Государство и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность.Данная тема весьма актуальна на данный момент, ведь нравственное воспитание человека – это одна из самых значимых функций любого государства, а т.к. это невозможно сделать только мерами государственного регулирования, то для этого и действует церковь, устанавливающая основные догмы и правила, которые лежат в основе такого воспитания. Ко всему прочему не только настоящему юристу, но и любому образованному человеку нужно чётко отграничивать то мнение, которое пытаются навязать каким бы то ни было способом от истины. В этом то и состоит сущность качественного нравственного воспитания.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Разновидности политики государств по отношению к религии 5
1.1. Светское государство 5
1.2. Клерикальное государство 7
1.3. Теократическое государство 8
1.4. Атеистическое государство 9
Глава 2. Исторические типы взаимодействия государства и церкви 10
2.1. Цезаропапизм 10
2.2. Папоцезаризм 12
2.3. «Симфония властей» 13
Глава 3. Регулирование религиозного вопроса в российском законодательстве 16
3.1. Трудности законодательного закрепления изучаемых отношений 16
3.2. Федеральное законодательство, регулирующее отношения государства и церкви 18
3.3. Региональное законодательство, регулирующее отношения государства и церкви 21
Глава 4. Перспективы развития данных отношений в России 24
Заключение 26

Файлы: 1 файл

Антонов Никита. Курсовая работа.docx

— 761.56 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра Теории и Истории Государства и Права

Направление подготовки 030900.69 Юриспруденция

(Квалификация бакалавр)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

 

ТЕМА: «Государство и церковь»

 

 

 

Выполнил студент 1 курса, группы Ю1-1

Антонов Никита Александрович

  • Научный руководитель курсовой работы:
  • К.ю.н., доцент Гуков Алибек Сафарович

     

     

     

  • К защите_______________________________
  •                       (дата, подпись руководителя)

    Работа защищена с оценкой_______________

    _________________________  _____________

    (подпись руководителя)  Ф.И.О.

    «___» ________________20__г.


     

     

     

     

     

    Москва 2013

    Оглавление

     

     

     

     

    Введение

    Как в России, так и в большинстве стран мира вопрос о регулировании отношений между государством и церковью стоит на повестке дня. Некоторые из этих стран решают его мирным путём (как, например, в светских государствах, будь то Россия, США, Франция), некоторые, наоборот, жёсткой регламентацией данных отношений (Грузия, Объединённые Арабские Эмираты). Так, к примеру, Советская Россия использовала самые действенные государственные рычаги для создания атеистического общества, полностью отрицающего любую религию. Современная же, напротив, предоставила всем конфессиям полную свободу действия на территории нашей страны. Как бы то ни было, религия играет далеко не последнюю роль в духовной (и не только) жизни общества.

    Актуальность. Данная тема весьма актуальна на данный момент, ведь нравственное воспитание человека – это одна из самых значимых функций любого государства, а т.к. это невозможно сделать только мерами государственного регулирования, то для этого и действует церковь, устанавливающая основные догмы и правила, которые лежат в основе такого воспитания. Ко всему прочему не только настоящему юристу, но и любому образованному человеку нужно чётко отграничивать то мнение, которое пытаются навязать каким бы то ни было способом от истины. В этом то и состоит сущность качественного нравственного воспитания.

    Как уже отмечалось, религия – это один из самых важных «учителей» жизни. Она является неким маяком для развития людей. Тому в подтверждение может служить то, что практически во всех конфессиях провозглашаются высокие моральные принципы, такие как доброта, честность, уважение к старшим, совесть и многие другие. Поэтому вдвойне важно выяснить каким именно образом регулируются и взаимодействуют такие институты как церковь и государство, что должно быть выше в иерархии, и каким образом был решен этот вопрос ранее.

    Итак, в данной работе я преследую следующую цель: изучить взаимоотношения духовной и светской власти и выяснить, возможно ли применение принципа светского государства в современной России.

    Для достижения данной цели я поставил перед собой следующие задачи:

    • Проанализировать закрепление  государственно-церковных отношений в Российском законодательстве;
    • Изучить основные типы взаимодействия государства и церкви;
    • Смоделировать возможные пути дальнейшего развития изучаемых отношений по отношению к Российской Федерации.

    В своей работе я использовал большую нормативную базу Российской Федерации, а также труды Понкина И.В., Суворова Н., Козлова Е.И., Кутафин О.Е. на изучаемую мной тему.

     

    Глава 1. Разновидности политики государств по отношению к религии

    Данная глава является некой основой моей работы, ведь именно на основании того, к какому из типов данной классификации принадлежит данное государство, можно сделать выводы о социальной общности проживающего на его территории населения, менталитета, уровне развития государства и т.д.. Итак, как уже отмечалось, взаимоотношения государства и церкви в разных странах очень неоднородны. В своей работе я рассмотрю основные типы классификации государств по отношению к религии.

  • 1.1. Светское государство

  • Под светским государством в научной литературе понимается «государство, в котором не существует официальной, государственной религии, и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным»1. Его суть заключается в следующем:  граждане имеют право на самоопределении в отношении религии, т.е. исповедовать любую или не исповедовать никакой. Данный тип характеризуется полной независимостью церкви от государства и наоборот. Считается, что он самый приемлемый для стран с демократическим политическим режимом, т.к. именно в нём люди могут по своему усмотрению заниматься своим духовным воспитанием и выбирать вектор своего развития.

    Примером такого рода государств могут служить: Россия, Франция, Бразилия, США и многие другие. В Конституции России, допустим, определено, что Россия является светским государством, о чем гласит статья 14. К тому же, никакая религия не может устанавливаться в России в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28, в свою очередь, каждому гарантирует свободу совести, вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Более конкретно регламентирует это право ФЗ «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. Впервые данный тип государств был закреплен в Декларации независимости США 1776 года.

    Для Франции, как для светского государства, характерна более длительная история, нежели для России. Принцип такого отношения к религии был закреплен уже в 1789 году в Декларации прав человека и гражданина, а именно в статье 10 данного документа. Огромное влияние на процесс отделения церкви от государства сыграл и соответствующий закон о разделении церкви и государства, принятый в 1905 году. Хотелось бы также отметить, что законодательство Франции в этом вопросе не стоит на месте. В 2004 году, допустим, был принят закон, «запрещающий в силу принципа светскости ношение знаков или предметов одежды, которыми учащиеся явно проявляют религиозную принадлежность, в школах, колледжах и общественных лицеях».2

    Также я упомянул о Бразилии. Данная страна также интересна своей «светскостью», подтверждением чему служит следующий факт. В ноябре 2012 года прокуратура Бразильского штата Сан-Паулу потребовала убрать с банкнот национальной валюты – реала -  фразу о боге («Благословен будь, Господь»), на что дал 120 дней местным властям. Данный случай как нельзя лучше отражает реальность действия принципа свободы вероисповедания в Бразилии и говорит об актуальности этого вопроса [Новость – Бир-Эмитент3].

  • 1.2. Клерикальное государство

  • На мой взгляд, самым точным определением для данного типа государства является следующее. «Конфессиональное (клерикальное) государство – государство с доминирующим положением религии и духовенства, их политическими, правовыми, экономическими и социальными привилегиями, где религия законодательно признана в качестве официальной идеологии»4. Самым распространенным примером государства такого типа является Англия с англиканской церковью. То есть главой церкви и государства является монарх (Елизавета Вторая с 1952 года).

    Также, на мой взгляд, стоит рассмотреть отношение некоторых западных стран к религии:

    1. Норвегия. Ст. 2 Конституции. «Евангелическая лютеранская религия  является официальной государственной  религией. Граждане, исповедующие эту  религию, должны воспитывать своих  детей как ее последователей»; 
    2. Дания. Ст.4 ч. 7 Конституции: «Евангелическая лютеранская Церковь является государственной Церковью и в качестве таковой поддерживается государством»; 
    3. Греция. Ст. 3 Конституции. «Преобладающей религией в Греции является восточная Православная Христианская Церковь. Греческая Православная Церковь, признавая своим главой Господа Иисуса Христа, едина по своей доктрине с великой Константинопольской Христианской Церковью»; 
    4. Аргентина. Ст. 2 Конституции: «Федеральное правительство поддерживает Римскую апостольскую Католическую Церковь»; 
    5. Боливия. Ст. 3 Конституции: «Государство признает и поддерживает римскую апостольскую католическую религию. Гарантируется возможность публичного отправления любого другого культа. Отношения с Католической Церковью регулируются посредством соглашений, заключенных между боливийским государством и святым престолом»; 
    6. Ирландия. Ст. 44 ч. 2 Конституции: «Государство признает особое положение святой католической апостолической римской церкви как хранительницы религии, исповедуемой значительным большинством ее граждан»; 
    7. Италия. Конституция делит все религии на два разряда: “католическая” (ст. 7), с которой государство заключает Конкордат, и некатолические религии (ст. 8). Мотивация сотрудничества государства с Католической церковью в ст. 9 Конкордата звучит следующим образом: “Итальянская Республика, признавая ценность религиозной культуры и учитывая, что принципы католицизма являются историческим наследием итальянского народа...”. 
    8. Израиль. Закон о возвращении, ст. 4а: «Право на репатриацию в Израиль имеет любой еврей, но лишь когда он не исповедует иную религию». К тому же, Верховный суд Израиля постановил (дело “Руфайзен против Государства Израиль”), что все евреи, перешедшие в христианство, теряют право на репатриацию в Израиль. 
    9. Болгария. Ст. 13 Конституции: «Традиционной религией является восточное православное вероисповедание». 
    10. В Англии, Дании, Швеции глава королевского дома одновременно является главой церкви5.

    Чаще всего, однако, в клерикальных государствах не проводится жесткая религиозная политика и регламентация духовной жизни населения, т.к. идеология в данном случае играет не решающее значение. Обратным примером может служить теократический тип государства.

  • 1.3. Теократическое государство

  • Говоря о теократическом типе государства, стоит упомянуть определение Салыгина Е.Н., которое он дал понятию теократии в своей работе «Теократическое государство». «Теократия – религиозная власть, основанная на силе, вследствие чего неотъемлемым её атрибутом выступает право на самостоятельную юрисдикцию, осуществляемую религиозными лидерами или авторитетами». Власть монарха, императора, короля в таких государств обожествляется, они считаются наместникам бога на земле. Поэтому в руках таких «наместников» чаще всего сосредотачивается вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.

    Ярким примером такого типа государства могут служить Ватикан, где вся власть сосредоточена в руках римского папы, и Иран, где в Конституции 1979 года, которая насквозь «пропитана» религиозными догмами, закреплена ведущая роль ислама в государстве (это произошло после «исламской» революции в том же году).

  • 1.4. Атеистическое государство

  • Под атеистическим понимается «государство, в котором атеистическая, (т.е. отрицающая любую религию – Авт.), пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих». Пожалуй, самым ярким примеров такого типа государства может служить СССР. Это связано, в первую очередь, с пропагандой социалистической идеологии, которая несет в себе атеизм. В настоящее время представителями могут быть, соответственно, такие же последователи социализма, т.е. КНДР, Вьетнам, Швеция (де-факто), Китай. Но первым государством, провозгласившим себя атеистическим была Народная Социалистическая Республика Албания во времена правления Энвера Ходжы6.

     

    Глава 2. Исторические типы взаимодействия государства и церкви

    Так как отношения религиозной власти с государственной во всех странах неоднозначны и крайне динамичны в контексте исторического развития, то стоит рассмотреть, какие же принципы и закономерности существуют в этом взаимодействии, какие конкретно-исторические факты ярче всего позволят рассмотреть данный вопрос.

    Существует три основных типа взаимодействия государства и церкви:

    • Цезаропапизм
    • Папоцезаризм
    • «Симфония властей»

    Рассмотри каждый тип подробнее.

  • 2.1. Цезаропапизм

  • Термин происходит от лат. Caesar – «цезарь» и лат. Papa – «папа». Данный тип обозначает такие отношения светской и религиозной власти, когда глава государства выступает главой церкви, т.е. государство присваивает себе церковную власть, ставя тем самым её в зависимость от государственной идеологии.

    Впервые термин был введён католической историографией 19 века для обозначения отношений между государством и церковью в период правления Феодосия Великого в Византии в 346-395 гг. Такие же отношения существовали во многих протестантских странах после периода реформации. К тому же, можно предположить, что под эту категорию попадает Россия периода существования Синода (1700-1917 гг.). В государствах, которым присуще светский тип, оформилось две разновидности цезарепапизма: сепарационная и кооперационная.

    Сепарационная модель не предусматривает абсолютно никакого сотрудничества, зато выделяет четыре основных функции светского государства по отношению к церкви и религиозным объединениям:

    • Контроль за соблюдением принципа отделения религиозных организаций от государства во всех сферах
    • Правовое регулирования каждого этапа регистрации и деятельности религиозных организаций;
    • Контроль за соблюдением законодательства данными организациями;
    • Защита прав верующих и их объединений.

     

    Кооперационная модель предполагает сотрудничество государства и религиозных организаций в некоторых сферах или же во всех. По своей идеи это нужно для того, чтобы светская власть могла полностью понять состояние общественных отношений в какой-либо отрасли, и, применяя, силу государственного принуждения, могла решить важные проблемы. К тому же, это поможет максимально сотрудничать с многими конфессиями.

    Данная форма цезарепапизма может быть приемлема лишь тогда, когда все религиозные организации способствуют продвижению принципа свободы вероисповедания в России, когда они не будут стараться использовать какие-либо меры государственного воздействия для ущемления прав верующих.

    Место распространения сепарационной модели – это Нидерланды, Франция, Ирландия;

    Кооперационной – Германия, Португалия, Испания, Швеция, Италия.

    В настоящее время система цезарепапизма продуктивнее всего существует в протестантских странах, имеющих не одну церковь (Греция, Великобритания, Дания и др.).

    Информация о работе Государство и церковь