Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 18:07, курсовая работа
На современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета преодолен, не значит, что он остался в прошлом навсегда и не повторится в будущем. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников. Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Бюджетный механизм представляет собой важный инструмент долгосрочной структурной политики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.
Введение……………………………………………………………… 3
I. Государственные долги…………………………………………. 5
1.1 Виды государственного долга………………………………. 5
1.2 Формы государственного долга……………………………... 6
1.3 Государственные и корпоративные ценные бумаги, ……… 6
как источники покрытия государственного долга
II. Внутренний долг……………………………………………...... 10
2.1 Понятие внутреннего государственного долга…………….. 10
2.2 Формы внутреннего долга...................................................... 12
2.3 Виды внутреннего долга…………………………………… 13
2.4. Структура внутреннего государственного долга………... 15
2.5 Государственный долг субъектов …………………………. 16
Российской Федерации
2.6. Основные особенности внутреннего …………………… 17
долга России, его современное состояние
III. Государственный долг………………………………………….. 21
Заключение………………………………………………………. 27
Библиографический список……………………………………. 30
Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 3 ст. 106) предоставляет Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга).
Статьей 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены следующие формы внутреннего государственного долга:
Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996г. № 115-ФЗ дана классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также видов муниципального долга.1
Согласно данной классификации, государственный и муниципальный долг подразделяется на следующие виды:
До внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996г. № 115-ФЗ классификация видов государственного и муниципального долга включала в себя 38 наименований, из которой впоследствии были исключены такие виды как:
Задолженность по централизованным кредитам и процентам по ним организаций агропромышленного комплекса Челябинской области и АО "Чиркейгэсстрой", переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации, была включена в состав внутреннего государственного долга Федеральным законом от 07.05.2002г. № 51-ФЗ.
Государственные гарантии, предоставленные субъектами Российской Федерации, и муниципальные гарантии включены в состав внутреннего государственного долга Федеральным законом от 08.08.2001г. № 127-ФЗ.
Структура государственного внутреннего долга
Российской Федерации на 2002 год1
На |
На |
Удельный | |
Государственный внутренний |
|
|
|
На |
На |
Удельный | |
В том числе: |
|||
1. Долговые обязательства |
|
|
|
В том числе: |
|||
- облигации федеральных |
|
|
|
- облигации федеральных |
|
|
|
- государственные |
|
|
|
- государственный |
|
|
|
- облигации нерыночных |
|
|
|
- прочие долговые |
|
|
|
2. Векселя Минфина России |
|
|
|
3. Прочие виды |
|
|
|
Некоторые оценки объема накопленных долгов субъектов Федерации
Вплоть до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации проблема накопления и обслуживания долга ее субъектов носила не в полной мере легитимный характер. В законодательных и нормативных актах статус государственного долга субнациональных образований не был закреплен, а бюджетная классификация даже не предполагала выделения на уровне субъектов Федерации такой статьи расходов как расходы по обслуживанию государственного долга (эта статья существовала только в рамках федерального бюджета). В результате, осуществляя заимствования в различных видах, субъекты Федерации имели право не отражать расходы, связанные с их обслуживанием, в расходной части бюджета по отдельной статье. В итоге имело место искажение общего состояния их бюджетов – занижение фактически осуществляемых расходов (и реальной потребности в этих расходах).
Подобное положение сохраняется и в настоящее время, хотя ситуация несколько изменилась в связи с принятием Бюджетного кодекса (который, однако, все еще не введен в действие).
Кодексом установлен предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ (и муниципальным образованием) в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета: для субъекта Федерации – 30% собственных доходов бюджета региона; для муниципального образования – 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи. При этом в составе предельного объема заемных средств не учитываются средства, привлекаемые и полностью используемые в текущем финансовом году на погашение (реструктуризацию) имеющегося долга. Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ в текущем финансовом году не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня.
Фактически из вышеприведенного следует, что средства, аккумулируемые с помощью заимствований, не могут направляться на финансирование расходов по обслуживанию ранее сформированного долга, а также не могут быть использованы на погашение долга субъекта Федерации. В известной степени данное положение противоречит статье 105, определяющей процесс реструктуризации долга как погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий и сроков их погашения.
1.01.1995 |
1.01.1996 |
1.01.1997 |
1.01.1998 |
1.01.1999 |
1.01.2000 |
1.01.2001 |
1.01.2002 |
1.01.2003 |
88,4 |
159,3 |
316,0 |
530,0 |
755,9 |
648,3 |
593,2 |
575,7 |
652,1 |
Как видим, вторая половина 90-х годов характеризуется ростом внутренних заимствований государства.
Отметим особенности, связанные с составом государственного долга. К росту государственного внутреннего долга приводит дефицитный бюджет (млн. деноминированных рублей):
Таблица 2.3
1.01.1995 |
1.01.1996 |
1.01.1997 |
1.01.1998 |
1.01.1999 |
1.01.2000 |
1.01.2001 |
1.01.2002 |
1.01.2003 |
70018,31 |
73183,7 |
88550,0 |
95400,1 |
132397,2 |
101370,5 |
57872,1 |
- |
- |
Информация о работе Государственный долг и источники его покрытия