Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие особенности социального взаимодействия государства и церкви.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-Рассмотреть исторические типы церковно-государственного взаимодействия;
-Разобрать проблемы взаимоотношений государства и церкви;
-Раскрыть принципы их взаимодействия в современном мире.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Виды государств и исторические типы взаимодействия церкви и государства
1.1 Аспекты взаимоотношений государства и церкви
1.2 Светское государство
1.3 Теократическое государство
ГЛАВА 2. Государство и церковь в политической системе обществ
1.1. Церковь в политической системе общества
1.2. Проблемы взаимодействия государства и церкви
Заключение
Список используемой литературы
Многообразие способов формирования
власти в теократическом государстве
влечет его отождествление исследователями
то с монархией, то с республикой, в то
время как данный признак, на наш взгляд,
должен рассматриваться в качестве самостоятельной
характеристики теократического государства.
Различным образом в монархии, республике
и теократии решается вопрос о компетенции
высших органов государственной власти.
В республике и конституционной монархии
действует принцип разделения властей.
В теократии же вся полнота власти концентрируется
в руках политического лидера, обладающего
правом заниматься исполнительно-
Монархия, республика и государственная
теократия различаются между собой по
источнику государственного суверенитета.
В первом случае, носителем полноты государственной
власти является монарх, во втором - народ,
в третьем - бог. Суверенитет бога - существенный
элемент теократической государственности,
который получил свое закрепление в Основных
законах многих теократических государств.
Конституция Ирана определяет, что управление
делами государства и всей мусульманской
общины вечно и постоянно находится в
руках двенадцатого имама. В Саудовской
Аравии суверенитет бога проявляется
в том, что Основным законом здесь является
книга божественных откровений - Коран.
Также прoизводна от божественной власти
главы Ватикана. По нормам канонического
права в Римском Епископе "пребывает
служение, особым образом вверенное Господом
Петру, первому из Апостолов, и подлежащее
передаче его преемникам".
Весомым аргументом в пользу того, что
теократия не является, разновидностью
ни одной из известных форм правления
служит также качественный состав ее органов
власти. В теократическом государстве
функции законодательства, суда, а иногда
и верховного руководства осуществляют
религиозные лидеры. Как правило, они входят
в состав совещательного органа при главе
государства (Консультативный Совет при
монархе в Саудовской Аравии, Совет экспертов
при Руководителе в Иране и т.д.), а в некоторых
случаях глава государства одновременно
является лидером духовенства (Иран, Ватикан,
государство Тибет и т.д.).
Теократическое государство - понятие
по своему логическому объему более широкое,
чем политический режим, поэтому его нежелательно
относить к одной из разновидностей последнего.
Если мы это сделаем, то наложим ограничения
на исследование государственной теократии,
не выразив ее основных признаков. Определение
государственной теократии через категорию
политический режим может оказаться для
нее прокрустовым ложем. Косвенное подтверждение
данной позиции можно найти в работах
В.Е.Чиркина, который, хотя и не дает определение
теократическому государству, но выделяет
одновременно теократическую монархию,
полуфеодально-теократические государственные
режимы и монотеократическую систему
органов государства.
Из этого не следует, что в типологии государственной
теократии надо отказаться от понятия
теократический режим. Оно несет в себе
определенную смысловую нагрузку и может
использоваться в государственно-правовой
науке, в частности, для выявления в теократическом
государстве демократических или антидемократических
признаков.
ГЛАВА 2. Государство и церковь в политической системе общества
1.1. Церковь в политической системе общества
В этом параграфе диплома я
постараюсь раскрыть динамику
взаимоотношений религии и
Динамика
влияния религии на
Сакрализация
(от лат. Sacer – священный) –
это процесс вовлечения в
В каждом обществе, в каждой
культуре процесс сакрализации
имел свои особенности.
Сакрализация личной и
Противоположный сакрализации процесс называется секуляризацией.
Секуляризация (от лат. Saecularis –
мирской, светский) – это процесс
освобождения и сферы
Первоначально
термин «секуляризация»
Мыслители прошлого расходились в оценке последствий секуляризации для общества и государства. Так, немецкий социолог П.Бeргер оценивает секуляризацию как утрату «священного» и угрозу социальнoму пoрядку и согласию. По его мнению, религия выполняла важную функцию в обществе, она создавала «священный космос», окружая аурой святости устои жизни, выбрасывая на них «священную завесу» и наделяя безусловным смыслом.
С точки зрения Т.Парсонса, рaзвитие oбщества идет по пути дифференциации, и религия утрачивает значение eго «священного образа», превращается в одну из многих сфер сoциальной жизни и стaновится вo все большей степени чaстным делом. Но это не ознaчает, что религия потeряла свое значение для индивида и общества. Она оказывает меньше прямого влияния на экономику, политику, образование, культуру. Но это компенсируется тем, что для индивида, который получает теперь возможность сознательно выбирать религиозную веру, освобождаясь от принуждения со стороны церкви, религия становится более значимой.
Ив Аман (доктор политических
наук, директор отделения славистики
Парижского университета) считает,
что в обстоятельствах
На основе всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что в результате процесса секуляризации в современных развитых странах коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе. Сформировались светское государство, светская школа, светская культура.
В настоящее время ряд
Интеграционная функция церкви
направлена на объединение
2.4. Проблемы взаимоотношений государства и церкви
В настоящее время, рассмотрим некоторые разногласия и проблемы в отношениях между государством и церковью как в России, так и за рубежом.
В феврале 2001 года в средствах массовой информации России и в газетах, обсуждался вопрос, в котором говорился: министерство налогов и сборов Р.Ф. во главе с Геннадием Букаевым задумало ввести всероссийскую систему учета налогоплательщиков, присвоив каждому так называемый ИНН – индивидуальный номер налогоплательщика.12
Такая система была успешно внедрена до этого момента в Башкирии тем же Г. Букаевым.
Такое нововведение вызвало бурный протест в церковной среде. «Отцы» церкви усмотрели в ИНН пресловутое «число Зверя» и обвинили налоговиков в том, что они хотят поставить номер на души всех православных, а это есть великие святотатство. Даже старообрядцы поддержали в этом начинании РПЦ, заявив, что «налоговый номер есть «печать Антихриста».13
В Министерство Р.Ф. по налогам и сборам посыпались письма с просьбами верующих отменить ИНН.
Pезкая критика ИНН со стороны церкви имела свои последствия. Так, газета «Деловой вторник» 14писала о массовом оттоке верующих с Украины, где ИНН был введен раньше, в Россию, где номеров пока не было. А в Одессе одна женщина, запуганная своим духовным отцом, покончила с собой. Дошло до того, что некоторые пастыри даже на исповеди спрашивали своих прихожан, приняли ли они налоговый номер и, если приняли, то не допускали к Святому Причастию. Людей вынуждали уходить с работы и убегать из родных мест.
И все-таки удалось найти компромисс: на встрече Патриарха и министра по налогам решено, что номер будет присвоен не собственно человеку, а вновь создаваемой системе лицевого счета. То есть пронумеруют не нас, а особый лицевой счет, который ныне и решено создать, дабы не обидеть религиозные чувства.
И все же не все православные священники восприняли ИНН «в штыки». Известный старец Иоанн (Крестьянкин), настоятель Псково-Печерского монастыря, митрополит Кирилл и другие влиятельные деятели церкви, включая и Патриарха Московского и всея Руси Алексия, не видели и не видят в пресловутом ИНН ничего страшного и неисправимого.15
Не менее сложная проблема – появление различного рода мистических сект, зарубежных миссионеров. Некоторые из них пагубно влияют не только на психику людей, но и на физическое здоровье (например, «Белое братство», «Аум Синрикё» и др.). православная церковь апеллирует к государству, полагая, что оно должно установить правовые ограничения для такого рода религиозных объединений.
Ваххабизм (точнее – его
Информация о работе Государство и церковь: основы взаимодействия