Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 18:26, курсовая работа
Описание работы
Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии правового государства, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики.
Содержание работы
Введение. 3 Глава 1. Гражданское общество: содержание, структура, признаки. 9 1.1. Понятие гражданского общества. 9 1.2. Структура гражданского общества. 11 1.3. Признаки гражданского общества. 13 1.4. Специфика формирования гражданского общества в России. 15 Глава 2. Правовое государство. 18 2.1. Понятие правового государства. 18 2.2. Основные признаки правового государства. 20 Заключение. 30 Список литературы.. 33
Функции контроля за деятельностью государства
возложена на суд, т.е. в компетенцию судов
входит задача решать переступают ли границы
дозволенного законом государственные
органы. В компетенцию Конституционных
судов входит контроль соответствия издаваемых
законов конституции. Суды занимаются
исками отдельных граждан к государству.
Предмет исков вытекает из ошибок или
нарушений, допущенных государственными
органами. Согласно законодательству,
должностные лица, допустившие ошибки
или злоупотребляющие власть, несут соответствующую
ответственность.
Таким образом, правовое государство
– это демократическое государство, где
обеспечивается господство права, верховенство
законов, равенство всех граждан перед
законом и судом, где признаются и гарантируются
права и свободы личности, и где в основу
организации государственной власти положен
принцип «разделения властей».[13]
Заключение
Современные юристы считают, что с началом
перестройки были предпосылки создания
правового государства. В подтверждение
данного тезиса можно сослаться на такие
факты, как проведение демократических
выборов во второй половине 80-х годов,
расширение политических прав и свобод
граждан, установление многопартийности
и др. Но сейчас, если взять, например, гарантированность
прав и свобод, она ослабла, особенно в
том, что касается социально-экономических
прав. Это отражается на многократном
падении уровня жизни населения. Законности
и конституционности в нашей жизни практически
нет.
Потребуется восстановить баланс властей,
нарушенный явно в пользу Президента.
Президент должен определять совместно
с Федеральным Собранием основные направления
внутренней и внешней политики, подбирать
кандидатуру Премьер-министра, выполнять
представительские и церемониальные функции,
осуществлять контроль за деятельностью
правительства по реализации основных
направлений внутренней и внешней политики
государства. В этой связи должны быть
упразднены практически все структурные
подразделения Администрации Президента
России. Останутся лишь группа советников,
информационно-ревизионное управление
и пресс-центр.
Правовое государство – часть правового
общества. В нашем обществе пока не существует
не только привычки к справедливому, на
основе закона и с помощью правосудия,
разрешению социальных противоречий,
но и даже устойчивой практики, которая
такую привычку могла бы сформировать.
А ведь, по существу, правовое государство
и есть механизм разрешения социальных
противоречий.
Такая ситуация, когда провозглашение
прав и свобод человека высшей ценностью
является чисто декларированным, во многом
определяется стихийностью процессов,
связанных с разрушением тоталитарного
государства, отсутствием чётких представлений
о характере новой государственности,
неподготовленностью общества к произошедшим
переменам, что привело к расколу общества
и политической конфронтации. У людей,
привыкших к определённым постулатам,
коммунистическим принципам, при смене
ценностной картины происходит искажение
в нравственном сознании.
Правовую культуру следует формировать,
в первую очередь, у работников правоохранительных
органов. Например, обязанность органов
прокуратуры действовать только по закону
и этого же требовать от всех, во многом
зависит от уровня правовой культуры,
правосознания каждого их представителя.
Высококультурный в юридическом отношении
работник прокуратуры никогда не оставит
без должной реакции любое отступление
от правопредписаний, кем бы оно ни допускалось,
ни в коем случае не поддастся шантажу,
подкупу и не позволит себе злоупотребление
властью, превышение служебных полномочий
либо халатное отношение к ним.
Надо воспитывать глубокое уважение
к Конституции и закону, формировать высокую
правовую культуру и правосознание. Без
этого невозможно создать цивилизованное
общество, построить правовое государство.
Обобщая, можно сказать, что в основе
организации и деятельности правового
государства лежит принцип разделения
властей: законодательной, исполнительной
и судебной. Каждая власть осуществляет
свои строго очерченные функции. И вместе
они сдерживают и уравновешивают друг
друга, обеспечивая тем самым гарантию
против нарушения демократических норм
и злоупотребления властью. Кроме того,
сами граждане через всеобщую избирательную
систему имеют возможность контролировать
власти и в случае необходимости корректировать
их действия.
Государственная власть в правовом государстве
подзаконна. Ее подзаконность дополняется
признанием за отдельной личностью неотъемлемых
и неприкосновенных прав, предшествующих
самому государству. Неприкосновенность
личности обеспечивается законом.
Правовое государство имеет ряд общих
и объединяющих всех членов гражданского
общества правовых основ, которые по своей
сути носят надклассовый и общечеловеческий
характер.
Итак, правовое государство обеспечивает:
1. Верховенство закона во всех
сферах общественной жизни.
2. Реальность прав личности, создание
условий для ее свободного
развития.
3. Взаимную ответственность государства
и личности
4. Прочный режим законности и
стабильности правового порядка.
В заключении хочется отметить, что в
понятии правового государства концентрируются
общечеловеческие ценности, сформированные
в процессе длительного развития государственно-организованного
общества. Для России, принявшей общечеловеческие
ценности, нет иного пути, кроме построения
и развития правового государства. Естественный
же прогресс человеческой жизни вносит
и будет вносить новые элементы в теорию
и практику строительства правового государства.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
М: Юридическая литература 1993.
2. Алексеев С.С. Государство и право. М.:
Инфра-М, 2000.
3. Введение в политологию/Гаджиев К.С.,
Каменская Г.В. и др. М., 1993.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и
права: Учебник для юридических вузов.
- М.: Новый Юрист, 1998
5. Жегутов Р.Т. Теория государства и права.
Учебное пособие. - М.: Новый Юрист, 1998
6. КашанинаТ.В., Кашанин А.В. Основы российского
права. М.: Инфра-М, 2000.
7. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства
и права, М: Теис, 1996
8. Коваленко А.И. Правовое государство:
концепции и реальность. – М.: Юристъ,2000.
9. Козлихин И. Ю. Идея правового государства:
История и современность. – СПб.: Издательство
С.-Петербургского университета, 1993.
10. Комаров С.А. Общая теория государства
и права в схемах и определениях. - М.: Юрайт,
2000.
11. Комаров С.А. Теория государства и права.
- М., Инфра-М, 2001.
12. Лазарев В.В. Общая теория государства
и права - М., Инфра-М, 2000.
13. Лившиц Р.З. Государство и право в современном
обществе: необходимость новых подходов//Советское
государство и право.1990.N 10.
14. Мальтузов Н.И., Малько А.В. Теория государства
и права - М., Инфра-М, 2002.
15. Морозова Л.А. Функции российского
государства на современном этапе// Государство
и право, 1992, N 6
16. Общая теория государства и права:
Учебник / под ред. В.В.Лазарева. – з-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Юристъ,2000.
17. Правовое государство в России: замысел
и реальность: Круглый стол юристов. 19
января 2005 г./ Междунар. фонд соц.-экон.
и политологич. исслед. – М.: Наука, 2005.
– 95 с.
18. Спиридонов Л.И. Теория государства
и права. - М., Инфра-М, 2003.
19. Теория государства и права. Курс лекций.Под
ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2003.
20. Теория государства и права.Под ред.
А.И.Королева. СПб.: Юрист, 2000.
21. Теория государства и права: Курс лекций
в 2- х томах.Под ред. М.Н. Марченко – М.:
Юридический колледж МГУ, 2000.
22. Теория права и государства. Учебник.Под
ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист,
2000.
23. Теория права и государства: Учебник
для вузов.Под ред. профессора Г.Н. Манова
– М.: БЕК, 2001.
24. Хропанюк В.Н. Теория государства и
права: Хрестоматия.Под ред. проф. Т.Н. Редько.
- М.: Просвещение, 2001.
25. Четвернин В.А. Размышления по поводу
теоретических представлений о государстве//
Государство и право. 2003. N 5.
[1] Коваленко А.И. Правовое государство:
концепции и реальность. М., 2003. - С.25
[2] Котляревский С. А. Правовое
государство и внешняя политика. – М.,
1993. – С.31.
[3] Козлихин И. Ю. Идея правового
государства: История и современность.
– СПб., 1993. – С.4
[4] Правовое государство в России:
замысел и реальность: Круглый стол юристов.
– М., 1995. – С.9
[5] Правовое государство в России:
замысел и реальность. – М., 1995. – С.7.
[6] Основы государства и права.
Учебное пособие // Под ред. О.Е. Кутафина.
М., 1994. С.39
[7] Клименко С.В., Чичерин А.П. Основы
государства и права. М., 1997.С.87
[8] Жегутов Р.Т. Теория государства
и права. Учебное пособие. М., 1995.С.114
[9] Теория права и государства.
// Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995.С.95
[10] Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория
государства и права. М., 1997.С.67
[11] Коваленко А.И. Теория государства
и права. М., 1999.С.36
[12] Клименко С.В., Чичерин А.П. Основы
государства и права. М., 1997.С.315
[13] Хропанюк В.Н. Теория государства
и права: Учебное пособие. М., 1993.С.105