Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:18, курсовая работа
Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе, буддизме высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди
Введение........................................................................................стр. 1-2
Глава 1. Основные религии, представленные в России, их история и нравственные ценности.................................................................стр. 3-9
Глава 2. Государство: понятие, функции.......................................стр. 10-12
Глава 3. Историческое взаимоотношение государства с религиями на территории России..............................................................................стр. 13-18
Глава 4. Регулирование правоотношений государства и религий в современной России..........................................................................................................стр. 19-31
Заключение........................................................................................................стр.32
Список используемых источников........................................................
В довоенный период делами всех конфессий формально занималась Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК, однако решающую роль в «присмотре» за религиозными институтами и их служителями играли органы государственной безопасности — ВЧК-ГПУ-НКВД. Официальным актом, регулирующим конфессиональную практику Советской власти, являлось постановление ВЦИК и СНКСССР «О религиозных объединениях» 1929 г., которое (с некоторыми уточнениями) действовало до конца 1980-х гг.
Постановление запрещало верующим любую внеобрядовую деятельность (включая благотворительную и просветительскую), а также накладывало ряд других ограничений на жизнь конфессий.
Определенные перемены в советской религиозной политике произошли в годы Великой Отечественной войны. В целях укрепления социально-политических основ режима и улучшения международного имиджа страны И.В.Сталин пошел на частичные уступки верующим различных конфессий. В 1943 г. Избирается новый патриарх Русской Православной Церкви. Вслед за этим были открыты отдельные храмы, начался выпуск церковной литературы, возобновилась работа некоторых церковных учебных заведений. Для контроля в 1943г. создан специальный орган — Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР. В том же году создан Комитет по делам религий при Совнаркоме СССР, который ведал всеми не православными конфессиями.
Эпоха физических гонений на приверженцев различных религий в СССР (когда практиковались такие меры, как ссылка, арест или смертная казнь) завершилась лишь со смертью И.В.Сталина. Однако в правление Н.С.Хрущева поднялась новая — на сей раз административная — волна преследований. В 1965 г. в результате слияния Комитета по делам религий и Совета по делам РПЦ был образован единый государственный орган — Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Данная структура фактически находилась в непосредственном ведении ЦК КПСС и сохранила традиционные связи с органами госбезопасности. По сведениям, в составе данного Совета, находившегося в Москве, числились три отдела: первый из них ведал православием (в том числе старообрядчеством), второй — не православными христианскими культами, третий — не христианскими религиями (исламом, иудаизмом, буддизмом).
В республиках, краях, областях и районах СССР существовали уполномоченные Совета по делам религий. Специально назначенные чиновники, иногда (на районном уровне) данную функцию по совместительству
исполняли третий секретарь райкома КПСС, ведавший идеологической работой, или сотрудник КГБ. Главной политической задачей всех работников Совета по делам религий являлась деятельность по реализации установки партийных инстанций на «свертывание» влияния конфессиональных институтов. Старый Совет по делам религий, как и вся прежняя религиозная политика советского государства, прекратили свое существование в конце 1990 г. с ликвидацией структуры Совета Министров СССР.
Исходя из истории взаимодействия
государства и религий в
Состояние российского законодательства
в сфере религии можно назвать
в целом достаточно позитивным и
стабильным. Основанием для подобных
выводов является то, что в России
нет межрелигиозного
Перечислим законы, которые закрепляют религиозное разнообразие в России и помогают эффективно бороться с проявлениями дискриминации по отношению к религиям и к гражданину, через его религиозные взгляды:
Конституция:
Конституционные нормы вложены в Федеральные Законы, принятые по различным отраслям (трудовой кодекс, семейный кодекс, в федеральных законах об информации, СМИ, об образовании, о культуре, о гарантии прав ребенка, о здоровье, об избирательных правах, о государственной службе), но возьмем один из них, в котором более подробно прописаны действия государства и Церкви в отношении друг друга.
Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”
Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений; основываясь
на том, что Российская
Федерация является светским государством;
признавая особую роль православия
в истории России, в становлении
и развитии ее духовности и культуры;
уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм
и другие религии, составляющие неотъемлемую
часть исторического наследия народов
России; считая важным содействовать
достижению взаимного понимания, терпимости
и уважения в вопросах свободы
совести и свободы
Статья 4. Государство и религиозные объединения
1. Российская Федерация
- светское государство. Никакая
религия не может
2. В соответствии с
конституционным принципом
22
законодательством Российской Федерации об образовании.
4. Деятельность органов
государственной власти и
5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение: создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям; не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
6. Отделение религиозных
объединений от государства не
влечет за собой ограничений
прав членов указанных
7. По просьбам религиозных
организаций соответствующие
Статья 6. Религиозные объединения
1. Религиозным объединением
в Российской Федерации
2. Религиозные объединения
могут создаваться в форме
религиозных групп и
3. Создание религиозных
объединений в органах
4. Запрещаются создание
и деятельность религиозных
Из данного закона следует, что в российском законодательстве имеются все нормы, которые гарантируют невмешательство государства в канонические дела церкви, но и невмешательство церкви в дела государства, но при этом государство готово помогать Церкви и в экономической области, реставрационной, образовательной. Это можно по-разному охарактеризовать, но в современном обществе, в светском государстве – это одна из наилучших форм взаимодействия.
Одновременно российским законодательством установлена ответственность за нарушение принципов равенства всех перед законом, за совершение правонарушений по религиозным мотивам:
Уголовный кодекс Российской
Федерации рассматривает