Государственное устройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Демократизм Российской Федерации как государства находит проявление в государственно-территориальном устройстве Российской Федерации, основывающемся принципе федерализма. В России федерализм выступает прежде всего качестве формы государственной организации национальных отношений. Исторический опыт российского федерализма подтвердил его жизненную необходимость для разрешения национального вопроса, для обеспечения осуществления суверенитета наций, составляющих многонациональный народ Российской федерации.

Содержание работы

Введение
1. Понятие федеративного устройства России
2. Принципы федеративного устройства России
3. Основы конституционного статуса Российской Федерации и ее субъектов
4. Компетенция Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

КР Государственное устройство.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Население всех республик, автономий многонационально, причем в большинстве из них нация, давшая им название, составляет менее половины населения. Российская Федерация олицетворяет государственное объединение русского народа со многими нациями и народностями меньшей численности: татарами, чувашами, башкирами, мордвой и т д. ( русские в Российской Федерации составляют 120 млн. человек из 147 млн 386 тыс. ее населения — 81,5%; , вторая по численности нация в РФ — татары — 5,5 млн. — 3,8% всего ; населения РФ, из них в Татарстане около 1,8 млн. — 48,5% населения  Татарстана).                                                   

Формами самоопределения  многих народов, народностей выступают  республики, автономные образования в составе Российской Федерации — ее субъекты, организованные на основе национально-территориального принципа. Все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право на самоопределение в области культуры, образования, развивая национальную культуру, свои языки, организуя обучение на них.

Народы, народности, проживающие  в России, в том числе самый  большой по численности русский  народ, исторически самоопределились в одном крупном многонациональном федеративном государстве — Российской Федерации. Не случайно в преамбуле Основного Закона РФ, закрепляющего статус России как цельного федеративного государства (его многонациональный характер, устройство, состав), подчеркивается, что Конституция принимается исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. Таким образом, Российская Федерация — это государственная форма самоопределения всего многонационального народа России и вместе с тем всех входящих в него народов, народностей.12

5. Равноправие субъектов  Российской Федерации — принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней Конституции РФ. Она специально подчеркивает его важное проявление — равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие прежде всего проявляется, в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Федерации; в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации; в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.

Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В федеративном договоре и в тексте прежнего Основного Закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено.

В то же время имеются  различия в государственной организации  субъектов Федерации. Среди них  есть республики, обладающие признаками государства, и государственно-территориальные образования, не имеющие, например, своих конституций, гражданства, высших органов государства, что, однако, не влияет на их равное положение в Федерации. Естественны и фактические различия между субъектами в экономическом потенциале, численности населения, размерах территории, географическом положении и т.д.

 

3. Основы конституционного статуса  Российской Федерации и ее  субъектов

Конституция РФ устанавливает  не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как Федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними.

Конституционный статус Российской Федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности.

Это прежде всего имеющиеся  у Российской Федерации государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства:

  • суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию и проявляющийся в верховенстве федеральных Конституции и законов;
  • федеральная Конституция и федеральные законы;
  • федеральные органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ;
  • государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения людей, товаров, услуг и финансовых средств);
  • единое гражданство РФ;
  • государственный язык;
  • единые Вооруженные Силы;
  • единая денежная единица — рубль (введение и эмиссия других денег в России не допускаются, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);
  • государственные символы: Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации;
  • столица РФ.

Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской Федерации обусловливают характер и содержание ее компетенции, включающей конкретные полномочия и предметы ведения.13

Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время  может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

В России — несколько  видов субъектов Федерации, это  ее особенность. Общее число субъектов — 89: 21 республика, шесть краев, два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область, 10 автономных округов, остальные субъекты — области. Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Республики — субъекты РФ — это государства в составе  Российской Федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации Они образованы как формы национальной государственности, воплощают самоопределение соответствующих наций. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе РФ. К ним относятся:

  • конституция республики, республиканское законодательство,
  • система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, закрепленных федеральным законом;
  • территория, причем границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия;
  • республиканское гражданство;
  • государственный язык;
  • собственные символы государства.

Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа — это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а остальные из перечисленных — по территориальному. Автономные образования были созданы как формы национальной государственности соответствующих народов, способы их самоопределения14

Статус данных видов  субъектов Федерации: края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа — определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Устав принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта

Для конституционного статуса  этих субъектов Федерации характерно наличие следующих элементов:

  • устава;
  • своего законодательства;
  • системы органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом;
  • территории, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ.

Положение автономии  может иметь особенности по сравнению  с другими субъектами. Может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Это должно делаться по представлению их законодательных и исполнительных органов.

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и органами власти края или области.

Пребывание в составе  РФ в качестве субъекта предполагает взаимодействие с федеральными органами, участие в их работе. Равноправие всех субъектов Российской Федерации между собой, в том числе во взаимоотношениях с федеральными государственными органами, обусловливает их равные правомочия в таких взаимоотношениях.

Субъекты имеют гарантированное  представительство в Совете Федерации, их законодательным (представительным)-органам принадлежит право законодательной инициативы в Государственной Думе. Конституция РФ предусматривает возможность изменения статуса субъекта. Это может произойти по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.

 

 

4. Компетенция Российской Федерации.  Разграничение предметов ведения  и полномочий между Федерацией  и ее субъектами

Российская Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства. В то же время субъекты Федерации также имеют свою компетенцию. Конституция РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют Федерацию в лице федеральных органов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам.

Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия между  Российской Федерацией и ее субъектами, определяя, таким образом, и компетенцию Российской Федерации, и компетенцию ее частей — субъектов. Компетенция РФ охватывает полномочия, предметы ведения самой Российской Федерации (ст. 71) и ее полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов В остальном компетентны субъекты Федерации.

Российская Федерация  в лице федеральных органов государственной власти обладает полномочиями в различных сферах общественной жизни: в области государственного строительства, экономики и финансов, охраны природы, социально-культурной, защиты прав и свобод человека, в области международных отношений, обороны и безопасности. Вопросы ведения федерации описаны в статье 71 Конституции РФ. К ее ведению отнесены весьма важные вопросы государственного строительства, законотворчества, защиты прав и свобод человека:

  • принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
  • федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в Российской Федерации, регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного развития Российской Федерации;
  • судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процес-суальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
  • федеральное коллизионное право;
  • федеральная государственная служба;
  • государственные награды и почетные звания РФ. 15

К ведению Федерации отнесены также метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет.

К ведению федеральных  органов государственной власти в области экономики, финансов, социально-культурной сфере отнесены:

установление основ  федеральной политики и федеральные  программы в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития в Российской Федерации;

федеральная государственная  собственность и управление ею;

установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы (включая федеральные банки);

федеральный бюджет; федеральные  налоги и сборы; федеральные фонды  регионального развития;

федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющие материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе.

В сфере международных отношений, обороны и безопасности, защиты границ к ведению федеральных органов государственной власти отнесены:

внешняя политика и международные  отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, вопросы войны и мира;

Информация о работе Государственное устройство