Государственно-правовая концепция М.М. Сперанского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:33, контрольная работа

Описание работы

Большой интерес представляют политические устремления Сперанского, послужившие теоретическим фундаментом всех его реформ. Изучение политической теории Сперанского дает возможность не только понять направление развития политико-правовой мысли в первой половине 19 века, но и получить представление об общем состоянии общественной жизни со всей сложностью ее социальных и политических проблем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2
1. Понятие наследования………………………………………………….3
2. Наследование по завещанию……………………………….…………..7
3. Наследование по закону……………………………….………………..8
Заключение………………………………………………………………….9
Библиографический список…………………..…………………

Файлы: 1 файл

контрольная работа - 1 семестр 2012 г..docx

— 46.23 Кб (Скачать файл)

- законы о состояниях (т. IХ);

- законы гражданские и межевые (т. Х);

- уставы государственного благоустройства: а) уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный (т. XI), б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи (т. XII);

- уставы благочиния: а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный (т. XIII), б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении. преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных (t. xiv); 8) законы уголовные (т. XV).

Подобное разделение законов, по мысли Сперанского, основывалось на сосуществовании двух правовых порядков: государственного и гражданского. Законы делятся по тому же признаку.

Государственные законы подразделяются в свою очередь на четыре категории: законы основные, учреждения, законы государственных  сил, законы о состояниях. Сюда относятся  также законы предохранительные (уставы благочиния) и законы уголовные.

Гражданские законы подразделяются на три категории: законы "союза  семейственного", общие законы об имуществах и законы межевые, определяющие порядок "развода" границ владения, особенные законы об имуществах (называемые законами государственного благоустройства  или экономии, относящиеся к сфере  торговли, промышленности и кредита). Сюда же относятся законы о порядке  взыскания по бесспорным делам, законы о судопроизводстве гражданском, межевом и торговом, законы о мерах гражданских взысканий.

Сперанский применительно  к критериям отбора материла для  Полного Собрания Законов определял  закон как "постановление.. от Верховной  власти или именем ее от учрежденных  ею мест и правительств происшедшее  по всем частям государственного управления". Тем самым для Сперанского  различия между законом и указом как источниками материала кодификационного обобщения не было - любой нормативный  акт являлся таковым, что явственно  сказалось на структуре Свода  Законов, как равно значимые включавшего  самые различные нормативные  акты Империи, в том числе и  судебные решения, получившие значение прецедента - в глазах русского кодификатора они также выступали законами. Однако в своих проектах преобразования государственного устройства Российской Империи разницу между законами и указами (только желательную, а  не реально сущую) Сперанский проводил достаточно жестко. Среди всех государственных  постановлений он различал два класса: "в первом должно положить те постановления, коими вводится какая-либо перемена в отношениях государственных сил  или в отношениях частных людей  между собою; во втором - те, кои, не вводя  никакой существенной перемены, учреждают  токмо образ исполнения первых". Первые носили имя законов, вторые - уставов и учреждений. Первые должны были подлежать ведению Государственной  Думы; вторые же, как относящиеся  к власти исполнительной, должны были составляться последней через посредство Государственного Совета.

  1. Учение М.М. Сперанского о государстве

М.М. Сперанский написал целый  ряд произведений, посвященных изложению  его философско-правовых и политических взглядов на устройство государственной власти в России. Наиболее подробно его мысли изложены во "Введении к Уложению государственных законов" (1809 г.). Государственный идеал мыслителя здесь вырисовывается с особой тщательностью. Сперанский попытался представить себе ту Россию, к которой стремился всю жизнь. Во "Введении" есть указание на изучение всех существующих в мире конституций. Особенно высоко Сперанский ценил английское конституционное право. В своих работах он писал, что английские учреждения основываются на высоком правосознании нации. В Англии давно господствует принцип неприкосновенности личности, свобода слова, хорошо организованно местное самоуправление. Эти основы Сперанский считал краеугольным камнем "истинной монархии", их необходимо умело ввести в народную жизнь, народ и правительство ещё должны понять их и сделать неотъемлемым для всего бытия. В настоящий период, считал мыслитель, Россия вошла в состояние, требующее ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав подданным. Однако такие перемены должны были произойти не посредством государственного переворота, как в Европе и США, а "через правильные и справедливые законы", жалованные императором народу.

Определяя форму правления  для России, Сперанский обратился  к теории географической среды, разработанной  Монтескье. Французский философ  утверждал, что на форму правления  оказывает влияние размеры территории, климатические условия, уровень  технических средств. Исходя из названных  признаков, присущих России, а также "по настоящей степени просвещения" народа наилучшим образом правления, "наиболее сходственном для счастия ее существования", может быть только монархия, учрежденная на "законе непременном" . Форму правления, соответствующую этим требованиям, он называл "правильной" или "истинной монархией". Для того чтобы подтвердить свои идеи о необходимости введения в России "истинной монархии", основанной на незыблемых законах, Сперанский противопоставлял идеалу государства современные ему недостатки государственного строя. Государь в России обладает всей полнотой власти и пользуется ей безгранично. Вся власть сосредоточена в одном лице, завалена множеством работы. "По внешности у нас есть все, а на деле у нас нет ничего, и в особенности у нас нет монархического правления". Путь к разрешению вопроса он видел в адаптации для России принципа разделения властей и привлечения к участию в управлении страной "народного мнения". Он был убежден в возможность реформирования России "сверху", без участия народных масс, без бедствий и кровопролитий.

"Истинная монархия" Сперанского, согласно его концепции  базируется на двух основах.  Первая - это принцип законности. Он предлагал сделать коренные  законы государства "столь  неподвижными и непеременяемыми,  чтобы никакая власть переступить  их не смогла". Коренные законы  государства - это воля народа, обращенная к правительству, в  условиях, когда "государи перестали  быть отцами их народов, когда  народы познали, что они отделяют  свои пользы от их благосостояния, и силы, им вверенные, не только  обращают не для них, но часто  и против них". Закон, по его  мнению, является "первым источником  силы правительства".

Другим принципом "истинной монархии" Сперанский видел разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Общество существовало раньше появления державной власти. Слияние воли отдельных индивидуумов составляет сущность державной власти. В отдельности каждый индивидуум имел присущие ему волю, закон и  исполнение. Вместе эти три начала порождают силу, способную управлять  государством - державную власть. Власть может пользоваться всеми этими  силами одновременно - тогда правление  будет деспотическим, а поданные - рабами. "Нельзя основать правление  на законе, если одна державная власть будет и составлять закон, и исполнять  его". Государство организуется на принципе разделения властей, которые  в свою очередь реализуются на основании законов и правового  порядка. Но Сперанский не полагался  на одни изменения в законодательстве. Столь легальное положение государства  требует общего изменения. Никакие  частные перемены ни приведут к изменению  целого. Для установления в государстве  демократических свобод нужны серьезные  гарантии, наличие, которых он усматривал во введении соответствующей формы  правления, "истинной монархии". Мыслитель  рассматривал такой вариант ограничения  монархии в России, который предполагал  внутреннее ограничение самодержавия "силой установлений", законов  и "самим делом". Большое значение в своей концепции Сперанский отводит принципу публичности. Весь народ не может блюсти за тем, чтобы  правительство оставалось в законных рамках, то необходимо сословие, "достаточно просвещенное,.. должно быть независимо и быть связано с интересами народа". Образцом такого сословия Сперанский видел английскую аристократию. Порядок  в устроенном таким образом государстве охраняется законами, свобода людей определяемся только как "зависимость от положительного закона", сам престол держится "на твердых столпах закона и всеобщего порядка". Закон Сперанский определял "как ограничение натуральной свободы человека известными правилами". Общее назначение закона состоит в обеспечении пользы и безопасности людей, определяет отношения между частными лицами и государственными органами. Сперанский предлагал вводить "органические" законы, которые определят форму учреждений, которые служат средствами для сил государства.

Сперанский предполагал, что в преобразованном по его  проектам государстве будет возможно наилучшим образом обеспечить права  подданных. Он разработал собственную  концепцию, состоящую из двух пар  категорий: рабство политическое и  свобода политическая и рабство  гражданское и свобода гражданская. Политическая свобода в понятии  Сперанского означает подчинение всех и каждого законам, а также  возможность "участия.. в действии законодательной и исполнительной власти". Политическая свобода у  Сперанского связывается с недвижимой собственностью, т.к. имеющий недвижимость "более способен, в силу собственных  интересов, заботится о доброте  закона". Под политическим рабством мыслитель понимал состояние, когда "воля одного закон для всех", под которыми подразумевались известные  категории населения, как домашние слуги, ремесленника и "народ рабочий", которые могли быть допущены к  праву выбора, в силу только того, что они не обладают достаточным "разумом" и "любочестием".

Гражданское рабство Сперанский рассматривал как подчинение одного класса "в повинностях личных или вещественных" другому, а гражданскую  свободу как основанную на законе независимость друг от друга всех сословий и групп в обществе. В  своих работах Сперанский отмечал, что свобода политическая имеет  гораздо больший объём, по сравнению  со свободой гражданской, и поэтому  является её основой, но и гражданским  правам Сперанский придавал большое  значение. "Права гражданские  должны быть основаны на правах политических, точно также как и закон  гражданский не может быть тверд  без закона политического". Как  следствие этого Сперанский разделяет  государство на три сословия: дворянство, "среднее состояние" и "народ  рабочий". Дворянство обладает всеми  гражданскими и политическими правами, также добавлялось право владеть  землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога с земли, вторые (купцы, мещане, однодворцы) обладают политическими правами "по их собственности" и гражданскими правами. "Народ  рабочий" (помещичьи крестьяне, домашняя прислуга, мастеровые) пользуются общими гражданскими правами и не имеют  политических прав. Своей конечной целью Сперанский ставил наделение  равными гражданскими правами и  как следствие этого стремление к отмене крепостного права.

В Сперанском видели человека, увлеченного и наполеоновским режимом, и английским конституционным правом и стремившегося перенести все  это в Россию. Соединяя в себе ум теоретика и способность практика, ему удалось то, что до него никому не удавалось в сфере государственных  деятелей: синтезировав правовую и  философскую мысль Запада и Востока, разработав во многом оригинальную концепцию идеала государственной власти.

  1. Концептуальные и практические подходы М.М. Сперанского к правовому регулированию системы финансов Российской империи

Финансовая программа  М.М. Сперанского была построена  на рациональных началах, обусловленных  развитием капиталистических отношений  в России начала XIX века, а сам  Сперанский стоял на уровне современной  ему передовой мысли в вопросах денежного обращения, кредита и  бюджета и стремился на практике воплотить эту теорию в жизнь.

В целом политика монетарного  меркантилизма, проводимая Сперанским, отвечала интересам купцов-промышленников и дворян-мануфактуристов. Она сыграла  немаловажную роль в подъеме отечественной  промышленности в преддверии надвигавшейся  войны.

В связи с изучением  проблем становления и развития финансов России в первой четверти XIX в. в поле зрения исследователей в  основном оказывались, с одной стороны, бюджетная политика и другие факторы, влиявшие на финансовую систему, с другой - государственное хозяйство в  целом. Основное внимание уделялось, как  правило, Е.Ф. Канкрину и проведенной  им реформе. В тоже время деятельность первых министров финансов А.И. Васильева, Ф.А. Голубцова и Д.А. Гурьева не получила достаточного освещения. Понять влияние внутренней и внешней  экономической и политической ситуации на решения, принимавшиеся финансовым ведомством, невозможно без анализа  его основных программных документов - планов финансов, разрабатывавшихся по инициативе Александра I сначала М.М. Сперанским, а затем и Д.А. Гурьевым. Меры, предлагавшиеся в этих документах, были призваны стабилизировать экономику страны, ликвидировать бюджетный дефицит, остановить инфляционный процесс, усовершенствовать денежное обращение и укрепить систему кредитных учреждений, ведь Россия начала XIX века находилась в состоянии финансового кризиса. В 1810 году государственный внутренний долг достиг 577, внешний - 100 млн. рублей. Запасного фонда и дополнительных источников дохода не существовало. Тем не менее, при 127 млн. рублей дохода было намечено 193 млн. рублей расходов.

Несмотря на незначительные отличия в экономических мероприятиях, предлагавшихся и проводившихся  М.М. Сперанским и Д.А. Гурьевым, можно  говорить о единой финансовой политике, главной целью которой была забота об источниках доходов в целях  максимального наполнения приходных  статей бюджета.

Финансовая программа  М.М. Сперанского, названная "План финансов" была построена на рациональных началах, обусловленных развитием капиталистических  отношений в стране. Предлагая  устранить бесконтрольность в бюджетном  деле, Сперанский вместе с тем рекомендовал перестроить налоговую систему, ликвидировать винные откупа, отказаться от ненужных и непроизводительных затрат государственных средств и привести расходную часть бюджета в  строгое соответствие с доходами страны. Сперанский следующим образом  характеризовал свою программу: "Главные  основания сего плана состоят  в том, чтобы всевозможным сокращением  издержек привести их в надлежащую соразмерность с приходами, установить во всех частях управления истинный разум доброй экономии и самыми действительными мерами положить твердое основание постепенной уплате государственных долгов".

Информация о работе Государственно-правовая концепция М.М. Сперанского