Государственные органы управления образованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть сущность государственного управления образованием в РФ.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
описать органы государственной власти, отвечающие за национальное образование;
разобрать муниципальные органы управления образованием;
раскрыть взаимодействие государственных и муниципальных органов управления образованием;
проанализировать современное состояние образовательного процесса в стране

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….……3
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ………...................................6
Государственные органы управления образованием………………………………6
Муниципальные органы управления образованием………………………..……...9
Взаимодействие государственных и муниципальных органов управления образованием………………………………………………………..………………………...13
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ…...…….…17
Современное состояние образовательного процесса в РФ….…………………...17
Необходимость изменения форм управления образованием ……………….…...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………....23

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….……3

  1. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ………...................................6
    1. Государственные органы управления образованием………………………………6
    2. Муниципальные органы управления образованием………………………..……...9
    3. Взаимодействие государственных и муниципальных органов управления образованием………………………………………………………..………………………...13
  2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ…...…….…17
    1. Современное состояние образовательного процесса в РФ….…………………...17
    2. Необходимость изменения форм управления образованием ……………….…...19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………………………………………………………….22

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………....23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства и общества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны.

Переход к неоднородному, личностно-ориентированному образованию, к образованию по выбору в условиях многонационального государства вызвал необходимость разработки государственных образовательных стандартов, призванных обеспечить единство образовательного пространства при разнообразии форм получения образования и сети образовательных учреждений. Для работы системы образования  «в одном направлении», осуществления нужной обществу, государству и личности образовательной деятельности необходимо управление образованием. В России это прерогатива Министерство образования и науки Российской Федерации.

Современные органы управления национальной образовательной  системой имеют большие полномочия и ответственны по многим пунктам. Отсюда и основные вопросы данной курсовой работы: кто управляет современным Российским образованием в целом, какие вопросы контролируются на федеральном уровне и что привносят в процесс образования особенности региональной политики.

Анализ  теоретической базы. Вопросы образования в России никогда не оставались без внимания.  Достаточное количество работ по этому поводу издано в виде научных статей и монографий. Л. Костюкевич, научный сотрудник Института научной информации и мониторинга Российской академии образования, изучал вопросы правового обеспечения высшего образования [12]. В своей работе «Правовые основы системы управления высшими учебными заведениями» рассматривает управление высшими учебными заведениями в узком смысле как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Осуществляется же управление посредством проведения комплексной политики государства, на основе краткосрочных и долгосрочных программ развития образования. Согласно Л. Костюкевич, государство не является единственным субъектом управления. Е.Е. Вяземский, доктор педагогических наук, осветил новые приоритеты государственной образовательной политики в России,  что связано с учетом мировых тенденции развития  сферы образования [10]. В целом, государственная образовательная политика, по мнению Вяземского, направлена на разработку и внедрению современной модели образования как средства обеспечения инновационного развития страны. В журнале «Философия образования» Ушмаевой К.А. было опубликовано исследование, посвященное Болонскому процессу в целом и проблеме присоединения  к нему в России [16]. Работа автора «Россия и формирование единого европейского пространства высшего образования» представляет значительную ценность, потому что переход российского образования в общеевропейскую систему представлен в «образовательном», а не политическом ключе.

Цель данной работы – рассмотреть сущность государственного управления образованием в РФ.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • описать органы государственной власти, отвечающие за национальное образование;
  • разобрать муниципальные органы управления образованием;
  • раскрыть взаимодействие государственных и муниципальных органов управления образованием;
  • проанализировать современное состояние образовательного процесса в стране;
  • рассмотреть необходимость изменения форм управления образованием;
  • в заключении сделать выводы по проделанной работе.

Объектом  работы является образование.

Предметом исследования будет являться государственное управление.

При проведении исследования государственного управления образование были использованы следующие методы исследования:

  • анализ существующей базы источников по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
  • обобщение и синтез точек зрения, представленных в базе источников (метод научного синтеза и обобщения);
  • моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой отнесены нормативно-правовая база по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

Практическая  значимость курсовой работы -  были собраны материалы, которые могут быть использованы:

  1. при дальнейшей научно-исследовательской работе;
  2. при подготовке к семинарским занятиям и экзаменам по дисциплинам система государственного управления, теория управления, теория организации,  управленческий учет и др.; 
  3. при прохождении учебно-ознакомительной, экономической практики.

 

 

 

  1. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
    1. Государственные органы управления образованием.

В Российской Федерации образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Образование представляет собой громадную систему, насчитывающую более 140 тыс. организаций, в которых учатся и работают более 40 млн. человек. Для того чтобы система образования работала «в одном направлении», осуществляла необходимую обществу, государству и личности образовательную деятельность, ею необходимо управлять. Важной характеристикой управления является то, что это обособленный вид деятельности, реализуемый отдельно от образовательного процесса. Это означает, что для управления системой образования создаются специальные организации со своей системой взаимоотношений, решаемых задач и осуществляемых видов действий – структура управления с определенной соподчиненностью, распределением между подразделениями функций управления.

Управление  системой образования в России осуществляется на трех уровнях:

    • федеральном;
    • региональном;
    • муниципальном.

Первые два  уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования [2]. Система органов, осуществляющих государственное управление образованием, включает в себя как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство РФ, обеспечивает проведение единой государственной  политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования. В настоящее время одной из основных задач Правительства РФ является выполнение национального проекта в сфере образования.

До апреля 2004 г. федеральный уровень управления был представлен Министерством образования Российской Федерации, в ведении которого к тому времени находились 658 учреждений среднего и 326 высшего профессионального образования федерального уровня [8]. На этом же уровне управление подведомственными учебными заведениями осуществляли также и другие министерства и ведомства Российской Федерации. В частности, 2576 средних специальных учебных заведений находились в ведении 26 министерств и ведомств, 590 вузов—в ведении 20 министерств и ведомств.

После изменений  в структуре органов государственной власти и управления России в апреле 2004 г. федеральный уровень управления образованием представляют Министерство образования и науки Российской Федерации, которое является центральным органом управления образованием в России, и находящиеся в его ведении государственные органы управления:

  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
  • Федеральное агентство по науке и инновациям;
  • Федеральное агентство по образованию.

Однако, оба  федеральных агентства, находящиеся с 2004 года в подчинении Министерства образования и науки, были упразднены в 2010 году с передачей функций Министерству. В 2011 году Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам была выведена из подчинения Министерству.

Министерство  образования и науки РФ обладает следующими функциями:

  1. осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования, за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования, за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, ученых советов образовательных учреждений по вопросам присвоения ученых званий работникам образовательных учреждений;
  2. проводит лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов;
  3. рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых степеней и званий;
  4. выдает разрешения на создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), устанавливает их компетенцию и определяет перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций;
  5. подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы.

Федеральное агентство по образованию до своего упразднения было наделено следующими полномочиями:

  1. организация повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского образования;
  2. определение для образовательных учреждений профессионального образования, находящихся в ведении агентства, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квот по целевому приему; размещение на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, в том числе инженерных и научных кадров для оборонных отраслей промышленности; распределение между образовательными учреждениями квот на стипендии Президента РФ, Правительства РФ, иные именные стипендии и назначение их в установленном порядке;
  3. открытие в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам образования.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в сфере образования функции по контролю и надзору. Федеральная служба осуществляет надзор за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования; за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), а также ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий. Федеральная служба осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования). Она также осуществляет проверку деятельности образовательных учреждений и научных организаций. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки имеет право пресекать факты нарушения законодательства РФ в сфере образования, а также применять предусмотренные законодательством меры ограничительного и предупредительного характера, направленные на недопущение и ликвидацию последствий нарушения юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере образования.

Региональный  уровень управления образованием представлен управлениями (министерствами, комитетами, главными управлениями и т. д.) образования субъектов Российской Федерации [7]. Основное их отличие от федеральных органов состоит в том, что они по большей части не имеют в своем непосредственном ведении образовательных учреждений, осуществляя, таким образом, преимущественно функциональное управление системой образования в пределах региона. Однако следует отметить, что роль региональных органов управления образованием последовательно усиливается: в ведение субъектов федерации передаются расположенные на их территории образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования, ранее находившиеся в ведении федерального уровня.

Таким образом, в настоящее время руководство образованием в Российской Федерации на уровне государственного управления осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации и подчиненная ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Данная система сложилась в ходе реформы исполнительной власти в 2004 году.

    1. Муниципальные органы управления образованием

Под «муниципальной системой образования» обычно понимается совокупность муниципальных органов управления, находящихся во взаимосвязи как между собой, так и с местным органом управления образованием. В некоторых случаях (например, в крупных городах, сохраняющих районное административное деление) этот орган может быть представлен иерархически взаимосвязанными управленческими структурами [13].

Информация о работе Государственные органы управления образованием