Государственные органы управления образованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть сущность государственного управления образованием в РФ.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
описать органы государственной власти, отвечающие за национальное образование;
разобрать муниципальные органы управления образованием;
раскрыть взаимодействие государственных и муниципальных органов управления образованием;
проанализировать современное состояние образовательного процесса в стране

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….……3
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ………...................................6
Государственные органы управления образованием………………………………6
Муниципальные органы управления образованием………………………..……...9
Взаимодействие государственных и муниципальных органов управления образованием………………………………………………………..………………………...13
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ…...…….…17
Современное состояние образовательного процесса в РФ….…………………...17
Необходимость изменения форм управления образованием ……………….…...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………....23

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Согласно новому закону с 1 января 2011 года большая часть  нынешних бюджетных учреждений переводится на новую систему финансирования — так называемую систему государственного заказа и перестает получать обязательное государственное финансирование. Замминистра образования и науки Владимир Миклушевский сказал, что количество предметов и часов, которые изучает школьник в рамках бесплатного курса основной образовательной программы, "закреплены в госстандарте". Однако проект, который по утверждению министра образования А. А. Фурсенко, должен быть принят в ноябре 2010 года, т.е. за месяц до вступления в силу самого закона, не содержит количества обязательных часов по каждому из предметов, да и предметы описывает относительно.

После  принятия данного законопроекта  по различным городам России прокатились волны протеста, направленные на отмену закона, а также сохранение существующей системы образования и повышения уровня жизни педагогов. В качестве организатора этих акций выступала Гражданская инициатива за бесплатное среднее образование. Среди ее участников – учителя, студенты, родители школьников и прочие граждане, заинтересованные в сохранении доступного среднего образования.

Таким образом, основным направлением государственной политики в образовании становится распространение на эту сферу рыночных отношений. Интересы населения не учитываются, впереди стоят потребности государства. Политика, проводимая министром образования и науки Российской Федерации Андреем Фурсенко, подвергается серьезной критике и вызывает опасения.

    1. Необходимость изменения форм управления образованием

Вопросы изменения  форм управления сферой образования  стали очень актуальными в связи с коренным реформированием системы образования в стране.

Главным ставится вопрос: надо ли власти продолжать управлять сферой образования многонационального российского государства из одного центра, или нужна какая-то форма децентрализации?

Традиционно в  России считается необходимым централизованное управление. В последнее время эта точка зрения дополнилась идеей усиления вертикали власти и в сфере образования. Эту точку зрения можно было бы обсуждать, если бы вопрос касался образования в унитарном государстве. Но в многонациональном государстве, каковым является РФ, эта точка зрения не имеет позитивной перспективы. Учитывая концепцию развития государства в целом, новые условия требуют демократического устройства всех уровней государственного управления, так как без этого нельзя создать условия для справедливой конкурентоспособности государства. Данная концепция требует закрепления определенных властных и финансовых полномочий за местными органами, непосредственно соприкасающимися с субъектами экономической и социальной жизни.

Децентрализация, как проявление демократизации управления образованием, нашла свое проявление и в укреплении автономности образовательных учреждений. Автономность привела к расширению самостоятельности учреждений, учителей и преподавателей в выборе методов и технологий преподавания, что было с удовлетворением воспринято педагогическим корпусом, особенно молодыми учителями, проявляющими больший интерес к участию в изменении содержания образования. Децентрализованные образовательные системы успешно созданы в Германии, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Бельгии, Дании, Греции, Люксембурге, Норвегии и Венгрии. Находятся в процессе децентрализации Франция, Испания, Австрия, Финляндия, Польша, Чехия.

Одной из наиболее актуальных проблем российского  образования является создание гармоничной системы государственного и общественного управления образования на всех уровнях – государственном, региональном, местном. В связи с этим полезно обратиться к опыту Германии – страны, воплощающей принципы федерализма, имеющей развитые структуры гражданского общества и отлаженный механизм реализации правовых предписаний [6].

Особенность системы  управления высшим образованием в ФРГ  состоит в том, что оно находится  в полном ведении правительств земель. Федеральное министерство не является руководящим органом для министерств культов земель. Для координации деятельности федерации и земель, равно как и земель между собой, существуют соответствующие органы. Особое место среди них принадлежит Конференции министров культов, которая призвана обеспечивать равномерность развития и сравнимость результатов образования (признание дипломов) в разных землях. Ее решения имеют рекомендательный характер для правительств земель и обретают силу после утверждения в форме законов, постановлений или распоряжений министерств земель.

Таким образом, в стране высшее образование является в значительной степени децентрализованной системой, но на уровне отдельных земель управление системой высшего образования в значительной степени централизованно.

Создание совмещенной системы управления образованием в Российской Федерации является одним из выходов в сложившейся критической ситуации. Частичная децентрализация государственных органов власти позволит образовательным учреждениям шире раскрыть свой потенциал, что будет способствовать реализации государственной политике в сфере образования [17]. Однако, вопросы финансирования, распределения ресурсов, анализа конечных результатов должны находиться в непосредственном ведении государственных органов управления образования.

Таким образом, децентрализация системы управления образованием является необходимым шагом на пути изменения форм управления образованием. В связи с этим будет полезен опыт Германии, где высшее образование является в значительной степени децентрализованной системой, но на уровне отдельных земель управление системой образования в значительной степени централизованно.

В итоге можно  сделать вывод о том, что образование является сферой преимущественно государственных интересов, поскольку именно государство формирует эту сферу, определяет условия ее функционирования и основные направления развития. Современные программы развития образования нацелены на развитие конкурентоспособности на мировом рынке. Данная стратегия отрицательно принимается населением, что порождает митинги об отказе принятия нормативно-правовых актов, снижает уровень образования населения страны, увеличивает коммерциализацию высшего образования. Одним из выходов можно считать частичную децентрализацию системы управления этой сферой, что приведет к расширению самостоятельности учреждений, учителей и преподавателей в выборе методов и технологий преподавания.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образование является важнейшей  сферой, которая создает не только интеллектуальную, но и экономическую базу процветания общества.

В ходе работы было выяснено, что управление образованием — это целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования. Управление образованием, как целостный процесс, включает: организацию и создание условий для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их деятельности и контроль результатов процесса образования.

Управление образованием в России осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Руководит образованием в Российской Федерации на уровне государственного управления Министерство образования и науки Российской Федерации, находится в подчинении ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. На муниципальные органы власти в области образования возлагается основная нагрузка по осуществлению управления учебными заведениями общего образования на основании общей государственной образовательной политики. органы местного самоуправления, в отличие от органов государственной власти, деятельность которых направлена на выработку политики и законодательных основ в области образования, обеспечивают практическую реализацию этой политики и соблюдение законодательных норм на своей территории посредством целенаправленной организационной деятельности.

Образование является сферой преимущественно государственных  интересов, поскольку именно государство  формирует эту сферу, определяет условия ее функционирования и основные направления развития. Современные программы развития образования нацелены на развитие конкурентоспособности страны на мировом рынке, что отрицательно принимается населением. Выходом из сложившейся ситуации можно считать частичную децентрализацию системы управления образованием, что приведет к расширению самостоятельности учреждений, учителей и преподавателей. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М. : Приор, 2007.– 32 с.
  2. Об образовании: закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 30. - Ст. 1797.
  3. О высшем и послевузовском образовании: федер. закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.
  4. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст.145.
  5. Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности: постановление Правительства РФ от 18.10.2000 г. № 796 // Собр. законодательства РФ. - 2000. - № 43. - Ст.4249.
  6. Ахта<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style

Информация о работе Государственные органы управления образованием