Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 18:26, курсовая работа
Описание работы
Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии правового государства, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики.
Содержание работы
Введение. 3 Глава 1. Гражданское общество: содержание, структура, признаки. 9 1.1. Понятие гражданского общества. 9 1.2. Структура гражданского общества. 11 1.3. Признаки гражданского общества. 13 1.4. Специфика формирования гражданского общества в России. 15 Глава 2. Правовое государство. 18 2.1. Понятие правового государства. 18 2.2. Основные признаки правового государства. 20 Заключение. 30 Список литературы.. 33
По сути дела, интересы меньшинств в гражданском
обществе выражают различные социальные,
политические, культурные и прочие союзы,
группы, блоки, партии. Они могут быть как
государственными, так и независимыми.
Это позволяет отдельным людям осуществлять
свои права и обязанности граждан демократического
общества. Посредством участия в этих
организациях разнообразными способами
можно оказывать влияние на принятие политических
решений.
Гражданское общество существует и функционирует
в противоречивом единстве с государством.
При демократическом режиме оно взаимодействует
с государством, при тоталитарном - стоит
в пассивной или активной оппозиции к
государству.
Признаками высокоразвитого гражданского
общества являются:
1. Наличие собственности в распоряжении
людей (индивидуальное или коллективное
владение).
2. Наличие развитой многообразной структуры,
отражающей многообразие интересов различных
групп и слоев, развитой и разветвленной
демократии.
3. Высокий уровень интеллектуального,
психологического развития членов общества,
их способность к самодеятельности при
включенности в тот или иной институт
гражданского общества.
4. Законообеспеченность населения, т.е.
функционирование правового государства.
1.2. Структура гражданского общества
Гражданское сообщество включает всю
совокупность межличностных отношений,
которые развиваются вне рамок и без вмешательства
государств, а также разветвленную систему
независимых от государства общественных
институтов, реализующих повседневные
индивидуальные и коллективные потребности.
Поскольку повседневные интересы граждан
неравнозначны, постольку и сферы гражданского
общества имеют определенную соподчиненность,
которую можно выразить следующим образом.
Базовые человеческие потребности в
пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие
жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют
производственные отношения, составляющие
первый уровень межличностных взаимосвязей.
Эти потребности реализуются через такие
общественные институты, как профессиональные,
потребительские и иные объединения и
ассоциации.
Потребности в продолжении рода, здоровье,
воспитании детей, духовном совершенствовании
и вере, информации, общении, сексе и т.д.
реализует комплекс социокультурных отношений,
включающий семейно-брачные, религиозные,
этнические и иные взаимодействия. Они
образуют второй уровень межличностных
взаимосвязей. Потребности данного уровня
удовлетворяются в рамках таких институтов,
как семья, церковь, образовательные и
научные учреждения, творческие союзы,
спортивные общества и т.д.
Наконец, третий, высший уровень межличностных
отношений составляют политико-культурные
отношения, которые способствуют реализации
потребности в политическом участии, связанных
индивидуальным выбором на основе политических
предпочтений и ценностных ориентаций.
Этот уровень предполагает сформированность
у индивида конкретных политических позиций.
Политические предпочтения индивидов
и групп реализуются с помощью групп интересов,
политических партий, движений и т.д.
В гражданском обществе разрабатывается
единый комплекс основополагающих, осевых
принципов, ценностей, ориентаций, которыми
руководствуются в своей жизни все члены
общества, какое бы место в общественной
пирамиде они не занимали. Этот комплекс,
постоянно совершенствуясь, обновляясь,
скрепляет воедино общество и определяет
основные характеристики как экономической,
так и политической его подсистемы. Экономика
и политика составляют функции гражданского
общества. Экономическая и политическая
свободы - формы проявления более фундаментальной
свободы человека как члена общества,
как самоценной личности.
Гражданское общество можно представить
как своего рода социальное пространство,
в котором люди взаимодействуют в качестве
независимых друг от друга и от государства
индивидов. Основа гражданского общества
- цивилизованный, самодеятельный, полноправный
индивид, поэтому, естественно, что сущность
и качество общества зависит от качества
составляющих его личностей. Формирование
гражданского общества неразрывно связано
с формированием идеи индивидуальной
свободы, самоценности каждой личности.
Возникновение гражданского общества
обусловило разграничение прав человека
и прав гражданина. Права человека обеспечиваются
гражданским обществом, а права гражданина
- государством. В обоих случаях речь идет
о правах личности, но если в первом случае
имеют в виду ее права как отдельного человеческого
существования на жизнь, свободу, стремление
к счастью и т.д., то во втором случае - ее
политические права. Очевидно, что в качестве
важнейшего условия существования как
гражданского общества, так и прав государства
выступает личность, обладающая правом
на самореализацию. Оно утверждается благодаря
признанию права индивидуальной, личной
свободы каждого человека.
1.3. Признаки гражданского общества
Основными признаками гражданского общества
являются:
- наиболее полное обеспечение
прав и свобод человека и
гражданина;
- самоуправляемость;
- конкуренция образующих его
структур и различных групп
людей;
- свободно формирующееся общественное
мнение и плюрализм;
- всеобщая информированность и
прежде всего реальное осуществление
права человека на информацию;
- жизнедеятельность в гражданском
обществе базируется на принципе
координации. В отличие от государственного
аппарата, который построен на
основе принципа субординации, т.е.
система строгого подчинения
“младших старшим”.
Существование гражданского общества
основывается на определенных рациональных
нормах, для сохранения и обеспечения
действия которых специально создаются
учреждения и механизмы, не известные
традиционному обществу. По-видимому,
можно сказать, что гражданское общество
возникает на определенном основании,
которое построено из материала, не известного
традиционному обществу, хотя некоторые
его компоненты могут вырабатываться
в условиях этого общества.
В свою очередь, гражданское общество
стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно
определился в выборе жизненных целей
и ценностей. Но в то же время, добиваясь
этой цели, в гражданском обществе не всегда
удается достигнуть согласия между собой,
избежать конфликтов, т.к. большинство
из нас хотят в основном одного и того
же, “но для себя и добиваются желаемого
по-своему”. Однако гражданское общество
стремится оберегать людей от всякого
рода столкновений, тем самым избегая
различных конфликтов. Все это постепенно
приводит к выделению, в качестве самостоятельной
ценности в обществе, гражданских прав
и свобод каждого индивида, в частности
речь идет о таких правах как право на
жизнь, на личную неприкосновенность,
на свободное выражение своих мыслей,
на частную собственность, право на свободное
объединение в союзы, партии.
Уже говорилось о том, что общество специально
не создается, оно возникает на определенном
основании, но в свою очередь нельзя упускать
из вида тот факт, что некоторые институты
гражданского общества создаются в интересах
самого общества в целом, общественной
для общественной пользы и выгоды, для
государственной целесообразности.
Исходя из сказанного, можно дополнить
к вышеуказанным признакам гражданского
общества следующее:
- возникновение гражданского общества
на определенных основаниях, не
исключая и того момента, что
некоторые институты гражданского
общества создаются в интересах
самого общества в целом и
государственной рационализации;
- недопустимость гражданским обществом
конфликтов между самими членами
общества.
1.4. Специфика формирования гражданского
общества в России
Несмотря на начавшиеся в 1985 году преобразования,
проблема формирования предпосылок гражданского
общества пока решается медленно. Перераспределение
собственности через приватизацию не
привело, как ожидалось, к созданию многочисленного
среднего класса. Собственность в большинстве
своем хотя и перестала быть государственной,
однако осталась в руках представителей
прежнего класса уже как частная собственность.
Экономическая политика государства
пока недостаточно стимулирует формирование
предпосылок для увеличения численности
среднего класса. Имевшие место обесценивание
денежных вкладов, достаточно высокий
уровень инфляции, сильный налоговый процесс,
ограничивающий предпринимательскую
деятельность, отсутствие развитой частной
собственности на землю не позволяли делать
серьезные вложения средств в производство,
в землю, не способствовали становлению
зрелого гражданина с неотъемлемыми правами
и обязанностями.
На пути формирования гражданского общества
в России в настоящее время существует
еще ряд трудностей, и прежде всего устойчивые
стереотипы, система ценностей, сформированные
коммунистическим режимом, которые отторгают
многие экономические, социальные и культурные
предпосылки гражданского общества. У
значительной части (если не у большинства)
населения вызывают психологический дискомфорт
такие фундаментальные, базовые ценности,
на которых строится гражданское общество,
как частная собственность, экономическое
и социальное неравенство, конкуренция,
а также отсутствие многих социальных
гарантий, которые были прежде. Вследствие
известных ошибок и просчетов реформаторов
внедрение этих универсальных ценностей
в сознание российских граждан осуществляется
в условиях постоянного падения уровня
жизни большинства населения. Это и определяет
его реакцию отторжения важнейших ценностей
- конкуренции, демократии, рынка.
Значительный отпечаток на процесс формирования
гражданского общества накладывает форсированный
характер процесса гражданской модернизации,
когда в сжатые сроки одновременно решаются
задачи, доставшиеся от исторически различных
этапов. Изменение материального положения
различных групп приводит к слишком быстрой
и радикальной трансформации прежней
социальной структуры. Это обстоятельство
порождает конфликты государства с различными
профессиональными и социальными группами,
что находит свое выражение в массовых
забастовках, стачках, пикетах, голодовках.
Осложняет процесс кристаллизации автономной
личности и то обстоятельство, что создание
рыночных отношений и переход от тоталитаризма
к демократии совпали по времени с процессами
национального самоопределения этносов
и социальной стратификации на основе
отношений собственности. Совпадение
этих тенденций делает процесс формирования
гражданского общества неустойчивым и
даже отчасти возвратным. Ведь в реальной
жизни противоречиво переплетаются различные,
порой противоположные по своей направленности
интересы и потребности социальных групп,
что снижает возможности управления процессами
формирования нормальных экономических,
социальных, национальных и других интересов.
Наиболее негативным последствия снижения
регулятивной функции государства является
формирование существенного разрыва в
уровне доходов небольшой группы людей
и большинства бедного населения. В этих
условиях государству еще многое предстоит
сделать, чтобы оно могло стать гарантом
поступательности процесса формирования
гражданского общества, создать надежные
правовые, экономические, политические
и культурные предпосылки для самореализации
индивидов и групп, удовлетворения их
повседневных потребностей. Само же государство
должно на практике все больше приобретать
признаки правового государства. Очевидно,
что процесс формирования гражданского
общества будет иметь естественный темп,
который невозможно будет ускорить каким-либо
подталкиванием. Ведь зрелый гражданин
начинается с развитого самосознания,
возникающего из индивидуальных начал
личности. Развивать их можно в первую
очередь усилиями самой личности, ее устремленностью
к постоянному самосовершенствованию.
Глава 2. Правовое государство
2.1. Понятие правового
государства
Термин правовое государство состоит
из 2-х частей:
- Государство – это исторически выделившееся
из общества и обусловленная его экономическим
строем политическая организация суверенной
публичной власти, выражающая и защищающая
общие интересы собственников основных
средств производства, а также, обеспечивающая
выполнение общих дел, вытекающих из природы
общества.
- Право – это система общих правил поведения,
санкционированных государством и охраняемых
от нарушения государством.
Это очень общее понятие права. Э. Кант
писал: «Для юриста ответить, что такое
право, так же сложно, как логике, что такое
истина».[6]
Всякое государство связано с правом.
Без издания законов и других нормативно-правовых
актов государство не могло бы управлять
поведением граждан, деятельностью предприятий.
Государственная воля находит высшее
выражение в праве. Государство контролирует
выполнение законодательства, применяет
принуждение к тем, кто его нарушает. Право
закрепляет устройство государства, определяет
компетенцию его органов.
Идея о возможности построения правового
государства возникла во времена античности.
Философ Платон различал 2 типа государственного
устройства: в первом надо всем возвышались
правители, а во втором – законы. И нужно
стремиться к этому. Государство будет
процветать, «если закон владыка над правителями,
а они его рабы».
Другой античный философ Аристотель
полагал, что в правильно устроенном государстве
правят не люди, а законы, так как даже
лучшие правители могут ошибаться, они
могут быть подвержены страстям, закон
же «уравновешенный разум».
Эти идеи получили дальнейшее развитие
в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления
государства люди пребывали в естественном
состоянии, что поражало у них чувство
неуверенности. При образовании государства,
люди отдали ему часть своих прав, чтобы
государство, установив законы, охраняло
их права. Локк выдвинул теорию «разделения
властей».
В основе современных концепций правового
государства лежали идеи французского
правоведа Монтескье и немецкого философа
Канта. Кант выдвинул «категорический
императив», согласно которому каждый
человек обладает абсолютной ценностью
и не должен быть инструментом в чьих-либо
намерениях. Государство должно опираться
на право и согласовывать с ним все свои
действия. По определению Канта « право
есть совокупность условий, при котором
произвол одного лица совместим с произволом
другого с точки зрения всеобщего закона
свободы. К таким условиям относятся: наличие
принудительного осуществления законом,
гарантируемый статус собственности и
личных прав индивида, равенство членов
общество перед законом, разрешение споров
в судебном порядке».
Он выделяет при этом 3 ветви власти как
идеальную организацию государства.[7]
Сейчас государственные деятели и правоведы
говорят о построение правового государства,
как о цели, к которой надо стремиться.
Наиболее экономически развитые страны
как США, Франция, Англия ближе всех к построению
правового государства. Но и там не решены
многие проблемы: существуют нарушения
прав личности, дискриминация отдельных
социальных групп. В этих странах разный
принцип государственного устройства,
своя модель разделения властей. Поэтому,
правовое государство – это только идея,
концепция, стимул, к которому нужно стремиться.[8]