Государственный долг, его причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать государственный долг, его причины и последствия.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучение теоретических и законодательных основ государственного долга;
дать понятие внутреннему и внешнему государственным долгам и их последствия;
попытаться увидеть, какую роль в данное время играет государственный долг в системе экономических отношений;
анализ современного состояния внешнего государственного долга РФ;

Файлы: 1 файл

Курсовая .doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

Проблема внешней задолженности  требует постоянного контроля, поскольку  может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе (например, финансовая изоляция в случае дефолта по внешнему долгу). Нельзя забывать, что глубокий более чем десятилетний кризис в Латинской Америке, сопровождавшийся длительным спадом производства и исключительно высокой инфляцией, был спровоцирован именно крупными внешними долгами.

Таблица 4 – График выплат по внешнему долгу в 2010-2019 гг.млрд.долл.

Структура долга

Год

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Российский долг:

7,5

7,7

8,1

5,1

7,4

3,0

4,8

4,2

1,4

1,3

вврооблигации

2,6

1,5

3,1

2,5

4,9

0,9

3,2

3,2

0,7

1,7

привилигированные кредиторы

2,8

4,4

3,8

2,0

2,1

1,9

1,4

0,9

0,6

0,5

правительства иностранных государств

2,1

1,8

1,2

0,6

0,4

0,2

0,2

0,1

0,1

0

Советский долг:

4,1

5,0

5,2

5,2

5,2

5,8

6,8

7,4

8,9

8,8

Лондонский клуб

0,9

1,1

1,1

1,1

1,1

1,7

2,0

2,2

2,7

2,4

Парижский клуб*

1,1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2,1

2,5

3,3

3,4

платежи государствам, не входящим в  Парижский клуб

0,3

0,4

0,4

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

др.платежи

1,8

2,0

2,2

2,1

2,2

2,3

2,2

2,3

2,4

2,6

ОВГВЗ

0,3

0,3

3,8

0,2

0,2

2,5

0,7

2,9

0,1

0,1

Всего (без других платежей)

10,1

10,9

14,9

8,4

10,7

9,1

10,1

12,3

7,9

7,6

Всего

11,9

12,9

17,1

10,5

12,9

11,4

12,3

14,6

10,3

10,2

Платежи до реструктуризации

15,7

16,2

21,8

17,9

21,2

19,8

20,2

24,0

17,7

19,8

*После реструктуризации долга  РФ Парижскому клубу

Источники: Минфин РФ, оценки Альфа-банка


 

В последнее время интерес финансистов  к проблемам государственного долга заметно усилился. Стремительный рост объема государственного долга, критической величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита последние три года заставил искать первопричины подобной динамики. В большинстве аналитических работ отмечается три основных фактора:

- высокая доля государственных  расходов в структуре ВВП; 

- неточный финансовый  счет бюджетного дефицита, приводящего  к его двукратному занижению;

- высокая доходность  государственных ценных бумаг.

Объем государственного внешнего долга по состоянию на 1 мая 2013 г. составил $192 млрд., увеличившись, таким образом, с начала года на $6,3 млрд. или на 3,4%. Сумма краткосрочных обязательств снизилась до $30,5 млрд. ($36 млрд. на 1 января т.г.), долгосрочные обязательства увеличились до $161,5 млрд. ($149,7 млрд.). По-прежнему около 94% внешнего долга, по методологии Банка России, выражено в иностранной валюте. Ключевой характеристикой внешнего долга в данной классификации является обязательство должника произвести платеж (процентов, основного долга). Кроме того, в сумму внешних обязательств не включаются условные обязательства (гарантии), а также участие в капитале. Таким образом, учитываются обязательства всех секторов экономики перед нерезидентами вне зависимости от вида валюты [13, с.34].

Около половины внешнего долга России (49% или $93,5 млрд.) по состоянию на 1 мая 2013 г. является обязательствами органов государственного управления, 57% ($53,2 млрд.) которого является долгом бывшего СССР, 42% ($39 млрд.) – новый российский долг и около 1% ($1,4 млрд.) – внешняя задолженность субъектов РФ. Более подробно структура государственного внешнего долга РФ представлена на рисунках 1 и 2.

Таким образом, при сохранении удельного  веса обязательств банков и органов  денежно-кредитного регулирования в совокупном внешнем долге, в текущем году продолжился рост доли задолженности нефинансовых предприятий. За 6 месяцев текущего года ее прирост составил $10,5 млрд. (19,1%), объем по состоянию на 1 июля составил $65,6 млрд.


Источник: ЦБ РФ, расчеты РЭО 

Сумма накопленных внешних обязательств органов государственного управления в рассматриваемом периоде текущего года сократилась на 4,5% ($4,4 млрд.).

Таким образом, сохраняется тенденция  последних нескольких лет: снижение внешних обязательств государственного сектора экономики при увеличении задолженности частного сектора. Отметим, что прирост обязательств банков в 2013 г. был весьма умеренным, прежде всего, по причине банковского кризиса. В определенной мере увеличение внешней задолженности также сдерживалось общим оттоком капитала иностранных инвесторов с развивающихся рынков, имевшим место в апреле-мае 2013 г. Россия не стала исключением в данных процессах, а летний банковский кризис и беспорядок на фондовом рынке послужили дополнительными факторами [13, с.81].

Рост процентных ставок на мировых  рынках в дальнейшем ограничит наращивание внешних обязательств частным сектором российской экономики, а органы государственного управления вряд ли будут испытывать необходимость в привлечении с международных рынков заемных средств по причине благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Таким образом, в перспективе 1-1,5 лет можно ожидать снижения темпов роста внешней задолженности РФ. К концу текущего года ее объем составит не более $200 млрд.

    1.  Стратегия управления государственным внешним долгом Российской Федерации на 2013 – 2015 гг.

 

Внешний долг Российской Федерации  формировался в неблагоприятных  экономических и политических условиях, а также в значительной степени  унаследован от бывшего СССР.

Специфика формирования внешнего долга  России обусловливает особенности  его структуры. Прежде всего, речь идет о преобладании в структуре долга нерыночных долговых инструментов и обязательств. Более 42% внешних обязательств приходится на соглашения по долгу бывшего СССР со странами – членами Парижского клуба, другими странами – официальными кредиторами. Кроме того, порядка 6 млрд. долларов (около 5%) представляют собой неурегулированные обязательства по долгу бывшего СССР. Только 37% внешнего долга выражено в рыночных инструментах (еврооблигации и облигации государственного внутреннего валютного займа – ОВГВЗ). Управление таким долгом на основе стандартных подходов, используемых долговыми агентствами развитых стран (регулярное рефинансирование с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках, проведение процентных и валютных свопов и т. д.), затруднительно.

К началу 2012 года долгосрочный рейтинг России по заимствованиям в иностранной валюте и облигациям внешних облигационных займов согласно терминологии международных рейтинговых агентств соответствовал «среднему качеству инвестиций с некоторыми спекулятивными элементами».

Кардинальное улучшение рейтинга и переход в инвестиционную категорию  предполагают улучшение ряда макроэкономических индикаторов, отражающих долговую устойчивость экономики, до средних значений, характерных  для стран с инвестиционным рейтингом в пределах Ваа1-ВааЗ (низшие пределы инвестиционного рейтинга по методологии агентства Moody`s) [11, с.19].

В частности, в соответствии со сложившейся  практикой оценки инвесторами платежеспособности суверенного заемщика и принятых в международной практике показателей долгового бремени страны, отношение государственного долга к валовому внутреннему продукту не должно превышать 40-42% ВВП, отношение общего внешнего долга страны (включая долг регионов и частного сектора) должно находиться на уровне 60% от ВВП, а коэффициент обслуживания внешнего долга (отношение всех платежей по общему внешнему долгу страны к поступлениям по счету текущих операций) – на уровне 13-14%. Последний показатель для России в настоящий момент составляет около 11,9%. Вместе с тем показатель отношения общего объема долга к поступлениям по счету текущих операций пока превышает показатель стран с инвестиционным рейтингом (131% против обычных 80-90%).

По другим параметрам Российская Федерация  превосходит значительное число стран с инвестиционным рейтингом. В целом при реализации базового сценария макроэкономического прогноза и сохранении позиции России в качестве нетто-плательщика по внешнему долгу предпосылки для перехода России в инвестиционную категорию кредитного рейтинга будут полностью сформированы к 2014 году.

Повышение кредитного рейтинга Российской Федерации до инвестиционного, по существу, будет означать, что риски доступа  государства и крупнейших российских компаний на международные рынки  капиталов станут минимальными.

Вместе с тем, как показывает практика, активное управление внешним  долгом, развитие внутреннего рынка  государственных заимствований, наличие  значительного финансового резерва  и достаточных золотовалютных резервов, а также сбалансированность бюджета и высокая платежная репутация суверенного заемщика позволяют успешно осуществлять международные займы на благоприятных условиях до достижения страной инвестиционного кредитного рейтинга. Наличие в настоящее время всех этих условий у Российской Федерации создает необходимые предпосылки для активизации внешней заемной политики [18, с.61].

В этой связи основными целями политики в области государственного внешнего долга на среднесрочную перспективу  являются:

  • обеспечение стабильного доступа Российской Федерации на рынки внешних заимствований на выгодных условиях;
  • расширение объемов внешних заимствований на цели рефинансирования внешнего долга;
  • активное управление внешней задолженностью с целью сокращения стоимости ее обслуживания, а также сглаживания имеющихся «пиков платежей» по государственному внешнему долгу в 2014 и 2017 гг.;
  • существенное сокращение долга бывшего СССР, задолженности Российской Федерации перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями;
  • наращивание рыночной составляющей внешнего долга Российской Федерации;
  • проведение сбалансированной политики в области внешних заимствований с целью сохранения и дальнейшего улучшения платежной репутации России и получения ею инвестиционного рейтинга к 2014 году.

Временные рамки завершения процесса реструктуризации и переоформления всего долга в обязательства  Российской Федерации должны быть ограничены 2012 годом. Очевидно, что сохранение части долга неурегулированной может поставить под сомнение получение Россией инвестиционного рейтинга в 2014 году. В настоящее время Россия имеет просроченную (неурегулированную) задолженность перед Кувейтом, Оманом, Таиландом, Турцией, Южной Кореей, Грецией, Мальтой, и неурегулированные взаимные финансовые требования в отношениях с Китаем и республиками бывшей СФРЮ [16, с.23].

По итогам переоформления долга  необходимо принять специальное  заявление Правительства Российской Федерации, официально подтверждающее отказ от условного деления долговых обязательств на долг бывшего СССР и долг Российской Федерации, а также декларирующее намерение неукоснительно соблюдать все суверенные платежные обязательства вне зависимости от природы их возникновения. Данный шаг, имеющий главным образом символическое значение, в практическом плане позволит окончательно снять озабоченность партнеров России по Парижскому клубу в отношении намерения вернуться к обсуждению реструктуризации или списания советского долга. Соответственно будут созданы политические предпосылки для выделения странами-членами клуба большей доли своих финансовых требований к России на проведение операций по конверсии долга.

Как представляется, реализация указанной  политики позволит к 2014-2015 годам сократить количество реализуемых с участием и за счет средств международных финансовых организаций (МФО) проектов до 5-10 эффективных и успешно действующих программ.

Одновременно требует совершенствования  организационное обеспечение взаимоотношений  с международными финансовыми организациями  в области реализации финансируемых  за счет ресурсов этих организаций проектов.

В частности, представляется целесообразным взаимодействие с МФО и координацию  деятельности российских министерств  и ведомств возложить на одно государственное  ведомство, являющееся официальным  представителем Российской Федерации по сотрудничеству с МФО, а также упорядочить процедуру принятия решений о начале подготовки и привлечении кредитов МФО.

Модификация политики в отношении  привлечения «связанных» кредитов и займов от международных финансовых организаций вызывает необходимость пересмотра практики жесткого закрепления в федеральном бюджете источников финансирования расходов бюджета, связанных с реализацией инвестиционных и других проектов с участием международных финансовых организаций или с поставкой оборудования из стран ОЭСР.

Детальное закрепление таких источников в программе внешних заимствований  в рамках соответствующих законов  о федеральном бюджете противоречит принципам привлечения внешнего финансирования исключительно в  качестве источника финансирования дефицита бюджета, а также приводит к увеличению стоимости обслуживания государственного внешнего долга. В этой связи полномочия Правительства по принятию решений об источниках финансирования этих проектов должны быть расширены [10, с.19].

Взаимоотношения с Международным  валютным фондом в целом и в области государственного долга в частности должны строиться на постепенном сокращении задолженности перед указанной организацией. В случае реализации благоприятного сценария экономического развития в среднесрочной перспективе и сохранения сбалансированности бюджета на повестку дня в 2014-2015 годах может быть поставлен вопрос о досрочном погашении части или всего долга Правительства Международному валютному фонду. Общий объем плановых платежей МВФ в 2016-2017 годах составляет 0,9 млрд. долларов США, что не превышает 2,5% от расходов на погашение и обслуживание долга в этот период. Расчетный объем экономии по расходам бюджета в 2016-2017 годах составит около 100 млн. долларов США.

Информация о работе Государственный долг, его причины и последствия