Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 18:26, курсовая работа
Описание работы
Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии правового государства, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики.
Содержание работы
Введение. 3 Глава 1. Гражданское общество: содержание, структура, признаки. 9 1.1. Понятие гражданского общества. 9 1.2. Структура гражданского общества. 11 1.3. Признаки гражданского общества. 13 1.4. Специфика формирования гражданского общества в России. 15 Глава 2. Правовое государство. 18 2.1. Понятие правового государства. 18 2.2. Основные признаки правового государства. 20 Заключение. 30 Список литературы.. 33
На основании идей политико-правовой
линии можно сформулировать основные
признаки правового государства:
- господство права во всех сферах общественной
жизни, связанность законом самого государства,
всех его органов, должностных лиц, граждан;
- «разделение властей», наличие эффективных
форм контроля за осуществлением закона;
- незыблемость свободы личности, ее прав,
чести и достоинства, их охрана и гарантии;
- взаимная ответственность государства
и личности.
2.2. Основные признаки правового
государства
Верховенство закона во всех сферах общественной
жизни
В системе правовых ценностей высшей
формой выражения, организации и защиты
свободы людей является закон. В законах
государство устанавливает общеобязательные
правила поведения, которые должны максимально
учитывать объективные потребности общественного
развития на началах равенства и справедливости.
Именно поэтому закон обладает высшей
юридической силой. Все другие правовые
акты должны соответствовать закону. Законы
регулируют наиболее важные, стержневые
стороны общественной жизни. Подзаконные
акты, тем более ведомственные, при необходимости
могут лишь конкретизировать некоторые
положения законов. Но они не совершенствуют
и не изменяют законов.
Основной закон государства - это Конституция.
В ней сформулированы правовые принципы
государственной и общественной жизни.
Конституция представляет собой общую
правовую модель общества, которой должно
соответствовать се текущее законодательство.
Никакой другой правовой акт государства
не может противоречить Конституции.
Верховенство закона, и, прежде всего
Конституции, создает прочный режим правовой
законности, стабильность справедливого
правового порядка в обществе.
Следом за Конституцией по юридической
силе идут законы. Законы издаются по основным
вопросам жизни общества. Они непосредственно
выражают волю государства. Все остальные
НПА издаются на основе и во исполнение
законов. Законы не подлежат утверждению
со стороны другого государственного
органа, кроме высшего представительного.
Законы могут быть изменены или отменены
только другими законами.
Кроме законов в систему законодательства
входят подзаконные акты правительства,
министерств и ведомств. Они регулируют
отношения в пределах своей компетенции,
внутри соответствующих областей экономики
и подзаконные акты местных органов власти
(регулируют вопросы местного значения).
В правовом государстве главное место
по объему регулирования занимают законы.
Число подзаконных актов должно быть как
можно меньше. Очень важен вопрос о прямом
действии законов, чтобы закон не обрастал
инструкциями.
В правовом государстве должна существовать
система контроля за тем, чтобы в законах
проявилась общенародная, а не индивидуальная
или групповая воля. Верховенство закона,
не отвечающая общечеловеческим ценностям,
может принести к установлению диктатуры
система контроля должна гарантировать
соблюдение законности, не допускать произвол.
В правовом государстве эти функции будут
возложены на судебную систему. Суды являются
проводниками Конституции. Они должны
обладать правом проверки законности
действий законодательной и исполнительной
властей. На практике важна не сама Конституция,
она является декларацией, а конституционная
система, в которую входит судебная система
конституционного надзора.
Конституционные суды, Верховные суды
и суды нижестоящие в правовом государстве
должны обладать огромной силой. Для этого
суды должны быть независимы. Судьи должны
избираться пожизненно, чтобы иметь возможность
решать вопросы, не опираясь на мнение
людей, стоящих у власти.[9]
Система разделения властей в правовом
государстве
По своей природе, по задачам и функциям
деятельность государства неоднородна.
Она делится на законодательную, исполнительную
и судебную. Автором концепции разделения
властей» в ее классическом варианте явился
Монтескье. При разработке он опирался
на опыт своих предшественников: Платона,
Аристотеля, Локка.
В работе «О духе законов» Монтескье
писал: «Когда законодательные исполнительные
силы объединены в одном и том же человеке
или органе магистратуры, то свобода невозможна,
так как могут возникнуть опасения, что
тот самый монарх или тиран сможет ввести
тиранические законы. Опять же свободы
не может быть, если судебная власть не
разделена с законодательной и исполнительной.
Если она объединена с законодательной
властью, жизнь и свободы субъекта будут
подвержены произвольному контролю, судья
превращается в законодателя. Если она
объединена с исполнительной властью,
то судья может поступать со всей жестокостью
угнетателя».
Этот принцип стал фундаментальным Французской
Декларации прав человека, принятой в
1879 году. В ней говорится: « любое общество,
в котором гарантии прав не защищены или
разделение властей не определено, не
имеет конституции вообще».
Суть принципа разделения властей (позже
в США это получило название система проверок,
сдержек, балансов и противовесов) заключается
в том, что существует законодательная
власть (конгресс, парламент). В ее компетенцию
входит принятие законодательных актов.
Существует исполнительная власть в лице
Президента, премьер-министра, которые
совместно с государственным аппаратом
организует управление страной, исполнение
законов на территории страны. И судебная
власть, в задачу которой входит контроль
за тем, чтобы эти 2 власти осуществляли
свою деятельность на основе и во исполнение
Конституции и других законодательных
актов. На современном этапе Конституции
всех стран признали разделение властей,
как основополагающий.
Принцип разделения властей имеет огромное
социальное значение. В своем идеале он
должен означать, что решения, имеющие
большое значение для народа, не могут
быть приняты до тех пор, пока по этому
вопросу не достигнуто соглашение со стороны
всех ветвей власти. В противном случае,
сосредоточенная в одних руках власть,
будет принимать только выгодные для себя
законы, будет использовать политические
привилегии в своих интересах, в ущерб
интересам народа.
Законодательная власть – высшая власть
в государстве, так как законы обязательны
для всех. Исполнительная власть обладает
большими правами, в том числе правом законодательной
инициативы, правом вето, но ее деятельность
должна быть подзаконна. Значение независимости
судебной власти огромно как в интересах
государства, так и в интересах отдельной
личности. Судьи должны быть независимы
от политических симпатий и интриг, и должны
подчинятся только закону. Но принцип
разделения властей не должен означать
их разделения на уровне противоречия.
Властность, как основной признак государства
должна быть единой и целостной. Это единство
не позволяет ставить вопрос, какая власть
важнее? Иначе возникает ситуация, характерная
для сегодняшней России. Борьба властей
приводят к усилению коррупции, развалу
экономики, снижению жизненного уровня
народа.[10]
Реальность прав личности, обеспечение
ее свободного развития
В социально-политической жизни свобода
человека выступает как его право. Правовое
государство признает за индивидом определенную
сферу свободы, за пределы которой вмешательство
государства недопустимо.
Правовой характер свободы индивида
проявляется в различных сферах общественной
жизни. Например, это права индивида на
положительные действия государства в
его интересах: право на неприкосновенность
личности, право на образование, социальное
обеспечение, судебную защиту и тому подобное.
Степень развитости и гарантированности
свобод личности обусловливается зрелостью
правовых начал государственности, экономическими
и духовными предпосылками.
Когда говорят о правовом государстве,
то в первую очередь имеют в виду его социальность:
какие права и свободы провозглашены в
этом государстве и как граждане могут
пользоваться этими правами, как государство
заботится о своих гражданах. Правовое
государство не может создаваться на пустом
месте. На пути его построения очень важны
обычаи и преемственность.
Все права и свободы можно разделить
на 3 большие группы:
- гражданские права и свободы. Они охватывают
фундаментальные аспекты свободы человека,
выражают основы существования человечества.
Это право на жизнь, на свободу и личную
неприкосновенность, неприкосновенность
жилища, свободу передвижения, выбор места
жительства, свободный выезд и въезд в
любую страну, право на свободу мысли,
слова и т.д.
- политические права и свободы. Это право
на свободу мирных собраний, право на участие
в управлении страной, право участия в
выборах, т.е. право избирать и быть избранным.
- экономические, социальные и культурные
права и свободы. Это право на труд, на
отдых, на бесплатное медицинское обслуживание
в системе государственного здравоохранения,
право на социальное обеспечение по старости,
в случае нетрудоспособности, право на
образование. Право на частную собственность,
т.е. каждый имеет право владеть, пользоваться
и распоряжаться своим имуществом.
Кроме того, гражданин имеет право защищать
свои права всеми способами, не противоречащими
закону.[11]
Но любое демократическое общество встает
перед проблемой того, каким образом защитить
провозглашенные права и свободы граждан.
Гарантии прав и свобод – это условия,
средства, меры, направленные на обеспечение
практического их осуществления, на их
охрану и защиту. Гарантии должны быть
экономические, политические, правовые.
Правовые гарантии – это прежде всего
НПА, издаваемые государство, устанавливающие
порядок реализации прав и свобод, предусматривающие
меры по их охране и защите, ответственность
за их нарушения.
Государственные органы не должны обладать
чрезвычайно широкими полномочиями, что
позволяло бы им вмешиваться в действительность
людей.
Взаимная ответственность государства
и личности
Отношения между государством как носителем
политической власти и гражданином как
участником ее формирования и осуществления
должны строиться на началах равенства
и справедливости. Государство берет на
себя обязательство обеспечивать справедливость
в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь
праву, государственные органы не могут
нарушать его предписания и несут ответственность
за нарушения или невыполнение этих обязанностей.
Обязательность закона для государственной
власти обеспечивается системой гарантий,
которые исключают административный произвол.
К ним относятся: ответственность депутатов
перед избирателями, ответственность
правительства перед представительными
органами, дисциплинарная и уголовная
ответственность должностных лиц государства
любого уровня за невыполнение своих обязанностей
перед конкретными субъектами права.
На тех же правовых началах строится
ответственность личности перед государством.
Применение государственного принуждения
должно носить правовой характер, не нарушать
меру свободы личности, соответствовать
тяжести совершенного правонарушения.
Правовой характер взаимной ответственности
государства и личности - это важная составная
часть складывающегося в обществе права.
К числу дополнительных факторов и условий
становления правового государства, видимо,
можно отнести следующие:
- преодоление правового нигилизма
в массовом сознании;
- выработка высокой политико-правовой
грамотности;
- появление действенной способности
противостоять произволу;
- разграничение партийных и
государственных функций;
- установление парламентской системы
управления государством;
- торжество политико-правового
плюрализма;
- выработка нового правового
мышления и правовых традиций,
в том числе:
а) преодоление узконормативного восприятия
правовой действительности, трактовка
права как продукта властно-принудительного
нормотворчества;
б) отказ от догматического комментирования
и апологии сложившегося законодательства;
в) преодоление декоративности и декларированности
юридических норм;
г) выход юридической науки из самоизоляции
и использование общечеловеческого опыта.[12]
Государство, провозглашая права и свободы
граждан, наделяет их и обязанностями,
т.е. личность и государство вступают в
правоотношения, т.е. отношения, в которых
субъекты реализуют свои права и обязанности.
На сколько равноправны стороны в этих
отношениях, по этому можно судить о правовом
государстве.
Обязанности записаны в Конституции.
Каждый гражданин должен, в первую очередь,
соблюдать Конституцию, законы, нормы
права, уважать права и свободы других
граждан.
Правовое государство имеет определенные
обязанности перед своими гражданами.
Для выполнения своих обязанностей государство
выполняет ряд функций:
- Хозяйственно-организационную, в которой
помимо прочих входит контроль за мерой
труда и мерой потребления, налоговая
политика и др. Государство должно следить,
чтобы не политика, а экономика определяла
экономическое развитие общества.
- В обязанности государства входит правоохранительная
функция.
- Социальная. Правовое государство должно
обеспечить приемлемую жизнь для всех
своих граждан. Это налоговое регулирование,
обеспечение занятости населения, поддержка
безработных. В обязанности государства
входит поддержка здравоохранения, образования,
пенсионного обеспечения, культуры, науки.
- Экологическая. Правовое государство
заинтересовано в сохранении окружающей
среды и оно должно сделать все, чтобы
производство и контроль были сосредоточены
в одних руках.
- Функция правосудия. В демократическом
государстве очень важно соблюдение демократических
основ правосудия. Это:
- Осуществление правосудия только судом
- Образование судов на основе выборности.
- Независимость судов.
- Право граждан на судебную защиту
- Презумпция невиновности
- Функция обороны от внешних врагов.
За невыполнение своих обязанностей
граждане несут ответственность. Особое
место принадлежит юридической ответственности.
Юридическая ответственность имеет целью
показать правонарушителю, точнее оказать
воспитательное воздействие на окружающих.
Каждому виду правонарушения соответствует
особый вид юридической ответственности:
уголовная, административная, гражданско-правовая,
дисциплинарная.
В правовом государстве должны неукоснительно
соблюдаться принципы юридической ответственности
– законность, справедливость, целесообразность.
В правовом государстве не только граждане
несут ответственность за не выполнение
своих обязанностей, но и государство,
все его органы и должностные лица несут
ответственность за свои действия перед
гражданами. Речь идет о взаимной ответственности
государства с одной стороны и всех кто
вступает с ним в правоотношения, с другой.
Общество нуждается в контроле государством
и его органами. Известно, что некоторые
представители власти злоупотребляют
своими служебными полномочиями, существует
взяточничество.