского государства — это  его политико-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей — субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом.

По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ.

Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ  в числе основ конституционного строя: государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации, единство системы государственной власти, которое тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации, равноправие субъектов Российской Федерации.

Конституционный статус Российской Федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности.

Это прежде всего имеющиеся  у Российской Федерации государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства: суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию и проявляющийся в верховенстве федеральных Конституции и законов; федеральная Конституция и федеральные законы; федеральные органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ;  государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения людей, товаров, услуг и финансовых средств); единое гражданство РФ; государственный язык; единые Вооруженные Силы; единая денежная единица — рубль (введение и эмиссия других денег в России не допускаются, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ); государственные символы: Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации; столица РФ.

Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской Федерации обусловливают характер и содержание ее компетенции, включающей конкретные полномочия и предметы ведения.

В России — несколько  видов субъектов Федерации, это  ее особенность. Распределение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами выражает как общегосударственные интересы, суверенитет Федерации, так и интересы субъектов, обеспечивает целостность Российского государства и в то же время широкую самостоятельность регионов.

 

 

Литература

    1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.: Центральная избирательная комиссия РФ, 1993.
    2. Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти республик в составе Российской Федерации автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга», подписанный 31 марта 1992 г. // Хрестоматия по конституционному праву. – М.: Юрайт, 1999
    3. Конституция РФ: Комментарий. – М.: Юридическая литература, 2004.
    4. Комментарий к Конституции РФ. – М.: БЕК, 2003.
    5. Алексеев С.С. – Конституционное право. – М.: Издательство БЕК, 1999.
    6. Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М.: Норма-Инфа, 2002.
    7. Белкин А.А. Аналогия в государственном праве. //Правоведение, 2002, №6.
    8. Государственное право: Учебник./Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 2002.
    9. Гойман В.И., Иванец Г.И. Юридическая терминология. М., 2004,  ч. II.
    10. Иргин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Государственное право. Учебник. – М.: Юрист, 2001.
    11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., Юристъ, 1998.
    12. Комментарий  к  Конституции Российской Федерации  /  Под ред. Б.Н. Топорина. М.: СПАРК, 2004.
    13. Комментарий  к  Конституции Российской Федерации. / Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М.: Фонд «Правовая культура», 2002.
    14. Конституционное  право  России:  Сборник  нормативных актов /  Сост. А.Е. Козлов. М.: БЕК, 2000.
    15. Конституционное право./ Под ред. А. С. Панарина. М., 2003.
    16. Конституционное право для юристов. Курс лекций. / Под ред. проф. Н.И. Матузова и проф. А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1999.
    17. Масевич М.Г. Комментарии к  Конституции РФ. // Право и экономика, 1994, № 23-24. – с. 6-9.
    18. Михалёва Н.А. Обсуждение актуальных проблем науки конституционного права. // Г и П. 2003. №3. С. 155.
    19. Сукало А.Е. Комментарии к Конституции РФ. М., 2004– с. 5-7.
    20. Тихомиров Ю.А. Конституционное право: уроки прошлого и взгляд в будущее. // Правоведение, 2002. №6. С. 3.
    21. Темнов Е.И. О деидеологизации методологических подходов в историко-политических и государственно-правовых исследованиях. // Г и П. 2002. №3.

1 Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти республик в составе Российской Федерации автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга», подписанный 31 марта 1992 г. // Хрестоматия по конституционному праву. – М.: Юрайт, 1999

2 Конституция РФ: Комментарий. – М.: Юридическая литература, 2004.

3 Комментарий к Конституции РФ. – М.: БЕК, 2003.

4 Конституция РФ: Комментарий. – М.: Юридическая литература, 2004.

5 Сукало А.Е. Комментарии к Конституции РФ. М., 2004– с. 5-7.

6 Тихомиров Ю.А. Конституционное право: уроки прошлого и взгляд в будущее. // Правоведение, 2002. №6. С. 3.

7 Конституционное  право  России:  Сборник  нормативных  актов  /  Сост. А.Е. Козлов. М.: БЕК, 2000.

 

Комментарий  к  Конституции  Российской Федерации  /  Под ред. Б.Н. Топорина. М.: СПАРК, 2004.

 

9 Белкин А.А. Аналогия в государственном праве. //Правоведение, 2002, №6.

10 Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М.: Норма-Инфа, 2002.

.

11 Конституция РФ: Комментарий. – М.: Юридическая литература, 2004.

 

12 Комментарий к Конституции РФ. – М.: БЕК, 2003.

 

13 Конституционное право./ Под ред. А. С. Панарина. М., 2003.

 

14 Комментарий  к  Конституции Российской Федерации. / Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М.: Фонд «Правовая культура», 2002.

 

15 Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М.: Норма-Инфа, 2002.

 

16 Комментарий к Конституции РФ. – М.: БЕК, 2003.


Информация о работе Государственное устройство