Государство и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе, буддизме высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди

Содержание работы

Введение........................................................................................стр. 1-2
Глава 1. Основные религии, представленные в России, их история и нравственные ценности.................................................................стр. 3-9

Глава 2. Государство: понятие, функции.......................................стр. 10-12

Глава 3. Историческое взаимоотношение государства с религиями на территории России..............................................................................стр. 13-18

Глава 4. Регулирование правоотношений государства и религий в современной России..........................................................................................................стр. 19-31

Заключение........................................................................................................стр.32

Список используемых источников........................................................

Файлы: 1 файл

курсовая работа тгп.docx

— 61.55 Кб (Скачать файл)

В довоенный период делами всех конфессий формально занималась Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК, однако решающую роль в «присмотре» за религиозными институтами и их служителями играли органы государственной безопасности — ВЧК-ГПУ-НКВД. Официальным актом, регулирующим конфессиональную практику Советской власти, являлось постановление ВЦИК и СНКСССР «О религиозных объединениях» 1929 г., которое (с некоторыми уточнениями) действовало до конца 1980-х гг.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                17

Постановление запрещало  верующим любую внеобрядовую деятельность (включая благотворительную и  просветительскую), а также накладывало  ряд других ограничений на жизнь  конфессий.

Определенные перемены в  советской религиозной политике произошли в годы Великой Отечественной  войны. В целях укрепления социально-политических основ режима и улучшения международного имиджа страны И.В.Сталин пошел на частичные  уступки верующим различных конфессий. В 1943 г. Избирается новый патриарх Русской Православной Церкви. Вслед за этим были открыты отдельные храмы, начался выпуск церковной литературы, возобновилась работа некоторых церковных учебных заведений. Для контроля в 1943г. создан специальный орган — Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР. В том же году создан Комитет по делам религий при Совнаркоме СССР, который ведал всеми не православными конфессиями.

Эпоха физических гонений  на приверженцев различных религий  в СССР (когда практиковались такие  меры, как ссылка, арест или смертная казнь) завершилась лишь со смертью  И.В.Сталина. Однако в правление Н.С.Хрущева  поднялась новая — на сей раз  административная — волна преследований. В 1965 г. в результате слияния Комитета по делам религий и Совета по делам  РПЦ был образован единый государственный  орган — Совет по делам религий  при Совете Министров СССР. Данная структура фактически находилась в  непосредственном ведении ЦК КПСС и  сохранила традиционные связи с  органами госбезопасности. По сведениям, в составе данного Совета, находившегося в Москве, числились три отдела: первый из них ведал православием (в том числе старообрядчеством), второй — не православными христианскими культами, третий — не христианскими религиями (исламом, иудаизмом, буддизмом).

В республиках, краях, областях и районах СССР существовали уполномоченные Совета по делам религий. Специально назначенные чиновники, иногда (на районном уровне) данную функцию по совместительству

 

 

 

 

 

 

 

                                                            18

исполняли третий секретарь  райкома КПСС, ведавший идеологической работой, или сотрудник КГБ. Главной  политической задачей всех работников Совета по делам религий являлась деятельность по реализации установки  партийных инстанций на «свертывание»  влияния конфессиональных институтов. Старый Совет по делам религий, как  и вся прежняя религиозная  политика советского государства, прекратили свое существование в конце 1990 г. с ликвидацией структуры Совета Министров СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      19

  1. Историческое взаимоотношение государства с религиями на территории России

Исходя из истории взаимодействия государства и религий в России, можно сказать, что на протяжении многих лет, начиная с XVI века, государство стремилось контролировать Церковь, не только как организацию, но и внутреннее управление самой религией. Ничего хорошего из этого не вышло, так как Церковь не смогла в полной мере выполнять наложенную на нее функцию нравственного регулятора, так как она перестала иметь для этого необходимый авторитет. И поэтому цель этой главы выяснить имеются ли условия в современном российском законодательстве необходимые, что бы религия могла свободно выполнять, как свои внутренние функции, так и функцию нравственного регулятора в обществе.

Состояние российского законодательства в сфере религии можно назвать  в целом достаточно позитивным и  стабильным. Основанием для подобных выводов является то, что в России нет межрелигиозного противостояния, как нет и межэтнических конфликтов, которые питались бы религиозными мотивациями, также, Россия – одна из немногих стран, где не только отсутствует конфронтация между основными религиозными течениями, но и наличествует плодотворное сотрудничество между конфессиями.

Перечислим законы, которые  закрепляют религиозное разнообразие в России и помогают эффективно бороться с проявлениями дискриминации по отношению к религиям и к гражданину, через его религиозные взгляды:

Конституция:

  1. Конституция РФ статья14: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
  2. Конституция РФ статья 28: «Гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или

 

 

 

 

 

 

                                                   20

  1. совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»
  2. Конституция РФ статья 19: «Закреплен принцип равенства всех перед законом и судом. Государством гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
  3. Конституция РФ статья 29: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».

Конституционные нормы вложены  в Федеральные Законы, принятые по различным отраслям (трудовой кодекс, семейный кодекс, в федеральных законах  об информации, СМИ, об образовании, о  культуре, о гарантии прав ребенка, о здоровье, об избирательных правах, о государственной службе), но возьмем  один из них, в котором более подробно прописаны действия государства  и Церкви в отношении друг друга.

Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ “О свободе совести и о  религиозных объединениях” 

Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого  на свободу совести и свободу  вероисповедания, а также на равенство  перед законом независимо от отношения  к религии и убеждений; основываясь

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 21

на том, что Российская Федерация является светским государством; признавая особую роль православия  в истории России, в становлении  и развитии ее духовности и культуры; уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм  и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов  России; считая важным содействовать  достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы  совести и свободы вероисповедания; принимает настоящий Федеральный закон.

Статья 4. Государство и  религиозные объединения

1. Российская Федерация  - светское государство. Никакая  религия не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной. Религиозные объединения  отделены от государства и  равны перед законом.

2. В соответствии с  конституционным принципом отделения  религиозных объединений от государства  государство: не вмешивается в  определение гражданином своего  отношения к религии и религиозной  принадлежности, в воспитание детей  родителями или лицами, их заменяющими,  в соответствии со своими убеждениями  и с учетом права ребенка  на свободу совести и свободу  вероисповедания; не возлагает  на религиозные объединения выполнение  функций органов государственной  власти, других государственных  органов, государственных учреждений  и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность  религиозных объединений, если  она не противоречит настоящему  Федеральному закону; обеспечивает  светский характер образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях.

      1. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с

 

 

 

 

 

                     22

законодательством Российской Федерации об образовании.

4. Деятельность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления не сопровождается  публичными религиозными обрядами  и церемониями. Должностные лица  органов государственной власти, других государственных органов  и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не  вправе использовать свое служебное  положение для формирования того  или иного отношения к религии.

5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение: создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям; не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

6. Отделение религиозных  объединений от государства не  влечет за собой ограничений  прав членов указанных объединений  участвовать наравне с другими  гражданами в управлении делами  государства, выборах в органы  государственной власти и в  органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других  общественных объединений.

7. По просьбам религиозных  организаций соответствующие органы  государственной власти в Российской  Федерации вправе объявлять религиозные  праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Статья 6. Религиозные объединения

 

1. Религиозным объединением  в Российской Федерации признается  добровольное объединение граждан  Российской Федерации, иных лиц,  постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

2. Религиозные объединения  могут создаваться в форме  религиозных групп и религиозных  организаций.

                                                  23

3. Создание религиозных  объединений в органах государственной  власти, других государственных  органах, государственных учреждениях  и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных  и муниципальных организациях  запрещается.

4. Запрещаются создание  и деятельность религиозных объединений,  цели и действия которых противоречат  закону.

Из данного закона следует, что в российском законодательстве имеются все нормы, которые гарантируют  невмешательство государства в  канонические дела церкви, но и невмешательство  церкви в дела государства, но при  этом государство готово помогать Церкви и в экономической области, реставрационной, образовательной. Это можно по-разному  охарактеризовать, но в современном  обществе, в светском государстве  – это одна из наилучших форм взаимодействия.

Одновременно российским законодательством установлена  ответственность за нарушение принципов  равенства всех перед законом, за совершение правонарушений по религиозным  мотивам:

Уголовный кодекс Российской Федерации рассматривает совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти  или вражды как обстоятельство, отягчающее ответственность.

Информация о работе Государство и церковь