Государство и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2015 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

В современное время тема курсовой работы «Государство и государственная власть, ее свойства и формы осуществления» является актуальной.
Приступая к обоснованию актуальности темы настоящей курсовой работы, прежде всего, стоит обратить внимание на проблемы становления новой российской государственности, здесь можно выделить в первую очередь проблемы государственно-институционального характера.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
1 Основные положения о государстве….…………………….….....………….…5
1.1 Основополагающие признаки государства…………..……………………….5
1.2 Сущность государства..……................................................................………..9
2 Функции государства…….………….….…………………...………...…..……13
2.1 Внутренние и внешние функции государства..….……………………….....13
2.2 Основные и неосновные функции государства ..………..........................….19
Заключение ………………………….…………………………………………….22
Глоссарий………………………………………………………………………….24
Список использованных источников …

Файлы: 1 файл

Государство и госвласть.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Челябинский, Чебаркульский ЦД

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Теория государства и права (курс 2)

Тема

Государство и его функции

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3

1 Основные положения о государстве….…………………….….....………….…5

1.1 Основополагающие признаки государства…………..……………………….5

1.2 Сущность государства..……................................................................………..9

2 Функции государства…….………….….…………………...………...…..……13

2.1 Внутренние и внешние функции государства..….……………………….....13

2.2 Основные и неосновные функции государства ..………..........................….19

Заключение ………………………….…………………………………………….22

Глоссарий………………………………………………………………………….24

Список использованных источников ……………………………………………26

Приложения...……………………………………………………………………..28

 

 

Введение

Государство, а также государственная власть признаются самыми важными факторами общественной эволюции, которые являются непременными спутниками современного общества. Теория государства и права является одной из составных частей обществоведения, является идейной основой практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие, а также реализация законов, обеспечение прав граждан, поддерживание общественного порядка взаимно связаны с положениями политико-правовой теории.

 

В современное время тема курсовой работы «Государство и государственная власть, ее свойства и формы осуществления» является актуальной.

Приступая к обоснованию актуальности темы настоящей курсовой работы, прежде всего, стоит обратить внимание на проблемы становления новой российской государственности, здесь можно выделить в первую очередь проблемы государственно-институционального характера. 

В современной России создается новый государственный строй, основные параметры которого провозглашены в Конституции Российской Федерации (1993). Согласно Конституции, Россия определяется демократическим государством с республиканской формой правления. В Конституции закреплены принципы разделения властей и верховенство закона (Россия - правовое государство). 

Хотя по Конституции Россия - это демократическое государство с республиканской формой правления, но в действительности мы имеем дело с «президентской республикой», в которой глава государства обладает огромными полномочиями по формированию Правительства и выработке основных направлений внутренней и внешней политики. Это приводит к тому, что многие решения главы государства зависят от компетенции окружающих Президента лиц, а Правительство России - малосамостоятельно и постоянно находится под угрозой роспуска. 

Согласно Конституции 1993 г., Россия является федеративным государством. Закрепляя федеративное устройство России, Конституция вместе с тем породила его асимметрию, поскольку субъекты Федерации - республики, области, края и округа - на практике находятся не в равном политическом и экономическом отношениях. Кроме того, субъекты Федерации живут по конституциям (республики) и уставам (области), многие из которых не соответствуют Конституции РФ, нарушая её отдельные положения. 

Исходя из вышеприведенных аргументов можно заключить, что изучение вопросов государственной власти и форм ее осуществления имеет важное практическое значение. Таким образом, учитывая актуальность настоящего исследования, и тему работы обозначим цель, она обусловлена необходимостью изучения понятий государственной власти, всестороннего рассмотрения и анализа форм ее осуществления. 

Цель данной курсовой работы состоит в анализе понятия государства, а также исследовании его функций.

Для раскрытия поставленной цели были определен конкретные задачи, которые стоит решить:

1. Изучить основополагающие признаки  государства;

2. Выявить сущность государства;

3. Раскрыть внутренние и внешние функции государства;

4. Раскрыть основные и неосновные функции государства

Написание курсовой работы происходило при помощи следующих методов: диалектический, метода анализа и синтеза, сравнительно-правовой метод, а также метод обобщения всех приобретенных знаний по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

1 Понятие сущность государства

 

 

 

    1. Возникновение государства. Его цель и задачи

 

 

Государство признается продуктом развития общества, продуктом непримиримости противоречий между классами. Государство возникает там,  тогда, когда классовые противоречия объективно не могут примиряться, когда общество подразделяется на эксплуататоров, а также на эксплуатируемых. Везде, а также  всегда вместе с увеличением также укреплением данного деления образуется, а также развивается главный институт-государство, которое никаким образом не является силой, которая извне навязана обществу. Государством признается  продукт общества на существующей стадии развития; государством признается признание, что это общество было запутано в неразрешимых противоречиях, было расколото на непримиримые противоположности, от которых избавиться общество было бессильно. Необходима была сила, которая бы смогла усмирить столкновение, сдерживало общество в пределах «порядка». И данная сила, которая произошла из общества, которая поставила себя над ними, которое все более и более было отчуждено от него, признается государством1. Образованием государства признается приспособление общества к иным условиям, которое не устранили того, что происходило в производстве (т.е. в экономике), а напротив, является тем, что были сохранены иные экономические отношения частной собственности, происходило поддерживание их, они развивались. Экономическими отношениями признается базис, который признается причиной всех трансформаций, которые протекают в надстройке, к которой можно отнести также и государство.

Государством признается особая организация политических сил, которая находится у власти.

 

Государство характеризуется объединенным, публично-правовым, территориальным союзом и имеет длительную и сложную историю. Появления государства сокрыто в глубокой древности. Наука полагает, что государственный союз образовывался в борьбе нескольких родовых союзов за преобладания; борьба привела к победе одного рода или к примирительным соглашениям между несколькими родами и в результате над ними определялась единая власть. Укреплением данной власти задействовалось многими обстоятельствами: необходимостью держать в подчинении остаток недовольных, насильно присоединенных к союзу, а также рабов; необходимостью держать порядок внутри союза; авторитетом князя или царя, поддерживаемый его званием судьи и законодателя, религиозного руководителя и верховного жреца; и наконец, особенно, необходимостью обороняться от вооруженных нападений соседей. Государства появляются и упрочиваются с переходом от охотничьего и пастушески-кочевого быта к земледельческому. Община, осевшая на месте со всем своим добром и стадами, связавшая свою участь с засеянным полем и ожидаемым урожаем, естественно, вынуждена отстаивать и защищать свои владения от пришлой орды завоевателей, подвергающей все опустошению. Опасности нашествий рано заставляет провести в жизнь разделением труда между земледельцем, ведущим свое хозяйство, и воином, который сам не обрабатывает землю, но обороняет хозяйство своей общины. Судья, законодатель и жрец обретут новое звание - военачальника, и власть его приобретает новую опору в силе постоянного войска.

Ясно, что исторически государства образовываются раньше там, где климат и почва благоприятствуют земледельческому хозяйству: в южных плодородных странах, возле больших рек (Ассирия, Египет). Ясно также, что государства легче приобретают развитие и зрелости там, где море или горы дают обороне от нападений и, в то же время, где сухопутные или речные и морские пути сообщений помогают торговые сношений и делают постоянный прилив населений к центру и отлив из него в колонии (Греция, Рим). Понятно, что созданием могучего государства удавалось всегда энергичным и предприимчивым, трудолюбивым и в то же время воинственным народам. Государственная жизнь имела медленное развитие, и развития шло всегда рука об руку с развитием в душах людей правосознаний: самая сущность государства состоит во властвовании по праву, через право и ради права, и потому там, где чувство права и справедливости не развивалось, государственная власть делалась жертвой междоусобных столкновений и насильственных захватов.

Следовательно, государство появилось и упрочилось в поисках внутреннего порядка и внешней безопасности. Данным характеризуется, но не исчерпывается его значения и назначения. Властвуя на основании полномочий ("по праву"), выполняя свою власть посредством правовых велений и правомерной деятельности своих органов ("через право"), государство обладает своею первою задачей водворение на земле (как в своих пределах, так и в международных отношениях) правового порядка ("ради права"), т.е. борьбу с произволом и господством грубой силы. Эта первая и главная задача государственного союза должна привести при решении ее - к дружному сожительству людей как во внутренней жизни государства, так и в его внешних сношениях; государственный союз призван организовать правовое разрешения всех столкновений между отдельными гражданами и целыми государствами, а это приведет к исчезновению войн и к водворению на земле мира гражданского и международного.

Однако такое умиротворение жизни людей при помощи права может удастся только при том условии, если право будет давать справедливые решения, если оно будет справедливым правом. До тех пор, пока будут обделенные и неудовлетворенные, нарушение мира будет стоять у порога. Поэтому создание справедливого (естественного) права является одною из высших задач государства. Но так как справедливое право, по самой сущности своей, есть прежде всего морально верное право, то государство, разрешая эту задачу, оказывается работающим во имя нравственного развития человечества. Внешними, принудительными велениями невозможно, конечно, переродить мир человеческой души, но возможно приучить человека считаться со справедливыми правами и интересами других. Это означает, что государство как правовой союз имеет все те задачи, которые предстоит разрешать праву: государство должно стремиться к водворению в жизни людей справедливой, свободной, равной и братской совместной жизни.

Такое упорядочение и умиротворение внешней жизни людей при помощи справедливого права требует, чтобы государство принимало более деятельное участие в жизни граждан. Понятно, что союз, уполномоченный требовать от своих членов определенных денежных взносов и властно определять их размер (налоги), имеет возможность сделать чрезвычайно многое в деле устроения общественной жизни. И здесь перед государством открывается чрезвычайно широкое поле для деятельности, ведущей к хозяйственному устроению и духовному развитию народа. Задачи государства не ограничиваются водворением порядка, мира и справедливости; оно должно делать все возможное для того, чтобы народ не страдал не только от раздоров, войн и несправедливости, но и от голода, болезней, стихий природы и, главное, от духовной темноты.

Хозяйственная деятельность людей, предоставленная частной инициативе, нередко приходит в расстройство: неумение извлекать большой урожай из малого участка земли, отсутствие хороших, но дорогих орудий, недостаток капитала на промышленное или торговое обзаведение, недостаток быстрых и дешевых путей сообщения, наконец, неорганизованность всего народного хозяйства по единому плану, - все это нередко приводит к хозяйственным бедствиям, напр., неурожаю, разорению, недостатку товара, тяжело отзывающемуся на потребителе, или чрезмерному избытку товара, разоряющему производителя. Всему этому государство идет на помощь, обучая земледельца, помогая ему ссудами и заботясь о справедливом распределении земельной собственности (министерство земледелия), кредитуя и контролируя деятельность промышленников и торговцев (министерство торговли и промышленности), строя и улучшая дороги (министерство путей сообщения).

Особенную важность получают заботы государства об умственном развитии народа. Образование ума, расширение кругозора и углубление мысли необходимы человеку во всех отношениях, и прежде всего для того, чтобы исполнить свое высшее назначение: осуществить на земле жизнь духовно-значительную и нравственно-совершенную. Развитие ума есть путь к истинному знанию, благородной воле, чистому чувству и прекрасному искусству; для государства же к этому присоединяется еще необходимость создать развитое и твердое правосознание, невозможное среди умственно-отсталого народа. Вот почему основные задачи государства заставляют его взять на себя заботу о народном образовании, о всеобщем обучении и о поддержании наук и искусств (министерство народного просвещения). Вместе с заботами о поддержании внутреннего порядка (министерство внутренних дел) и внешних отношений (министерство иностранных дел), о военных силах государства (военное министерство), о собирании государственных доходов и распределении расходов (министерство финансов) и, наконец, о судебном применении права (министерство юстиции) - эти задачи входят всегда в основной круг государственной деятельности.

Однако это разнообразие государственных задач и разносторонность его деятельности совсем не должны приводить к мелочной опеке над жизнью граждан и отучать их от самодеятельности. Напротив: жизнь и деятельность самого государства должны быть проявлением самодеятельности граждан. Ведь государство не учреждение, возносящееся над гражданами, а корпорация, существующая ими, в них и через них. Государство есть союз, несомый и творимый гражданами, их самоотверженной и в то же время свободной самодеятельностью; поэтому задача государства состоит, между прочим, в том, чтобы воспитать и приучить граждан к общественному самоуправлению, наподобие того, как мораль приучает людей к внутреннему, личному самоуправлению. На этой основе покоится современное воззрение на государство как на корпорацию, привлекающую к своей деятельности широкие круги граждан и образующую для них живую школу самоуправления и самодеятельности.

    1. Возникновение и развитие теории правового государства

 

Правовое государство - государство, чья властная деятельность и взаимоотношения с гражданами основываются на праве. Данная идея встречается уже у выдающихся мыслителей античного общества. Она тесно связана с представлениями о государстве как организации (объединении) свободных людей в целях возможно лучшего существования, обеспечения справедливости (Аристотель, Цицерон), как продукте соглашения (договора) между людьми для достижения общей пользы и создания охраняющих ее законов (Эпикур).

Информация о работе Государство и его функции