Государственные органы управления образованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть сущность государственного управления образованием в РФ.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
описать органы государственной власти, отвечающие за национальное образование;
разобрать муниципальные органы управления образованием;
раскрыть взаимодействие государственных и муниципальных органов управления образованием;
проанализировать современное состояние образовательного процесса в стране

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….……3
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ………...................................6
Государственные органы управления образованием………………………………6
Муниципальные органы управления образованием………………………..……...9
Взаимодействие государственных и муниципальных органов управления образованием………………………………………………………..………………………...13
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ…...…….…17
Современное состояние образовательного процесса в РФ….…………………...17
Необходимость изменения форм управления образованием ……………….…...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………....23

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

На муниципальные  органы власти в области образования возложены следующие полномочия:

1. Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Организация предоставления  дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

3. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.

4. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

5. Учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования.

6. Опека и попечительство.

Из приведенного перечисления полномочий, которые и определяют необходимые функции управления на муниципальном уровне, видно, что деятельность органов муниципального управления направлена на конкретную реализацию прав граждан в области образования: организацию обучения, создание и поддержание необходимых для этого материальных условий. Следует учесть также, что большинство учебных заведений находятся в ведении муниципальных органов управления, осуществляющих свою деятельность в условиях ограниченных ресурсов.

Муниципальная система образования  – это совокупность всех образовательных учреждений, независимо от их форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории данного муниципального образования, взаимодействующих между собой и с муниципальными органами управления образованием в интересах населения территории муниципального образования, ее комплексного развития.

В то же время практически на территории любого муниципального образования всегда есть органы управления, не находящееся в прямом ведении местного самоуправления, хотя их количественные и качественные характеристики могут существенно различаться в разных муниципальных образованиях. К ним относят: дошкольные органы управления, находящиеся на балансе предприятий и организаций; общеобразовательные учреждения областного подчинения; ведомственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования; государственные вузы Министерства образования и науки РФ, их филиалы и др. По отношению к ним муниципальная администрация не имеет рычагов прямого воздействия: она не может создавать или ликвидировать, изменять их организационную структуру и направленность деятельности, влиять на руководство и т.д. Однако ей законодательно дано право взаимодействия с ними в интересах муниципального образования, и такое взаимодействие органов управления данной территории с местной администрацией в той или иной форме реально устанавливается во всех муниципальных образованиях.

В результате такого взаимодействия на территории местного самоуправления объективно возникает  единый муниципальный образовательный  комплекс, под которым понимается совокупность всех органов управления, находящихся на территории местного самоуправления, независимо от их форм собственности и подчиненности.

 На муниципальные органы власти в области образования возложена основная нагрузка по осуществлению управления учебными заведениями общего образования, основная масса которых сосредоточена на муниципальном уровне.

В этой связи  хочется отметить одну весьма важную особенность управления образованием. Если посмотреть на структуру управления, то нетрудно видеть, что основная масса учебных заведений относится к муниципальному уровню управления. Известно также, что муниципальный уровень вообще и муниципальные органы управления в частности не являются государственным управлением. Отсюда следует, что муниципальные учебные заведения также формально не являются государственными. Государственные гарантии, провозглашенные Конституцией, таким образом, реализуются через сеть формально негосударственных учебных заведений.

В таком построении управления образованием можно усмотреть несоответствие конституционной норме, которая должна реализоваться через сеть государственных учебных заведений. Представленная структура управления предъявляет весьма высокие требования к взаимодействию между уровнями и субъектами управления, распределению между ними функций управления.

Таким образом, на муниципальные органы власти в области образования возлагается основная нагрузка по осуществлению управления учебными заведениями общего образования. При этом основная масса учебных заведений страны относится к муниципальному уровню управления и формально не являются государственными. Явно видно нарушение конституционной нормы, которая гласит о реализации образования через сеть государственных учебных заведений.

    1. Взаимодействие государственных и муниципальных органов управления образования

Необходимость разделения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления связана, прежде всего, с тем, что они имеют неодинаковые возможности оценки факторов, влияющих на содержание управленческих решений в данной области. Так, орган государственной власти не может предусмотреть всех деталей применения вынесенного решения, всех дополнительных обстоятельств, связанных с индивидуальными особенностями каждого отдельного случая. С другой стороны, органы местного самоуправления так же не всегда могут иметь полное представление об общих пропорциях, о структуре хозяйства в целом, о тенденциях и закономерностях его развития, об участии страны в международном разделении труда в области образования и т.д.

Например, законодательство зарубежных стран также исходит из необходимости четкого разделения полномочий в области образования между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Так, общегосударственные органы власти наделяются там только полномочиями по определению общей политики в области образования; координации деятельности министерств и агентств; образованию региональных и местных органов образования; определению требований и критериев, которым должны отвечать высшие учебные заведения. Кроме этого, они осуществляют финансовую поддержку как государственного, так и частного сектора высшего образования, а также частичный контроль за расходованием финансовых средств; обеспечивают абитуриентов информацией о возможностях высшего учебного заведения. При этом, несмотря на то, что управленческие функции центральных и местных органов строго разграничены, ряд одних и тех же вопросов, например, финансирование, контролируются и теми и другими органами управления. Это объясняется единством системы образования в демократических государствах.

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 года достаточно четко определяет перечень вопросов местного значения в области образования, которые подведомственны исключительно органам местного самоуправления и в осуществление которых органы государственной власти вторгаться не имеют права. К ним относятся:

  • организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам;
  • организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на муниципальных территориях;
  • организация отдыха детей в каникулярное время.

Можно придти к выводу, что органы местного самоуправления действуют в области образования в русле государственной политики в тесном единстве с органами государственной власти и могут выполнять лишь часть задач, стоящих в данной области. Для наглядности представлены основные функции (направления деятельности) органов местного самоуправления в области образования в сопоставлении с соответствующими функциями субъекта Российской Федерации, как они установлены Законом об образовании и  другими нормативно-правовыми актами.

Таблица 1.3.1 - Основные функции управленческой деятельности в области образования субъекта РФ и органов местного самоуправления.

Субъект РФ

Органы  местного самоуправления

Определение региональной политики в области образования;

Осуществление государственной политики в области образования;

Разработка  законодательства субъекта РФ в области  образования и контроль  
исполнения государственного законодательства;

Нормативное регулирование  в пределах своей компетенции;

Административное  управление в области образования.

Планирование, организация, регулирование и контроль деятельности в области образования.


Кроме того, к  компетенции государственных органов  управления образованием в соответствии с п. 5 ст. 37 Закона об образовании относятся:

– формирование структуры системы образования;

– разработка перечней профессий и специальностей, по которым  ведется профессиональная подготовка;

– разработка государственных  образовательных стандартов;

– прогнозирование развития сети органов управления и др.

Муниципальный уровень управления образованием не обладает какой-либо компетенцией в решении этих вопросов, связанных с установлением системообразующих связей и отношений в образовании [15]. Его главная задача – обеспечить функционирование установленной государством системы образования.

Таким образом, органы местного самоуправления, в отличие от органов государственной власти, деятельность которых направлена на выработку политики и законодательных основ в области образования, обеспечивают практическую реализацию этой политики и соблюдение законодательных норм на своей территории посредством целенаправленной организационной деятельности. При этом принципиально меняется характер управления в сфере образования.

Если на нижнем уровне государственной власти –  уровне субъекта Федерации управление носит преимущественно административный характер и тем самым определяет отношения в системе образования, которые строятся на основе прямого подчинения и отчетности, то в рамках местного самоуправления прежде всего возникают отношения взаимодействия, соорганизации между всеми субъектами и объектами образования, управление возникает как необходимое средство, механизм их регулирования.

И так, можно  сделать вывод о том, что управление образованием в России осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Руководство образованием на уровне государственного управления осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации и подчиненная ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Органы местного самоуправления действуют в области образования в русле государственной политики в тесном единстве с органами государственной власти и могут выполнять лишь часть задач, стоящих в данной области. Их главная задача – обеспечить функционирование установленной государством системы образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
    1. Современное состояние образовательного процесса в РФ

 Образование традиционно считается сферой преимущественно государственных интересов, поскольку именно государство формирует эту сферу, определяет условия ее функционирования и основные направления развития, предоставляет общественные ресурсы для ее деятельности, обеспечивает гарантии доступности образования для населения.

Формирование  гражданского общества в совокупности с рыночными отношениями поставило сферу образования в новые условия функционирования. Первоначально эти условия оценивались как последовательное усиление роли общественной составляющей в управлении образованием и развитие и углубление автономии образовательных учреждений. Предполагалось, что роль государства в управлении системой образования должна снижаться, а его функции в этой части должны передаваться общественным институтам и самим образовательным учреждениям.

Проблемы совершенствования управления были включены в государственные программы и планы мероприятий по модернизации образования. Следует отметить, что так было практически всегда, поскольку проблемы совершенствования управления образованием относились и относятся к числу приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. И практически всегда их решение основывалось на перераспределении функций управления между уровнями и субъектами, включая в большей или меньшей степени общественную составляющую. В результате централизованное начало в управлении образованием не только не сократилось, но, по некоторым оценкам, наоборот, усилилось.

Основным направлением государственной политики в образовании становится распространение на эту сферу рыночных отношений. Даже Президент России Д.А. Медведев признает факт «отката» страны с передовых позиций. "Слабость образовательной системы - это угроза конкурентоспособности страны в целом" – говорит он. Здесь не говорится о прямой потребности населения в получении образования, наоборот, уделяется внимание положению государства на мировой арене.

Президентом Дмитрием Медведевым 8 мая 2010 года был подписан законопроект о реформировании образования в России, превратившегося в закон № 83-ФЗ.

Основными положениями  данного законопроекта являются:

  • введение единого государственного экзамена. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях — школах и лицеях. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы и ссузы;
  • введение и развитие многоуровневого высшего образования, в соответствии с Болонским процессом. В рамках данного направления высшее профессиональное образование разделяется на два цикла — бакалавриат и магистратура. Бакалавриат призван удовлетворять массовый спрос на высшее образование, магистратура — способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня. Многоуровневая система высшего образования более всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к гибкости и мобильности рабочей силы;
  • сокращение числа учителей и преподавателей;
  • организация бесплатного среднего образования (так заявили Президент Дмитрий Медведев, председатель правительства Владимир Путин и министр образования Андрей Фурсенко, несмотря на недоверие со стороны населения).

Информация о работе Государственные органы управления образованием