Государство и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2015 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

В современное время тема курсовой работы «Государство и государственная власть, ее свойства и формы осуществления» является актуальной.
Приступая к обоснованию актуальности темы настоящей курсовой работы, прежде всего, стоит обратить внимание на проблемы становления новой российской государственности, здесь можно выделить в первую очередь проблемы государственно-институционального характера.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
1 Основные положения о государстве….…………………….….....………….…5
1.1 Основополагающие признаки государства…………..……………………….5
1.2 Сущность государства..……................................................................………..9
2 Функции государства…….………….….…………………...………...…..……13
2.1 Внутренние и внешние функции государства..….……………………….....13
2.2 Основные и неосновные функции государства ..………..........................….19
Заключение ………………………….…………………………………………….22
Глоссарий………………………………………………………………………….24
Список использованных источников …

Файлы: 1 файл

Государство и госвласть.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Способы и формы осуществления государственной власти определяются, прежде всего, формой самого государства. Серьезное влияние оказывает культура, исторические традиции, религиозные воззрения, национальные особенности, природные условия и другие факторы. Форма государства — это форма правления, форма территориального устройства и форма государственного режима.

Форма правления определяет структуру высших органов государственной власти и распределение компетенции 2 формы правления: монархия и республика. Способы и формы осуществления государственной власти сильно отличаются в этих государствах:

При монархии – верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Существуют разновидности монархической формы правления. Абсолютная монархия – такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу – царю, королю, императору. Конституционная монархия – такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Эти ограничения устанавливаются конституцией. Дуалистическая монархия характеризуется двойственным характером: юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Республика – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Существуют разновидности республиканской формы:

Парламентская республика – такая форма правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формирует парламентское большинство (той партией, которой принадлежит большинство голосов в парламенте). Глава государства избирается или парламентом или парламентской коллегией. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. 

Президентская республика – это такая форма правления, при которой наряду с парламентаризм соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. При этой форме у президента большие полномочия, правительство подотчетно президенту, а не парламенту. 

Сильное влияние на способы и формы государственного управления оказывает форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер осуществления государственной власти на местах, взаимоотношений между центральными и местными органами. Различаются формы территориального устройства: унитарная и федеративная (существует еще конфедерация)13.

Унитарное государство. Для такой формы характерны единые для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, через которые осуществляется государственная власть на местах. 

Федерация. В разных странах формы осуществления государственной власти имеют особенности. Территория состоит из территорий субъектов федерации и способы и формы осуществления государственной власти на местах могут быть различны. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральному центру и осуществляется через федеральные органы. Субъекты федерации обладают теми правами, которые им делегировал федеральный центр, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы через которые осуществляют власть на местах14.

Конфедерация. При таком устройстве конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов и государственная власть осуществляется государственными органами субъектов конфедерации.

Форма государственного режима (демократическая и антидемократическая) определяет способы и методы осуществления государственной власти.

Антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государственной власти над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой, идеологией, социальной, культурной жизнью общества). Различаются режимы: олигархический — власть немногих, финансово-олигархический — власть немногих наиболее богатых, авторитарный (автократический, диктаторский) — власть в руках одного человека15.

Демократические режимы создают механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти через выборы, реализую реальное разделение властей на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), которые выполняют свойственные только им задачи и функции.

Способы осуществления государственной власти объясняет понятие «государственный режим». Это категория, выражающая меру и характер участия субъектов государственного обобщения (граждан и подданных, социальных групп, общественных объединений) в формировании и осуществлении государственной власти. Различаются режимы и авторитарные (диктаторские) и демократические.

Авторитаризм означает такой способ публично-властного, государственного управления общественными отношениями, при котором сигналы обратной связи, показывающие реакцию общества на управление, блокируются и не воспринимаются организацией власти. В условиях авторитаризма нет свободы выражения мнений, свободных выборов, свободы объединений и других политических свобод (либо они существенно ограничены). Здесь нет легальных оппозиционных политических партий, не контролируемых властью профсоюзов либо власть чинит препятствия деятельности оппозиционных организаций. Средства массовой информации контролируются авторитарной властью в зависимости от меры жесткости авторитарного режима16.

Тоталитаризм - это не просто крайний вариант авторитаризма. Это разновидность деспотии, рецидив деспотии в XX в. в эпоху индустриального развития. Деспотия - ничем не ограниченная власть, власть над несвободными, опирающаяся на насилие или угрозу его применения. При тоталитаризме нет никакой свободы - политической, экономической, духовной и т.д. Этот режим создает общество, основанное на внеэкономическом, т.е. чисто силовом, принуждении. 

Демократия в современном смысле этого понятия означает формально равное участие полноправных граждан в формировании и осуществлении государственной власти. Принцип демократии - это формальное равенство в политике, формальное равенство политических идеологий и объединений, партий, формально равная для всех субъектов государственно-правового общения возможность участвовать в формировании государственной воли17.

Принято различать непосредственную (прямую) и представительную форму демократии. 

Обычно демократию объясняют как «народовластие». Имеется в виду народ как некий абстрактный субъект власти. Власть демократическая претендует на выражение воли народа. Но реально в современном демократическом государстве нет никакой «власти народа», тем более «непосредственной власти народа», а есть демократически организованная государственная власть18.

Таким образом, способы и формы осуществления государственной власти определяются, прежде всего, формой самого государства. Серьезное влияние оказывает культура, исторические традиции, религиозные воззрения, национальные особенности, природные условия и другие факторы. Форма государства — это форма правления, форма территориального устройства и форма государственного режима.

 

Заключение

 

 

Проведя анализ в данной курсовой работе можно сделать следующие выводы:

1. К признакам можно отнести: территориальная организация населения, а также осуществление публичной власти на территории государства; публичная власть, государственный суверенитет; неразрывная связь государства и права; всеобъемлющий общеобязательный характер государственных актов устанавливаются исключительными полномочиями государства реализовывать правотворчество, т.е. принимать, изменять либо отменять юридические нормы, распространяющие свое действие на все население государства, исключения составляют лица, которые обладают правом дипломатического иммунитета. С учетом перечисленных признаков государство можно определять как властно-политическую организацию общества, которая обладает государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления, а также принуждения, которая устанавливает правовой порядок на конкретной территории.

2. под сущностью государства понимается то, что определяет его содержание, назначение, а также функционирование. Под государством понимается организация политической власти, которая является необходимой для выполнения как сугубо классовых, задач, так и общих дел, которые вытекают из природы каждого общества. Вопрос о сущности государства является вопросом о том, кому относится государственная власть, кто ее реализует и в чьих интересах.

3. Под внутренними функциями государства понимаются значимые направления разнообразной внутренней деятельности государства, которые обусловлены необходимостью раз решения стоящих пред ним внутренних задач, насколько многочисленных, настолько различных. Ими затрагиваются практически все области жизни общества, а также самого государства: экономические, социальные, политические, духовные, финансовые и др.

Под внешними функциями государства понимаются значимые на управления деятельности государства, которые непосредственным образом связанны с решением стоящих перед ним на международной уровне целей. К внешним функции государства можно отнести: функцию интеграции России в мировую экономику, функцию обороны, поддержания мирового порядка, функцию внешнеэкономического сотрудничества, а также широкого привлечения иностранных инвестиций, функцию совместного разрешения с иными государствами глобальных энергетических, экологических, демографических, а также других существующих проблем.

Таким образом, на основании проведенного исследования, возможно сформулировать следующие выводы.

1. Государственная власть есть  концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путём использования различных методов, в том числе и государственного принуждения и военной силы. К основным свойствам государственной власти относятся: сила; публичность; суверенитет; универсальность; исключительное право на издание общеобязательных правил поведения – юридических норм.

3. способы и формы осуществления государственной власти определяются, прежде всего, формой самого государства. Серьезное влияние оказывает культура, исторические традиции, религиозные воззрения, национальные особенности, природные условия и другие факторы. Форма государства — это форма правления, форма территориального устройства и форма государственного режима.

4. признание обществом законности, правомерности официальной власти — это фундаментальная ее характеристика. Говоря о легитимности, необходимо обратить внимание на то, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием государственной власти народом, т.е. легитимностью государственной власти. Соответственно, следует различать понятия «легитимность власти» (общественное признание ее законности) и «легальность власти» (правовое, формальное ее закрепление).

 

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Государство

 особая организация общества, объединённая  общими социальными, культурными  интересами, занимающая определённую  территорию, имеющая собственную  систему управления, систему безопасности  и обладающая внутренним и  внешним суверенитетом

2

Гражданское общество

совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп

3

 Государственная власть

публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение

4

Государственный суверенитет

присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях

5

 Гражданство

устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности

6

Конституция

основной закон (закон законов) государства

7

Легитимность власти

качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в её праве подчинять

8

Меры защиты

разновидность правового принуждения, обеспечивающая исполнение юридической обязанности и гарантирующая реализацию права

9

Метод правового регулирования

совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений

10

Политическая система общества

упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть

Информация о работе Государство и его функции