Государственно-правовая концепция М.М. Сперанского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:33, контрольная работа

Описание работы

Большой интерес представляют политические устремления Сперанского, послужившие теоретическим фундаментом всех его реформ. Изучение политической теории Сперанского дает возможность не только понять направление развития политико-правовой мысли в первой половине 19 века, но и получить представление об общем состоянии общественной жизни со всей сложностью ее социальных и политических проблем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2
1. Понятие наследования………………………………………………….3
2. Наследование по завещанию……………………………….…………..7
3. Наследование по закону……………………………….………………..8
Заключение………………………………………………………………….9
Библиографический список…………………..…………………

Файлы: 1 файл

контрольная работа - 1 семестр 2012 г..docx

— 46.23 Кб (Скачать файл)

Бюджетного равновесия, утверждал  он, можно было бы достигнуть путем  одновременного увеличения доходов  страны. С этой целью Сперанский запроектировал повышение подушной подати, оброчных сборов и некоторых  других налогов и резкое сокращение государственных расходов. Идея о  недопустимости бюджетного дефицита - основная мысль данного документа  и категорически формулируется  в 45 и 46 параграфах: "§45 Расходы должны быть учреждаемы по приходам" и "§46 Посему никакой новый расход не может  быть назначаем прежде нежели приискан будет источник прихода ему соразмерного".

Принцип жесткого сокращения государственных расходов и приведения их в соответствие с доходами государства  Сперанский практически претворил  в жизнь при составлении бюджетной  росписи на 1810 год. Доходная часть  этой росписи была увеличена (за счет повышения подушной подати, таможенных сборов, соляного и некоторых других налогов) со 105 млн. руб., как это было первоначально запроектировано  министром финансов, до 170 млн. руб. Помимо этого, доходная часть бюджетной  росписи увеличивалась за счет "подкреплений" из различных ведомственных сумм и капиталов, а также займов на 39 млн. руб. Всего доходная часть  бюджетной росписи выросла до 209 млн. руб.

Что касается государственных  расходов, то они были сокращены  Сперанским против первоначальных предположений  с 225 до 184 млн. руб. Следовательно, утвержденная на 1810 год приходо-расходная смета предусматривала превышение доходов над расходами в размере 25 млн. руб. Но, как это всегда случалось в финансовой практике дореформенной России, фактически израсходовали 241 млн. руб. Бюджетный год и на этот раз закончился дефицитом.

Сперанский также подчеркивал  необходимость введения бюджетного и кассового единства: "Все  источники государственных доходов  и все расходы должны соединиться  в одном Управлении".

Другой тезис, положенный в основу "Плана финансов", заключался в осуждении бумажноденежной  инфляции. Для оздоровления денежной системы Сперанский предлагал не только прекратить выпуск ассигнаций, но и приступить к их постепенному выкупу государством за счет продажи  государственных имуществ. Он подробно останавливался на том ущербе, который  наносят государству бумажные деньги, и требовал возврата к нормальному  металлическому обращению. Конечной целью  этих мероприятий было выравнивание курсов серебра и ассигнаций. Теоретической  концепцией, которой придерживался  М.М. Сперанский в своих взглядах на сущность денег, была теория трудовой стоимости классиков политэкономии  А. Смита и Д. Рикардо, и подобно  им он был убеждён в том, что "богатство  государства образуется и возрастает с трудом".

Его предложения по оздоровлению денежного обращения основывались на убеждении, что бумажных денег  должно быть ровно столько, сколько  есть капиталов и кредитных бумаг. Под капиталом он понимал всё, что может быть обращено в мену и куплю, а кредитные деньги делил  на четыре группы, в зависимости от их обеспечения, подчёркивая, что достоверность кредитных бумаг зависит от верности залога.

В феврале 1810 г. "План финансов" Сперанского был утвержден царским  манифестом. Была создана специальная  комиссия для погашения государственных  долгов.

Впервые в отечественной  истории был предложен принцип  обязательной отчетности и регулярной проверки финансового состояния  страны, обсуждения бюджета России Госсоветом, министерством финансов. Этим в какой-то мере устанавливался контроль, ослаблялась почва для  произвола и злоупотреблений  в финансовой сфере. Оценивая контроль как важную и неотъемлемую часть  управления финансами, М.М. Сперанский видел его задачу, в первую очередь, во внедрении в финансовое хозяйство  законности. В качестве главной функции  государственного финансового контроля он впервые стал рассматривать контроль исполнения государственного бюджета. Ревизионную деятельность Сперанский считал необходимым распространить на все виды общегосударственных  и местных доходов и расходов, на все звенья государственного аппарата и должностных лиц вплоть до министров.

Осуществлять контроль должно специальное учреждение. В его  ведении, по М.М. Сперанскому, должен быть приход и расход не только общегосударственных, но и местных средств: губернских, уездных, волостных. Общая цель такого учреждения - обнаруживать для сообщения  правительству злоупотребления  в сборе доходов и употреблении их в расход.

Важное значение для укрепления экономики имела разработка таможенного  тарифа и торгового уложения. В  основу была положена идея "поощрения  сколь можно произведений внутреннего труда в промышленности", сокращения ввоза иностранных товаров и содействия экспорту из России. Эти меры помогли выстоять российской промышленности в годы "континентальной блокады" и в борьбе с французской торговой экспансией.

М.М. Сперанский является основоположником организационной структуры всех денежных отношений России не только XIX, но и XX вв., так как все преобразования и реформы, проведённые уже после  его смерти, воплощали в той  или иной форме его видение  финансовых проблем и путей их решения.

5. Заключение

Таким образом, учение о праве  и государстве Сперанского основано на его глубоких познаниях в политических теориях. Он испытывал влияние французских  просветителей, немецкой исторической школы права, английских философов  и экономистов. Он проповедовал прогрессивные  для своего времени идеи: разделение властей, верховенство закона и подчинение ему всех в государстве, включая  правителя, установление "истинной монархии", элементы народного представительства.

Многие идеи воспринимались высшими должностными лицами государства  как революционные, хотя большим  радикализмом и не отличались.

М.М. Сперанский в своем  учении о праве и государстве  уделял особое внимание трем основным объектам: проблемам законодательной  деятельности, концепции политических реформ и правам подданных. Его либеральные  политико-правовые взгляды, во многом солидарные с идеями западных просветителей  и прогрессивных русских предшественников и современников, получили реализацию в проектах реформ государственного управления, а также в оздоровлении системы финансов.

М.М. Сперанский исследовал вопросы содержания, назначения и  классификации законов, законодательного процесса. Он придавал огромное значение влиянию законов на образование "истинной монархии".

В основу государственного устройства, по мнению М.М. Сперанского, должен быть положен принцип разделения властей. Он разработал структуру трех видов власти на всех уровнях - вплоть до волости - первичной административной единицы.

М.М. Сперанский был также  идеологом финансовой реформы, он подготовил план финансовых преобразований. В  ходе данных мероприятий им был также  разработан новый таможенный тариф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Власенко И.Б. Финансы и право России XIX века. / И.Б. Власенко. // - URL: #"justify">2.Калягин В.А. Политические взгляды М.М. Сперанского. / В.А. Калягин. - Саратов: Из-во Саратовского ун-та, 1973. - 49с;
  2. Ключевский В.О. М.М. Сперанский. Материалы лекции LXXXIII, т. V. / В.О. Ключевский. // СЕНТЕНЦИЯ. Историко-философский альманах. - URL: #"justify">4.Константинова Н.А. История развития государственного финансового контроля. / Н.А. Константинова. - URL: #"justify">5.Лушин С.И. "План финансов" М.М. Сперанского. / С.И. Лушин. // Финансы. - 2004. - №1. - С. 70-74;
  3. Маньков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII в. / А.Г. Маньков. - СПб.: Наука, 1998. - 216с.;
  4. Марней Л. Финансовая политика России в первой четверти XIX века. / Л. Мапней. // Официальный сайт Института славяноведения и балканистики РАН. - URL: #"justify">8.marney. htm (дата обращения 07. 02.2009);
  5. Морозов В.И. Государственно-правовые взгляды М.М. Сперанского. / В.И. Морозов. - СПб.: Нестор, 1999. - 238 с;
  6. Пивоваров Ю. Гений блага русской политики. / Ю. Пивоваров. // Рубежи. - 1995. - №5. - С. 75-79;
  7. Погребинский А.П. У истоков финансового права. / А.П. Погребинский. // Экономика и управление на предприятиях. Научно-образовательный портал. - URL.: #"justify">12.Семигин Г.Ю. Российские политико-правовые доктрины. / Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2005. - 925 с.;
  8. Середонин С. Граф М. М, Сперанский. / С. Середонин. // Большая биографическая энциклопедия. - URL: #"justify">14.Сперанский М.М. Сходство в образовании права с образованием языка. / М.М. Сперанский. // Некоммерческая электронная библиотека ImWerden. - URL: #"justify">15.=showbook&pid=78 (дата обращения 01. 02.2009);
  9. Сперанский М.М. Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России. / М.М. Сперанский - URL: #"justify">17.Сперанский М.М. О законах. / М.М. Сперанский // Новый исторический вестник. - URL: #"justify">18.Сперанский М.М. О коренных законах государства. / М.М. Сперанский. - URL: #"justify">.Сперанский М.М. Правила высшего красноречия. / М.М. Сперанский. // Некоммерческая электронная библиотека ImWerden. - URL: #"justify">20.Сперанский С.И. Учение Сперанского М.М. о праве и государстве. / С.И. Сперанский. - М.: Ось-89, 2001. - 223с.;
  10. Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. / С.А. Чибиряев. - М.: Наука, 1989. - 216с.

 


Информация о работе Государственно-правовая концепция М.М. Сперанского