Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:22, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть сущность государственного управления образованием в РФ.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
описать органы государственной власти, отвечающие за национальное образование;
разобрать муниципальные органы управления образованием;
раскрыть взаимодействие государственных и муниципальных органов управления образованием;
проанализировать современное состояние образовательного процесса в стране
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….……3
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ………...................................6
Государственные органы управления образованием………………………………6
Муниципальные органы управления образованием………………………..……...9
Взаимодействие государственных и муниципальных органов управления образованием………………………………………………………..………………………...13
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ…...…….…17
Современное состояние образовательного процесса в РФ….…………………...17
Необходимость изменения форм управления образованием ……………….…...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………....23
Согласно новому закону с 1 января 2011 года большая часть нынешних бюджетных учреждений переводится на новую систему финансирования — так называемую систему государственного заказа и перестает получать обязательное государственное финансирование. Замминистра образования и науки Владимир Миклушевский сказал, что количество предметов и часов, которые изучает школьник в рамках бесплатного курса основной образовательной программы, "закреплены в госстандарте". Однако проект, который по утверждению министра образования А. А. Фурсенко, должен быть принят в ноябре 2010 года, т.е. за месяц до вступления в силу самого закона, не содержит количества обязательных часов по каждому из предметов, да и предметы описывает относительно.
После принятия данного законопроекта по различным городам России прокатились волны протеста, направленные на отмену закона, а также сохранение существующей системы образования и повышения уровня жизни педагогов. В качестве организатора этих акций выступала Гражданская инициатива за бесплатное среднее образование. Среди ее участников – учителя, студенты, родители школьников и прочие граждане, заинтересованные в сохранении доступного среднего образования.
Таким образом, основным направлением государственной политики в образовании становится распространение на эту сферу рыночных отношений. Интересы населения не учитываются, впереди стоят потребности государства. Политика, проводимая министром образования и науки Российской Федерации Андреем Фурсенко, подвергается серьезной критике и вызывает опасения.
Вопросы изменения форм управления сферой образования стали очень актуальными в связи с коренным реформированием системы образования в стране.
Главным ставится вопрос: надо ли власти продолжать управлять сферой образования многонационального российского государства из одного центра, или нужна какая-то форма децентрализации?
Традиционно в России считается необходимым централизованное управление. В последнее время эта точка зрения дополнилась идеей усиления вертикали власти и в сфере образования. Эту точку зрения можно было бы обсуждать, если бы вопрос касался образования в унитарном государстве. Но в многонациональном государстве, каковым является РФ, эта точка зрения не имеет позитивной перспективы. Учитывая концепцию развития государства в целом, новые условия требуют демократического устройства всех уровней государственного управления, так как без этого нельзя создать условия для справедливой конкурентоспособности государства. Данная концепция требует закрепления определенных властных и финансовых полномочий за местными органами, непосредственно соприкасающимися с субъектами экономической и социальной жизни.
Децентрализация, как проявление демократизации управления образованием, нашла свое проявление и в укреплении автономности образовательных учреждений. Автономность привела к расширению самостоятельности учреждений, учителей и преподавателей в выборе методов и технологий преподавания, что было с удовлетворением воспринято педагогическим корпусом, особенно молодыми учителями, проявляющими больший интерес к участию в изменении содержания образования. Децентрализованные образовательные системы успешно созданы в Германии, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Бельгии, Дании, Греции, Люксембурге, Норвегии и Венгрии. Находятся в процессе децентрализации Франция, Испания, Австрия, Финляндия, Польша, Чехия.
Одной из наиболее актуальных проблем российского образования является создание гармоничной системы государственного и общественного управления образования на всех уровнях – государственном, региональном, местном. В связи с этим полезно обратиться к опыту Германии – страны, воплощающей принципы федерализма, имеющей развитые структуры гражданского общества и отлаженный механизм реализации правовых предписаний [6].
Особенность системы управления высшим образованием в ФРГ состоит в том, что оно находится в полном ведении правительств земель. Федеральное министерство не является руководящим органом для министерств культов земель. Для координации деятельности федерации и земель, равно как и земель между собой, существуют соответствующие органы. Особое место среди них принадлежит Конференции министров культов, которая призвана обеспечивать равномерность развития и сравнимость результатов образования (признание дипломов) в разных землях. Ее решения имеют рекомендательный характер для правительств земель и обретают силу после утверждения в форме законов, постановлений или распоряжений министерств земель.
Таким образом, в стране высшее образование является в значительной степени децентрализованной системой, но на уровне отдельных земель управление системой высшего образования в значительной степени централизованно.
Создание совмещенной системы управления образованием в Российской Федерации является одним из выходов в сложившейся критической ситуации. Частичная децентрализация государственных органов власти позволит образовательным учреждениям шире раскрыть свой потенциал, что будет способствовать реализации государственной политике в сфере образования [17]. Однако, вопросы финансирования, распределения ресурсов, анализа конечных результатов должны находиться в непосредственном ведении государственных органов управления образования.
Таким образом, децентрализация системы управления образованием является необходимым шагом на пути изменения форм управления образованием. В связи с этим будет полезен опыт Германии, где высшее образование является в значительной степени децентрализованной системой, но на уровне отдельных земель управление системой образования в значительной степени централизованно.
В итоге можно сделать вывод о том, что образование является сферой преимущественно государственных интересов, поскольку именно государство формирует эту сферу, определяет условия ее функционирования и основные направления развития. Современные программы развития образования нацелены на развитие конкурентоспособности на мировом рынке. Данная стратегия отрицательно принимается населением, что порождает митинги об отказе принятия нормативно-правовых актов, снижает уровень образования населения страны, увеличивает коммерциализацию высшего образования. Одним из выходов можно считать частичную децентрализацию системы управления этой сферой, что приведет к расширению самостоятельности учреждений, учителей и преподавателей в выборе методов и технологий преподавания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образование является важнейшей сферой, которая создает не только интеллектуальную, но и экономическую базу процветания общества.
В ходе работы было выяснено, что управление образованием — это целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования. Управление образованием, как целостный процесс, включает: организацию и создание условий для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их деятельности и контроль результатов процесса образования.
Управление образованием в России осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Руководит образованием в Российской Федерации на уровне государственного управления Министерство образования и науки Российской Федерации, находится в подчинении ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. На муниципальные органы власти в области образования возлагается основная нагрузка по осуществлению управления учебными заведениями общего образования на основании общей государственной образовательной политики. органы местного самоуправления, в отличие от органов государственной власти, деятельность которых направлена на выработку политики и законодательных основ в области образования, обеспечивают практическую реализацию этой политики и соблюдение законодательных норм на своей территории посредством целенаправленной организационной деятельности.
Образование является сферой
преимущественно
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Государственные органы управления образованием