Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:18, курсовая работа
Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе, буддизме высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди
Введение........................................................................................стр. 1-2
Глава 1. Основные религии, представленные в России, их история и нравственные ценности.................................................................стр. 3-9
Глава 2. Государство: понятие, функции.......................................стр. 10-12
Глава 3. Историческое взаимоотношение государства с религиями на территории России..............................................................................стр. 13-18
Глава 4. Регулирование правоотношений государства и религий в современной России..........................................................................................................стр. 19-31
Заключение........................................................................................................стр.32
Список используемых источников........................................................
ближнего, как самого себя. Я Господь» (Лев. 19:17–18). Главная цель этих заповедей — избегать необоснованной ненависти, которая разрушает жизнь общества.
Буддизм
Буддизм - одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом).
Возник в Древней Индии в VI-V вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии - V в. до н.э.- начало 1-го тыс. н.э. Распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири. В Индии к XII в. растворился в индуизме.
В центре буддизма - учение о "четырёх благородных истинах": существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание - состояние беспокойства, напряжённости, равное желанию; освобождение (нирвана) - состояние несвязанности личности с внешним миром, совершенной удовлетворённости и самодостаточности, что влечёт за собой уничтожение желаний, точнее - угасание их страстности.
Важный в буддизме принцип т.н. срединного пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и полного подавления этого влечения. Для достижения состояния освобождения в буддизме существует ряд специальных методов (например, медитация, "буддийская йога").
В буддизме нет души как неизменной субстанции, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал и монашеские общины и т.д.
Духовные ценности с точки зрения философии буддизма включают в себя: мудрость, понятия истинной жизни, понимание целей общества, понимание счастья, милосердие, терпимость, самосознание. На современном этапе развития буддийской философии ее школы расставляют новые акценты в
понятиях о духовных ценностях: взаимопонимание между нациями, готовность к компромиссу ради достижения общечеловеческих целей, то есть главной духовной ценностью является любовь в самом широком смысле этого слова, любовь ко всему миру, ко всему человечеству без разделения его на нации и народности. Эти ценности органически вытекают из базовых ценностей буддийской философии.
2. Государство: понятие, функции.
В данной главе рассматриваются основные понятия, относящиеся к теме «Государство». Здесь не рассматриваются теории происхождения государства и приведено лишь одно понятие, хотя их очень много, которое, по моему мнению, наиболее полно дает характеристику понятию.
Государство – это форма организации жизни общества, имеющая выделенный из этого общества, всеми признанный или утвердившийся верховной власти, чьи распоряжения обязательны для всех лиц, в пределах определенной территории.2
Также нам необходимо понятие «сущности государства» – это главное, основное качество государства, определяющее его содержание, цели и функции, для определения внутренней, содержательной стороны государства.
Можно выделить следующие подходы к сущности государства:
- классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса.
- общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия, для компромисса интересов различных классов и социальных групп.
Наряду с этими основными, можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.3
Исходя из ст.2 Конституции Российской Федерации, где прописано, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» и ст.7 п.1 «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», можно сказать, что из всех подходов к сущности государства, для России социальный, в данное время
самый приемлемый.
Социальное назначение современного государства состоит в его разнообразной, широкой деятельности, направленной на решение, задач, вытекающих из необходимости нормального, бесконфликтного существования общества.4
В связи с этим, определим основные функции современного государства, то есть определяемые его социальным назначением основные направления деятельности государства.5
Существует несколько
классификаций функций
природных ресурсов, восстановление нарушенной окружающей среды и т.д.;
Из вышесказанного можно сделать промежуточный вывод: Российская Федерация имеет социальную сущность и выполняет функции, связанные с социальным назначением государства.
В конце X века при князе Владимире Святом Русь приняла христианство восточного образца, которое стало «главенствующей» религией государства. С этого времени вплоть до 1917 г. русский трон могли занимать только православные государи и государыни. До середины XV в. Русская Церковь входила в состав Константинопольского Патриархата и возглавлялась назначаемым из Византии митрополитом. Это придавало церковной власти на Руси известную независимость от светских властей и содействовало сохранению ее высокого авторитета, в том числе и в политических делах. Во времена монголо-татарского нашествия Церковь являлась единственным общенациональным институтом, сохранившим целостность Несмотря на отдельные трения, отношения Церкви с княжеской властью были в целом партнерскими и равноправными. В 1448 г. Русская митрополия сделалась независимой от Константинополя (автокефальной). С конца XV в.наметилось наступление государства на самостоятельность и права русских духовных властей.
Церковные реформы середины XVII в., инициированные государством и приведшие к расколу, объективно ослабили Церковь и таким образом облегчили ее подчинение. Перелома на этом пути светская власть достиглав первые десятилетия XVIII в., когда началась новая эпоха в истории отношений Церкви и государства в России. В 1721 г. увидел свет Духовный Регламент - Патриаршество упразднялось. Высшей властью в Церкви теперь обладал царь, от имени которого церковное управление осуществляла Духовная Коллегия (Святейший Правительствующий Синод), представлявшая собой государственный орган для руководства Церковью. Кроме того, при Петре I Церковь фактически потеряла контроль над своими земельными владениями
(окончательная секуляризация которых последует в 1764 г.), а церковная юрисдикция была резко ограничена. Все эти меры, проводившиеся по инициативе абсолютистского государства, привели к потере Церковью своей независимости.
Если прямое (и далеко
не всегда благотворное) государственное
руководство Православной Церковью
сформировалось уже в первой четверти
XVIII в., то общеимперское управление
духовной жизнью «иноверцев» начало
принимать регулярные окормы лишь в
последней трети этого
В русле этой традиции и стали формироваться принципы регулирования «иноверческих» религий в правление императрицы Екатерины II. Важным рубежом в религиозной политике самодержавия стал указ Екатерины II 1773 г., который утвердил принцип конфессиональной терпимости по отношению к «иноверцам» - подданным Российской империи. Этот принцип получил свое развитие в «Жалованной грамоте дворянству».1785 г.
Павел I подал идею объединения
управления всеми религиями (прежде
всего — христианскими) в целях
борьбы с духом «неверия» и
«атеистического вольнодумства»
(иностранных) исповеданий. Под его контроль были поставлены «все предметы, относящиеся к духовной жизни разных иностранных исповеданий и верований, исключая судных их дел» Наконец, в 1817 г. было учреждено объединенное Министерство духовных дел и народного просвещения, в ведение которого были отданы дела образования, православия (Святейший Синод) и иностранных религий (Главное управление духовных дел разных исповеданий). Однако деятельность вновь созданной структуры оказалась мало результативной и в 1824 г. по воле разочаровавшегося в своем замысле Александра I «трехчастное» министерство было упразднено.
Но уже в 1832 г., уже при Николае I, Главное управление разных исповеданий было преобразовано в Департамент духовных дел иностранных исповеданий (ДЛДИИ). Департамент был включен в состав Министерства внутренних дел, в составе коего он пребывал вплоть до 1917 г. ДЛДИИ ведал: представлением императору предложений о назначении католических, протестантских, мусульманских и буддийских высших духовных лиц, контролем над духовными, духовно-учебными и имущественными делами иностранных исповеданий, брачными и бракоразводными делами «иноверцев», строительством и ремонтом костелов, кирх, мечетей, синагог и дацанов и вообще всеми проблемами, касающимися приверженцев католицизма, протестантизма, армяно-григорианского вероисповедания, мусульманства, иудаизма, буддизма и язычества. В основу религиозной политики, проводимой властями Российской империи, был положен принцип конфессиональной терпимости, соблюдаемой настолько, «насколько такая терпимость соответствует интересам государственного порядка»
После свержения самодержавия
в марте 1917 г. Временное правительство
приняло ряд весьма либеральных
мер в сфере религиозных
общества. В августе 1917 г.
было создано Министерство исповеданий,
в состав которого вошли Синод
и Департамент иностранных
Новый этап в истории российских конфессий наступил после прихода к власти большевиков в октябре 1917 г. 20 января (2 февраля) 1918 г. был принят декрет Совнаркома РСФСР «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». По данному законодательному акту Православная Церковь отделялась от государства, а школа — от Православной Церкви и других конфессий. Сразу с первых месяцев установления Советской власти стала проводиться государственная политика, имевшая антирелигиозную направленность: закрытие и осквернение храмов, прекращение работы религиозных организаций и заведений, массовые репрессии против служителей всех культов и верующих и т.п. Хотя данная политика была направлена на полное уничтожение религии в СССР, эффективность ее оказалась не слишком высокой. Согласно результатам переписи населения 1937 г., верующими оставались (по собственным признаниям респондентов) 57 %населения СССР. Итоги переписи спровоцировали новую, наиболее кровавую волну репрессий по религиозным мотивам (конец 30-х - начало 40-хгг.). Самым масштабным преследованиям подверглась Русская Православная Церковь. В послереволюционные десятилетия пострадали сотни тысяч православных, значительная часть их погибла.