Государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии правового государства, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Гражданское общество: содержание, структура, признаки. 9
1.1. Понятие гражданского общества. 9
1.2. Структура гражданского общества. 11
1.3. Признаки гражданского общества. 13
1.4. Специфика формирования гражданского общества в России. 15
Глава 2. Правовое государство. 18
2.1. Понятие правового государства. 18
2.2. Основные признаки правового государства. 20
Заключение. 30
Список литературы.. 33

Файлы: 1 файл

курсовая гр право.docx

— 43.85 Кб (Скачать файл)

Функции контроля за деятельностью государства возложена на суд, т.е. в компетенцию судов входит задача решать переступают ли границы дозволенного законом государственные органы. В компетенцию Конституционных судов входит контроль соответствия издаваемых законов конституции. Суды занимаются исками отдельных граждан к государству. Предмет исков вытекает из ошибок или нарушений, допущенных государственными органами. Согласно законодательству, должностные лица, допустившие ошибки или злоупотребляющие власть, несут соответствующую ответственность.

Таким образом, правовое государство – это демократическое государство, где  обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип «разделения властей».[13]

 
Заключение

Современные юристы считают, что с началом перестройки были предпосылки создания правового государства. В подтверждение данного тезиса можно сослаться на такие факты, как проведение демократических выборов во второй половине 80-х годов, расширение политических прав и свобод граждан, установление многопартийности и др. Но сейчас, если взять, например, гарантированность прав и свобод, она ослабла, особенно в том, что касается социально-экономических прав. Это отражается на многократном падении уровня жизни населения. Законности и конституционности в нашей жизни практически нет.

Потребуется восстановить баланс властей, нарушенный явно в пользу Президента. Президент должен определять совместно с Федеральным Собранием основные направления внутренней и внешней политики, подбирать кандидатуру Премьер-министра, выполнять представительские и церемониальные функции, осуществлять контроль за деятельностью правительства по реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства. В этой связи должны быть упразднены практически все структурные подразделения Администрации Президента России. Останутся лишь группа советников, информационно-ревизионное управление и пресс-центр.

Правовое государство – часть правового общества. В нашем обществе пока не существует не только привычки к справедливому, на основе закона и с помощью правосудия, разрешению социальных противоречий, но и даже устойчивой практики, которая такую привычку могла бы сформировать. А ведь, по существу, правовое государство и есть механизм разрешения социальных противоречий.

Такая ситуация, когда провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью является чисто декларированным, во многом определяется стихийностью процессов, связанных с разрушением тоталитарного государства, отсутствием чётких представлений о характере новой государственности, неподготовленностью общества к произошедшим переменам, что привело к расколу общества и политической конфронтации. У людей, привыкших к определённым постулатам, коммунистическим принципам, при смене ценностной картины происходит искажение в нравственном сознании.

Правовую культуру следует формировать, в первую очередь, у работников правоохранительных органов. Например, обязанность органов прокуратуры действовать только по закону и этого же требовать от всех, во многом зависит от уровня правовой культуры, правосознания каждого их представителя. Высококультурный в юридическом отношении работник прокуратуры никогда не оставит без должной реакции любое отступление от правопредписаний, кем бы оно ни допускалось, ни в коем случае не поддастся шантажу, подкупу и не позволит себе злоупотребление властью, превышение служебных полномочий либо халатное отношение к ним. 

Надо воспитывать глубокое уважение к Конституции и закону, формировать высокую правовую культуру и правосознание. Без этого невозможно создать цивилизованное общество, построить правовое государство.

Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. Кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.

Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее подзаконность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом.

Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.

Итак, правовое государство обеспечивает:

1. Верховенство закона во всех  сферах общественной жизни.

2. Реальность прав личности, создание  условий для ее свободного  развития.

3. Взаимную ответственность государства  и личности

4. Прочный режим законности и  стабильности правового порядка.

В заключении хочется отметить, что в понятии правового государства концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Для России, принявшей общечеловеческие ценности, нет иного пути, кроме построения и развития правового государства. Естественный же прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.

 
Список литературы

1.   Конституция Российской Федерации. М: Юридическая литература 1993.

2.   Алексеев С.С. Государство и право. М.: Инфра-М, 2000.

3.   Введение в политологию/Гаджиев К.С., Каменская Г.В. и др. М., 1993.

4.   Венгеров А.Б. Теория государства и права:  Учебник для юридических вузов. - М.: Новый Юрист, 1998

5.   Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.: Новый Юрист, 1998

6.   КашанинаТ.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М.: Инфра-М, 2000.

7.   Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права, М: Теис, 1996

8.   Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. – М.: Юристъ,2000.

9.   Козлихин И. Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1993.

10.      Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Юрайт, 2000.

11.      Комаров С.А. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2001.

12.      Лазарев В.В. Общая теория государства и права - М., Инфра-М, 2000.

13.      Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов//Советское государство и право.1990.N 10.

14.      Мальтузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - М., Инфра-М, 2002.

15.      Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе// Государство и право, 1992, N 6

16.      Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В.Лазарева. – з-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ,2000.

17.      Правовое государство в России: замысел и реальность: Круглый стол юристов. 19 января 2005 г./ Междунар. фонд соц.-экон. и политологич. исслед.  – М.: Наука, 2005. – 95 с.

18.      Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2003.

19.      Теория государства и права. Курс лекций.Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2003.

20.      Теория государства и права.Под ред. А.И.Королева. СПб.: Юрист, 2000.

21.      Теория государства и права: Курс лекций в 2- х томах.Под ред. М.Н. Марченко – М.: Юридический колледж МГУ, 2000.

22.      Теория права и государства. Учебник.Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 2000.

23.      Теория права и государства: Учебник для вузов.Под ред. профессора Г.Н. Манова – М.: БЕК, 2001.

24.      Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия.Под ред. проф. Т.Н. Редько. - М.: Просвещение, 2001.

25.      Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве//  Государство и право. 2003. N 5.

 

[1] Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. М., 2003. - С.25

[2] Котляревский С. А. Правовое государство и внешняя политика. – М., 1993. – С.31.

[3] Козлихин И. Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб., 1993. – С.4

[4] Правовое государство в России: замысел и реальность: Круглый стол юристов. – М., 1995. – С.9

[5] Правовое государство в России: замысел и реальность. – М., 1995. – С.7.

[6] Основы государства и права. Учебное пособие // Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1994. С.39

[7] Клименко С.В., Чичерин А.П. Основы государства и права. М., 1997.С.87

[8] Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 1995.С.114

[9] Теория права и государства. // Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995.С.95

[10] Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 1997.С.67

[11] Коваленко А.И. Теория государства и права. М., 1999.С.36

[12] Клименко С.В., Чичерин А.П. Основы государства и права. М., 1997.С.315

[13] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие. М., 1993.С.105

 


Информация о работе Государство и гражданское общество