Государство и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2015 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

В современное время тема курсовой работы «Государство и государственная власть, ее свойства и формы осуществления» является актуальной.
Приступая к обоснованию актуальности темы настоящей курсовой работы, прежде всего, стоит обратить внимание на проблемы становления новой российской государственности, здесь можно выделить в первую очередь проблемы государственно-институционального характера.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
1 Основные положения о государстве….…………………….….....………….…5
1.1 Основополагающие признаки государства…………..……………………….5
1.2 Сущность государства..……................................................................………..9
2 Функции государства…….………….….…………………...………...…..……13
2.1 Внутренние и внешние функции государства..….……………………….....13
2.2 Основные и неосновные функции государства ..………..........................….19
Заключение ………………………….…………………………………………….22
Глоссарий………………………………………………………………………….24
Список использованных источников …

Файлы: 1 файл

Государство и госвласть.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

На концептуально-теоретическом уровне идея правового государства берет начало в естественно-правовой доктрине, прежде всего это труды Ж.-Ж. Руссо и И. Канта, а эти мыслители видели в государстве сообщество людей, сформировавшееся под действием законов во имя торжества права. Под воздействием философских и правовых взглядов И. Канта в Германии сложилось целое направление, в работах его последователей (Р. Моль, В. Велькер, Р. Гнейст, Ф. Шталь и др.) идея правового государства получила дальнейшее развитие, в научный оборот было введено понятие "правовое государство", которое благодаря Р. Иерингу (известному немецкому правоведу) эта идея получила практическое выражение в Веймарской Конституции 1918 г. и широкое распространение.

В дореволюционной России идея правового государства получила развитие в трудах ученых-юристов либерального направления - В.М. Гессена, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, С.А. Котляровского, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина и др.

Так, согласно концепции Б.А. Кистяковского, суть правового государства заключается в том, что "весь народ, организованный как одно целое... правовая организация народа, обладающая во всей полноте, своею собственною, самостоятельною и первичною, т.е. ни от кого не заимствованною властью"*(55).

В России, как и в бывшем Советском Союзе, после Октябрьской революции, вплоть до начавшейся во второй половине 80-х гг. XX в. перестройки, идея правового государства распространения не получила. В условиях существовавшего в тот период тоталитарного режима у нее не было для популяризации никаких шансов. В советской юридической литературе теория правового государства критиковалась как буржуазная по своему характеру и за то, что будто бы напрямую выводила государство, его власть из права (Л.М. Каганович и др.).

К идее правового государства в СССР, которой с начала 60-х гг. предшествовала усиленно пропагандируемая теория общенародного государства и законности, вернулись в 80-е гг. прошлого века. Иначе говоря, идеи правовой государственности уже имели определенную исполнительную почву, ибо требования соблюдения законности, уважительного отношения к ней как принципу права во много созвучны с положениями теории правового государства.

В июне 1988 г. в Москве состоялась (после многодесятилетнего перерыва) Всесоюзная партийная конференция, которая открыла двери многим политическим реформам. В своей речи М.С. Горбачев поставил задачу построения социалистического правового государства. Безусловно, в условиях классовой экономики и доминирующей государственной собственности, воплотить идею правовой государственности, да еще на социалистической основе было невозможно. Но этот период в истории развития учения о правовом государстве не прошел даром. Впоследствии Конституция 1993 г. закрепила, что Российская Федерация - демократическое, федеративное, правовое государство, а человек, его права, свободы и интересы являются высшей ценностью (см. ст. 1, 2 и др.).

В результате идея правового государства в России в короткий срок не только приобрела широкое признание как общечеловеческая ценность и получила законодательное закрепление как основа нынешнего конституционного строя России, но и широкое научное признание*(56).

В обыденном сознании правовое государство принято воспринимать как государство, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Такое представление верно по сути, но недостаточно для полного и глубокого понимания природы правового государства.

В идее правового государства, если ее рассматривать исторически, принято выделять два момента (две составляющие):

1. Выдвижение на первый план  личности, ее прав и свобод, их  гарантированности;

2. Ограничение правом пределов  государственной власти, правовая регламентация механизма ее формирования и деятельности.

В правовом государстве для личности создаются условия, обусловливающие юридическую свободу, механизм правового обеспечения и стимулирования поведения гражданина, в основе которого лежит принцип: "Дозволено все, что не запрещено законом". В современный период в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных законов, которые закрепляют многообразие форм собственности, устанавливают единую для всех, стимулирующую развитие экономики налоговую систему, создают простор для инициативы людей, предоставляют им возможность почувствовать себя хозяевами.

Главная черта правового государства - это признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их защиту - важнейшей обязанностью государства.

Другая важная черта - установление и тем самым ограничение посредством права пределов государственной власти, которое направлено, во-первых, на устранение или, по крайней мере, сведение к минимуму возможных злоупотреблений властью. Имеется в виду следующее: государственные органы, должностные лица и государственные служащие руководствуются в своей деятельности принципом: "Дозволено только то, что прямо разрешается законом".

Во-вторых, такое ограничение предполагает официальное признание и закрепление тех сфер и блоков общественных отношений, вмешательство в которые со стороны государства либо вообще излишне (например, дела церкви, деятельность политических партий, профсоюзов, средств массовой информации), либо должно быть минимальным, причем строго регламентированным правом (например, создание и деятельность адвокатуры, нотариальных палат).

Именно в ограничении правом пределов деятельности государства, в правовой регламентации механизма его полномочий, наряду с юридическим обеспечением оптимального развития и охраны прав и свобод личности, заключается смысл и сущность правового государства. Право в этом случае выступает и как барьер на пути возможного произвола со стороны государственной власти, ущемления прав личности и сползания к диктатуре, и как особая юридическая гарантия утверждения и охраны прав и свобод человека и гражданина.

Цель правового государства заключается в том, что весь процесс формирования и деятельности государства проходит в строгих правовых границах с учетом норм не только внутригосударственного, но и международного права; посредством права также регламентируются пределы государственной деятельности, порядок создания, полномочия и функционирование всех государственных органов; в наиболее полном обеспечении и защите прав и свобод личности. При всей загруженности государства и другими многочисленными делами именно в этом его главное призвание, высшее предназначение.

 

 

1.3 Понятие и признаки государства

Понятие государства, его характеристики можно конкретизировать при раскрытии признаков, которые отличают его как от родового строя, так же и от негосударственных организаций общества. То есть, проводя анализ признаков государства углубляется знания о нем, подчеркивается его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества, а также самого важного общественно-политического института. К таким признакам можно отнести:

1. Территориальная организация  населения, а также осуществление публичной власти на территории государства. При догосударственном обществе, принадлежность индивида к тому либо другому роду была обусловлена кровным либо предполагаемым родством. При этом у рода часто не имелось, конкретной определенной территории, перемещение происходило с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения терял свое значение. На замену ему появился принцип его территориальной организации. У государства имеется строго локализованная территория, на которую распространяется его суверенная власть, а население, которое на ней проживает, перевоплощается в подданных либо граждан государства. Таким образом, создаются пространственные пределы государства, в которых прослеживается новый правовой институт — подданство либо гражданство2.

С территориальной организацией населения сопряжено не лишь образование государства, но также и начало складывания отдельных государств. А потому с указанных позиций понятия «государство» и «страна» в большинстве совпадают.

От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство стоит отличать, так как оно олицетворяет все население государства, распространяет на него свою власть. Профсоюзами, а также политическими партиями объединяются в своих часть населения, создаются добровольно по тем либо другим интересам.

2. Публичная (государственная) власть. Публичная власть так именуется она потому, что она, не совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Власть имелась и в догосударственном обществе, но это являлась непосредственной общественной властью, исходившей от всего рода, а также использовалась им для самоуправления. Ей же были необходимы ни в чиновники, ни в какой-либо аппарат. Отличительная особенность публичной (государственной) власти заключается в том, что она может воплощаться именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых создаются органы управления, а также принуждения (государственный аппарат). Без такого физического воплощения государственная власть представляет из себя только тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных органах, а также учреждениях, публичная власть является государственной властью, т.е. реальной силой, обеспечивающей государственное принуждение, насилие. Основная роль в реализации принуждения отводится отрядам вооруженных людей, а также специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).

3. Государственный суверенитет. Понятие «государственного суверенитета» возникло в конце средних веков, когда была потребность отделять государственную власть от церковной, а также придать ей исключительное, монопольное значение. Нынешний суверенитет является обязательным признаком государства. Государства, которое его не имеет,— это колония или доминион.

Сущность суверенитета, как свойства (атрибута) государственной власти, состоит в ее верховенстве, самостоятельности, а также в независимости3. Верховенство государственной власти внутри государства заключается: а) универсальность ее властной силы, распространяющейся на все население, все партии, а также на общественные организации данного государства; б) ее прерогативы (государственная власть имеет право отменять, признавать ничтожными всякое проявление каждой иной общественной власти, если последней нарушаются законы); в) существование у нее средств воздействия, которыми никакая иная общественная власть не располагает (армия, полиция, тюрьма и др.).

Самостоятельность, а также независимость государственной власти от любой иной власти внутри государства, а также вне ее заключается в ее исключительном, монопольном праве свободно разрешать все свои дела.

В СССР, а также в бывших социалистических государствах государственная власть не являлась ни верховной, ни самостоятельной, ни независимой, так как выше нее находилась власть партийная. Государством проводились в жизнь партийные директивы, являлось исполнительным инструментом правящей партии. Все это вызывало ослабление государственной власти, явилось одной из причин глобального кризиса общества, а также государства. В юридической литературе выделяют три основных свойства суверенитета: верховенство, единство государственной власти, а также независимость4.

4. Неразрывная связь государства  и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства5.

Иногда в виде главных признаков государства указывают на единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны, а также внешней политики. Но указанные признаки не стоит относить к важнейшим, определяющим. Они в большей мере являются вспомогательными, дополнительными.

5. Всеобъемлющий общеобязательный характер государственных актов устанавливаются исключительными полномочиями государства реализовывать правотворчество, т.е. принимать, изменять либо отменять юридические нормы, распространяющие свое действие на все население государства, исключения составляют лица, которые обладают правом дипломатического иммунитета.

Государственная власть проявляет себя, прежде всего посредством нормативного правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами общества, т.е. оформляется его правовая организация6.

6. Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

Таким образом, с учетом перечисленных признаков государство можно определять как властно-политическую организацию общества, которая обладает государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления, а также принуждения, которая устанавливает правовой порядок на конкретной территории.

К признакам государства относятся: территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах; публичная (государственная) власть; государственный суверенитет; неразрывная связь государства и права; всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства; государственная казна.

Таким образом, под государством понимается особая организация политической власти общества, которая располагает специальным аппаратом принуждения, которая выражает волю, а также интересы господствующего класса либо всего народа. Можно выделить следующие признаки отличающие государство от родоплеменной организации: публичная власть, которая не совпадает со всем населением, которая обособлена от него, разделение подданных не по кровнородственному, а лишь по территориальному признаку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Понятие, свойства и признаки государственной власти

 

2.1 Понятие и свойства государственной власти

Информация о работе Государство и его функции