Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:33, контрольная работа
Большой интерес представляют политические устремления Сперанского, послужившие теоретическим фундаментом всех его реформ. Изучение политической теории Сперанского дает возможность не только понять направление развития политико-правовой мысли в первой половине 19 века, но и получить представление об общем состоянии общественной жизни со всей сложностью ее социальных и политических проблем.
Введение……………………………………………………………………..2
1. Понятие наследования………………………………………………….3
2. Наследование по завещанию……………………………….…………..7
3. Наследование по закону……………………………….………………..8
Заключение………………………………………………………………….9
Библиографический список…………………..…………………
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему:
«Государственно-правовая концепция М.М. Сперанского»
Содержание
с.
Место и роль Сперанского
в истории преобразований отечественной
государственности и
Государственно-правовые идеи
Сперанского и совершенные им
преобразования в различных областях
государственного управления оказались
значимыми не только для своего времени,
но сохраняют актуальность и в
настоящем. Современная юридическая
наука и практика постоянно сталкивается
с проблемами, подобные которым решались
Сперанским в начале 19 века. Это такие
важнейшие вопросы государства
и права, как адаптация принципа
разделения властей и создание системы
обособленных органов законодательной,
исполнительной и судебной власти,
формирование и организация деятельности
Государственного совета, обеспечение
законности в деятельности всех ветвей
государственной власти, эффективной
взаимодействие центрального и регионального
управления, повышение уровня правового
сознания общества, общей, и в том
числе правовой культуры, совершенствование
юридической техники и
Большой интерес представляют
политические устремления Сперанского,
послужившие теоретическим
Осуществленные по проектам Сперанского преобразования способствовали ускорению политической модернизации. Учение Сперанского, творчески развитое его последователями, в известной степени стало идейно-теоретической основой государственных реформ 1860-1870 гг.
Учение о праве и
государстве М.М. Сперанского основано
на его глубоких познаниях в политических
теориях как античных, так и
современных ему европейских
философов. Сперанский как мыслитель
сформировался в начале XIX века, отмеченного
либерализацией общего социально-политического
курса в стране и зарождением
правительственного конституционализма.
Он испытывал влияние французских
просветителей, немецкой исторической
школы права, а также английских
философов и экономистов. Кроме
того, заметно также влияние
Историческим контекстом, в котором сформировалось политико-правовое мировоззрение мыслителя, был послепетровский "раскол России на две субкультуры", или, по словам, Н.М. Карамзина, "на древнюю и новую Россию". Именно это "во многом предопределило мысль и деятельность М.М. Сперанского", сообщив его мировоззрению противоречивый характер, для которого характерны, с одной стороны, политический либерализм, а с другой - правовой консерватизм. Консервативный характер правового учения мыслителя, который ставит под сомнение однозначность традиционного образа М.М. Сперанского как "правоверного" либерала-реформатора, и был, вероятно, одной из причин забвения его правовых идей.
Рассмотрим степень влияния на мировоззрение М.М. Сперанского естественно-правовой теории. Как известно, французские философы XVIII века апеллировали к разуму как к единственному судье над всем сущим. Сперанский не разделял веры просветителей во всемогущество разума и выступал с критикой рационализма. В одной из своих проповедей (1791) он говорил: "Разум даст наилучший чертеж для образования общества, напишет наилучшие законы, предусмотрит неудобства, ограничит силу властей, проведет черту порядка и подчинения; но, имея развращенное сердце, он первый введет замешательство и безначалие, первый разорвет те священные узы, коими связуются выгоды сочленов, и, словом, первый готов будет разрушить собственное свое произведенье".
Основой политической конструкции у представителей естественно-правовой школы был лишенный социальных связей "естественный человек". Он рассматривается как носитель естественных прав, а соответствующее ему состояние - как предпосылка образования государства. Существенным моментом "естественного состояния" было всеобщее равенство сил и прав.
Сперанский рассуждал
иначе: "Если бы государство могло
быть одно на свете и составлено
из людей равно мощных или равно
справедливых, тогда не было бы никакой
нужды в правительстве, тогда
каждый наслаждался бы в совершенной
независимости личными своими силами.
… Силы нравственных существ распределены
им от бога по его правде". Отрицание
"естественных законов" (в их просветительском
понимании) должно было привести Сперанского
к отрицанию и "естественного
состояния" и "естественных прав".
Поэтому, рассуждая в записке "О
коренных законах государства" о
происхождении различных форм власти,
о договорах между
Что же касается политического
учения И. Канта, то отдельные ее стороны
(защита абсолютизма, отрицательное
отношение к революционным
Довольно значительным было влияние на У. Блекстона, А. Смита, Д. Юма, И. Бентама. Здесь присутствует критика "естественного состояния", существует развитая экономическая теория. Сперанский, особенно в своих ранних произведениях, обильно цитировал Бентама - в их взглядах на политику было много общего. Однако их воззрения отождествлять нельзя.
Основной элемент учения
Бентама - учение о пользе. Частный
интерес провозглашается
Взгляды Сперанского и Бентама были взаимопротивоположны именно в определении значения принципа пользы. "Движение всех обществ слагается подобно круговому движению физических тел, из двух различных сил: силы, нудящей волю по известному направлению к общему добру, и силы самолюбия или частного интереса, увлекающей его к натуральному его средоточию - к собственной пользе. Доколе силы сии содержатся в равновесии, дотоле общество движется в тишине и все лица, его составляющие, пользуются миром общественным".
Существенной чертой мировоззрения
М.М. Сперанского была глубокая, доходящая
до мистицизма религиозность. Такое
представление о роли и значении
Бога, какое мы находим у Сперанского,
делает невозможным всякое сближение
его с теоретиками естественно-
Бог для него Создатель и верховный законодатель природы и человека. Законы, данные Богом, Сперанский разделял на три группы: законы природы, разума (законы "физические") и законы нравственности.
Физические и нравственные
законы различаются, согласно учению Сперанского,
по характеру и объекту действия.
Физические законы действуют в природе
(включая сюда и человека) и определяются
самой природой. Они неизменяемы
и всегда единообразны, рационально
познаваемы. Нравственные законы действуют
только на человека и не обладают той
обязательной силой, какой обладают
законы "физической природы". Они
иррациональны, поскольку в "законах
нравственных (бог) имеет своего представителя
(в человеке) - совесть". Для выяснения
содержания нравственных законов Сперанский
обратился к рассмотрению "человеческой
природы". Для Сперанского "человеческая
природа" - понятие абстрактное, хотя
и характеризуется рядом
Свобода политическая и свобода гражданская - одна из основных тем размышления Сперанского, он раскрывал понятия политической и гражданской свободы, политического рабства и гражданского рабства.
Права и свободы являются важнейшим условием любого общества. В этом Сперанский придерживался взглядов Аристотеля, у которого научное понимание политики предполагает развитые представления о нравственности и знании этики. Одним из основных политических взглядов Аристотеля заключается в том, что политическая справедливость возможна только между свободными и равными людьми. Соответствие закона политической справедливости и праву Аристотель считал важнейшим составным моментом политического качества закона. Право должно найти свое выражение, воплощение соблюдение в законе. Иначе, считал, Аристотель, происходит отход от политических форм правления к деспотизму. Политическое правление, согласно концепции Аристотеля, это правление закона, а не людей. Соглашаясь в этом с Аристотелем, Сперанский отвергал политический идеал Платона (правление философов) и утверждал, что именно законы, а не люди должны управлять обществом. М. М. Сперанский имел полную возможность изучить русскую действительность, реальную и духовную обстановку разных классов. Поэтому Сперанский являлся убежденным сторонником законности и права в государстве, поэтому он так настойчиво проводил мысль о "коренных" законах, которым все сверху донизу должны подчиняться. Хорошее понимание настоящего положения вещей и знание исторического прошлого, сделало из Сперанского убежденного сторонника "истинной монархии".
Таким образом, мировоззрение М.М. Сперанского не укладывается в рамки какого-либо из современных ему политических учений.
М.М. Сперанский рассматривает
право как историческое явление,
необходимо сопровождающее общество на
всех этапах его развития - от семейного
и родового союзов до гражданского
общества и государства. В объяснении
исторического происхождения
Вместе с тем факт исторической
обусловленности права
Архивные рукописи М.М. Сперанского позволяют также сделать вывод о том, что он стоит у истоков социологического объяснения права. М.М. Сперанский подчеркивает консенсуальный характер права: именно согласие составляет его сущность. Право в его представлении - это являющаяся результатом общественного согласия мера свободы, присвоенная лицу и удостоверенная положительным законом. Закон же есть общее правило, оформляющее общественное согласие и устанавливающее его защиту.
Участвуя в кодификационной
деятельности, будучи фактически руководителем
Второго отделения Собственной
Его Императорского Величества Канцелярии
(1826 год), М.М. Сперанский имел возможность
практически осуществить свои воззрения.
Из двух возможных подходов к кодификации
права - сведения всех существующих (действующих
и действующих) законов воедино
и без изменений или отделение
нового Уложения - был выбран первый
(образцом для будущего Свода стал
кодекс Юстиниана). Юридическая техника
для составления Свода
- основные государственные законы (т. 1, ч. 1);
- учреждения: а) центральные (т. 1, ч. 2), б) местные (т. II), в) устав о государственной службе (т. 111);
- "законы правительственных сил": а) устав о повинностях (т. IV), б) устав о податях и пошлинах (т. V), в) устав таможенный (т. VI); г) уставы монетный, горный и о соли (т. VII), д) уставы лесной, оброчных статей и счетные;
Информация о работе Государственно-правовая концепция М.М. Сперанского