Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:36, курсовая работа
Цель работы – исследовать государственный долг, его причины и последствия.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучение теоретических и законодательных основ государственного долга;
дать понятие внутреннему и внешнему государственным долгам и их последствия;
попытаться увидеть, какую роль в данное время играет государственный долг в системе экономических отношений;
анализ современного состояния внешнего государственного долга РФ;
Проблема внешней
Таблица 4 – График выплат по внешнему долгу в 2010-2019 гг.млрд.долл.
Структура долга |
Год | |||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 | |
Российский долг: |
7,5 |
7,7 |
8,1 |
5,1 |
7,4 |
3,0 |
4,8 |
4,2 |
1,4 |
1,3 |
вврооблигации |
2,6 |
1,5 |
3,1 |
2,5 |
4,9 |
0,9 |
3,2 |
3,2 |
0,7 |
1,7 |
привилигированные кредиторы |
2,8 |
4,4 |
3,8 |
2,0 |
2,1 |
1,9 |
1,4 |
0,9 |
0,6 |
0,5 |
правительства иностранных государств |
2,1 |
1,8 |
1,2 |
0,6 |
0,4 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0 |
Советский долг: |
4,1 |
5,0 |
5,2 |
5,2 |
5,2 |
5,8 |
6,8 |
7,4 |
8,9 |
8,8 |
Лондонский клуб |
0,9 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,7 |
2,0 |
2,2 |
2,7 |
2,4 |
Парижский клуб* |
1,1 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
2,1 |
2,5 |
3,3 |
3,4 |
платежи государствам, не входящим в Парижский клуб |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
др.платежи |
1,8 |
2,0 |
2,2 |
2,1 |
2,2 |
2,3 |
2,2 |
2,3 |
2,4 |
2,6 |
ОВГВЗ |
0,3 |
0,3 |
3,8 |
0,2 |
0,2 |
2,5 |
0,7 |
2,9 |
0,1 |
0,1 |
Всего (без других платежей) |
10,1 |
10,9 |
14,9 |
8,4 |
10,7 |
9,1 |
10,1 |
12,3 |
7,9 |
7,6 |
Всего |
11,9 |
12,9 |
17,1 |
10,5 |
12,9 |
11,4 |
12,3 |
14,6 |
10,3 |
10,2 |
Платежи до реструктуризации |
15,7 |
16,2 |
21,8 |
17,9 |
21,2 |
19,8 |
20,2 |
24,0 |
17,7 |
19,8 |
*После реструктуризации долга РФ Парижскому клубу Источники: Минфин РФ, оценки Альфа-банка |
В последнее время интерес
- высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;
- неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению;
- высокая доходность государственных ценных бумаг.
Объем государственного внешнего долга по состоянию на 1 мая 2013 г. составил $192 млрд., увеличившись, таким образом, с начала года на $6,3 млрд. или на 3,4%. Сумма краткосрочных обязательств снизилась до $30,5 млрд. ($36 млрд. на 1 января т.г.), долгосрочные обязательства увеличились до $161,5 млрд. ($149,7 млрд.). По-прежнему около 94% внешнего долга, по методологии Банка России, выражено в иностранной валюте. Ключевой характеристикой внешнего долга в данной классификации является обязательство должника произвести платеж (процентов, основного долга). Кроме того, в сумму внешних обязательств не включаются условные обязательства (гарантии), а также участие в капитале. Таким образом, учитываются обязательства всех секторов экономики перед нерезидентами вне зависимости от вида валюты [13, с.34].
Около половины внешнего долга России (49% или $93,5 млрд.) по состоянию на 1 мая 2013 г. является обязательствами органов государственного управления, 57% ($53,2 млрд.) которого является долгом бывшего СССР, 42% ($39 млрд.) – новый российский долг и около 1% ($1,4 млрд.) – внешняя задолженность субъектов РФ. Более подробно структура государственного внешнего долга РФ представлена на рисунках 1 и 2.
Таким образом, при сохранении удельного веса обязательств банков и органов денежно-кредитного регулирования в совокупном внешнем долге, в текущем году продолжился рост доли задолженности нефинансовых предприятий. За 6 месяцев текущего года ее прирост составил $10,5 млрд. (19,1%), объем по состоянию на 1 июля составил $65,6 млрд.
Источник: ЦБ РФ, расчеты РЭО
Сумма накопленных внешних
Таким образом, сохраняется тенденция
последних нескольких лет: снижение
внешних обязательств государственного
сектора экономики при
Рост процентных ставок на мировых рынках в дальнейшем ограничит наращивание внешних обязательств частным сектором российской экономики, а органы государственного управления вряд ли будут испытывать необходимость в привлечении с международных рынков заемных средств по причине благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Таким образом, в перспективе 1-1,5 лет можно ожидать снижения темпов роста внешней задолженности РФ. К концу текущего года ее объем составит не более $200 млрд.
Внешний долг Российской Федерации формировался в неблагоприятных экономических и политических условиях, а также в значительной степени унаследован от бывшего СССР.
Специфика формирования внешнего долга России обусловливает особенности его структуры. Прежде всего, речь идет о преобладании в структуре долга нерыночных долговых инструментов и обязательств. Более 42% внешних обязательств приходится на соглашения по долгу бывшего СССР со странами – членами Парижского клуба, другими странами – официальными кредиторами. Кроме того, порядка 6 млрд. долларов (около 5%) представляют собой неурегулированные обязательства по долгу бывшего СССР. Только 37% внешнего долга выражено в рыночных инструментах (еврооблигации и облигации государственного внутреннего валютного займа – ОВГВЗ). Управление таким долгом на основе стандартных подходов, используемых долговыми агентствами развитых стран (регулярное рефинансирование с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках, проведение процентных и валютных свопов и т. д.), затруднительно.
К началу 2012 года долгосрочный рейтинг России по заимствованиям в иностранной валюте и облигациям внешних облигационных займов согласно терминологии международных рейтинговых агентств соответствовал «среднему качеству инвестиций с некоторыми спекулятивными элементами».
Кардинальное улучшение
В частности, в соответствии со сложившейся практикой оценки инвесторами платежеспособности суверенного заемщика и принятых в международной практике показателей долгового бремени страны, отношение государственного долга к валовому внутреннему продукту не должно превышать 40-42% ВВП, отношение общего внешнего долга страны (включая долг регионов и частного сектора) должно находиться на уровне 60% от ВВП, а коэффициент обслуживания внешнего долга (отношение всех платежей по общему внешнему долгу страны к поступлениям по счету текущих операций) – на уровне 13-14%. Последний показатель для России в настоящий момент составляет около 11,9%. Вместе с тем показатель отношения общего объема долга к поступлениям по счету текущих операций пока превышает показатель стран с инвестиционным рейтингом (131% против обычных 80-90%).
По другим параметрам Российская Федерация превосходит значительное число стран с инвестиционным рейтингом. В целом при реализации базового сценария макроэкономического прогноза и сохранении позиции России в качестве нетто-плательщика по внешнему долгу предпосылки для перехода России в инвестиционную категорию кредитного рейтинга будут полностью сформированы к 2014 году.
Повышение кредитного рейтинга Российской Федерации до инвестиционного, по существу, будет означать, что риски доступа государства и крупнейших российских компаний на международные рынки капиталов станут минимальными.
Вместе с тем, как показывает
практика, активное управление внешним
долгом, развитие внутреннего рынка
государственных заимствований, наличие
значительного финансового
В этой связи основными целями политики в области государственного внешнего долга на среднесрочную перспективу являются:
Временные рамки завершения процесса реструктуризации и переоформления всего долга в обязательства Российской Федерации должны быть ограничены 2012 годом. Очевидно, что сохранение части долга неурегулированной может поставить под сомнение получение Россией инвестиционного рейтинга в 2014 году. В настоящее время Россия имеет просроченную (неурегулированную) задолженность перед Кувейтом, Оманом, Таиландом, Турцией, Южной Кореей, Грецией, Мальтой, и неурегулированные взаимные финансовые требования в отношениях с Китаем и республиками бывшей СФРЮ [16, с.23].
По итогам переоформления долга
необходимо принять специальное
заявление Правительства
Как представляется, реализация указанной политики позволит к 2014-2015 годам сократить количество реализуемых с участием и за счет средств международных финансовых организаций (МФО) проектов до 5-10 эффективных и успешно действующих программ.
Одновременно требует
В частности, представляется целесообразным взаимодействие с МФО и координацию деятельности российских министерств и ведомств возложить на одно государственное ведомство, являющееся официальным представителем Российской Федерации по сотрудничеству с МФО, а также упорядочить процедуру принятия решений о начале подготовки и привлечении кредитов МФО.
Модификация политики в отношении
привлечения «связанных»
Детальное закрепление таких источников
в программе внешних
Взаимоотношения с Международным валютным фондом в целом и в области государственного долга в частности должны строиться на постепенном сокращении задолженности перед указанной организацией. В случае реализации благоприятного сценария экономического развития в среднесрочной перспективе и сохранения сбалансированности бюджета на повестку дня в 2014-2015 годах может быть поставлен вопрос о досрочном погашении части или всего долга Правительства Международному валютному фонду. Общий объем плановых платежей МВФ в 2016-2017 годах составляет 0,9 млрд. долларов США, что не превышает 2,5% от расходов на погашение и обслуживание долга в этот период. Расчетный объем экономии по расходам бюджета в 2016-2017 годах составит около 100 млн. долларов США.
Информация о работе Государственный долг, его причины и последствия