Государство и партии в полит.системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Политическая жизнь современного общества очень многообразна, сложна и противоречива. В ней занято огромное количество участников (субъектов политики), среди которых, как правило, определенное место занимают политические партии. В настоящее время трудно представить современное государство, в котором нет ни одной политической партии. В большинстве государств современного общества как российского, так и зарубежного существует двух или многопартийные системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Первая политическая организация – «государство» 5
1.2 Основные признаки и сущность государства 9
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 16
2.1 Общая характеристика понятия «политическая партия» 16
2.2 Взаимосвязь политических партий и государства в современном российском обществе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

19. Государство и партии в политической системе общества-ТГП.docx

— 74.94 Кб (Скачать файл)

В современной учебной литературе государство обычно определяется, как  политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая  специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства, и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство  есть политическая организация всего  общества, всех его граждан. Оно выполняет  необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными  делами. В то же время государство  призвано всесторонне гарантировать  права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в  обществе.

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии  признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных  организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет  знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой  формы организации общества и  важнейшего общественно-политического  института. Характеристику признаков  государства следует проводить  по двум направлениям:

Отличие государства от органов власти общинно-родового строя заключаются в следующем:

  1. Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления, то есть власти, которая непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Для государства характерно наличие группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются от производительного труда.
  2. Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.)7.

Государственная власть является разновидностью политической власти. Признаки государственной власти8:

    1. Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.
  1. Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.
  2. Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.
  3. Структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.
  4. Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет у иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).
  5. Государственная власть - всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего - это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет.
  6. Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право - самый эффективный регулятор общественных отношений.

Структуру государственной власти составляют9:

    1. Субъект (государство в лице его органов);
    2. Объект (подвластные, население государства);
    3. Властеотношения (отношения между субъектом и объектом по поводу власти, в которых государство проводит в жизнь свою волю).

Государственная власть имеет свои достоинства и  недостатки. Достоинством является, прежде всего, то, что она способна управлять  обществом, вносить в него начала организованности и упорядоченности. Это достигается, прежде всего, за счет таких качеств государственной  власти, как всеобъемлющий характер (универсальность) и прерогатива. Эти  качества являются достоинствами государственной  власти. Однако прерогатива может  расцениваться как недостаток, т. к. именно благодаря ей государство  может монополизировать все сферы  управления обществом. Государственная  власть всегда стремится к абсолютизации, централизации, что и является ее недостатком10.

В отличие  от других видов социальной власти государственная власть является:

  1. аппаратной (имеет механизм осуществления),
  2. суверенной (не зависит от иной власти),
  3. легитимной (опирается на закон)11.

Власть существовала и в догосударственном  обществе, но это была непосредственно  общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась  ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность  публичной (государственной) власти состоит  в том, что она воплощается  именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых  комплектуются органы управления и  принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Территориальная организация населения – это разделение населения по территориальному принципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которой проживает подвластное ему население. Выражением территориального принципа является административно-территориальное деление на такие административные регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных пределов и установление государственной границы12.

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или  предполагаемым родством. Причем род  часто не имел, строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип  организации населения потерял  свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной  организации. Государство имеет  строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство. С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

В условиях государства появляется территориальное  разделение жителей. Сама система государственной  власти строится на основе соответствующего политико-территориального деления, которое, в свою очередь, организуется государством, чтобы его граждане могли осуществлять свои права и обязанности по месту  своего жительства. Иными словами, благодаря  этому признаку государственная  власть может легко найти любого подданного и потребовать от него выполнения своих общественных обязанностей13.

Наличие аппарата принуждения, наряду с аппаратом  власти и управления. Это особые отряды вооруженных людей: армия, полиция, разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.

Государственная казна, с существованием которой  связаны такие явления как  налоги (учрежденные публичной властью  поборы с населения, взыскиваемые принудительно  в установленных размерах и в  заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные  кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую  деятельность государства и обеспечивает его функционирование. 

2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

2.1 Общая характеристика понятия «политическая партия»

 

Политическая  партия - организованная группа единомышленников. представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных социальных слоев и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путем  завоевания государственной власти и участия в ее осуществлении.

Политические  партии являются относительно молодым  институтом  публичной власти, если иметь в виду массовые партии, так  как объединения людей в борьбе за власть либо за непосредственное влияние  на нее всегда являлись важным элементом  политических отношений. Такого рода объединения имеют давнюю историческую традицию. Современные же партии, действующие в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине 19 Века.  В этом смысле политические партии могут рассматриваться как политический институт, возникший в сфере европейской культуры и распространившийся затем по иным   культурным регионам современного мира.

В западной политической науке партии определяются чаще всего через ту роль, которую  они играют в избирательном процессе. В этом плане под партией понимается нередко любая группа людей. придерживающихся одних взглядов по тем или иным вопросам политики и участвующих  в выборах, чтобы добиться возможности  провести своих представителей в  государственный аппарат. Понятно, что участие в избирательном  процессе - одно из важнейших направлений  деятельности партии в демократической  стране. Первые партии в современном  их понимании, появляются в тесной связи  с возникновением и развитием  национальных избирательных систем парламентаризма. Однако характеристика современных партий как «машины для выборов» справедлива лишь до известной степени. Их функции и аспекты деятельности значительно шире, чем задачи достижения победы на выборах. Необходимо выделять такие признаки политической партии, как длительность и непрерывность ее функционирования. сложившаяся структура партии с регулярной связью между местными и общенациональными органами, нацеленность партийных функционеров как на общенациональном, так и на местном уровнях на «вхождение» во власть, на ее удержание, на реализацию через нее партийной программы, забота о своих сторонниках и последователях, принятие мер для обеспечения широкой «народной поддержки».

Партия - это стабильные политические иерархические  организации. состоящие из обладающих близкими и политическими убеждениями  лип. Основные цели партий так или  иначе связаны с осуществлением власти в политических системах. На основе общих политических идей их членов разрабатываются программы  партий, в которых определяются задачи на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. В структуре партий могут быть выделены следующие элементы:

  1. высший лидер и штаб. выполняющие руководящую роль;
  2. стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы;
  3. активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входя в бюрократию;
  4. пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К ним можно добавить также симпатизирующих и меценатов.

В основе определения политической партии лежат  следующие четыре критерия:

    1. долговременность организации, т.е. партия рассчитывает на длительный срок политической жизни;
    2. существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
    3. нацеленность руководителей центральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только оказание какого-либо влияния на нее;
    4. поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.

Первый  критерий (долговременность организации) позволяет отличать партии от клиентелистских групп, фракций, клик и камарилий, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновителями.

Второй  критерий (полномасштабность организации, включающей местный уровень) отличает партию от простой парламентской группы. которая существует только на национальном уровне, не имея совершенной и постоянной системы связей с организациями.

Третий  критерий (стремление к осуществлению  власти) позволяет установить разницу  между политическими партиями и  различными общественно-политическими  организациями (профсоюзами, молодежными  и иными организациями). Непосредственная цель партий - овладение властью  или участие в ее осуществлении. Партии выдвигают и пытаются реализовать  глобальные концепции развития или  переустройства общества.

Четвертый критерий (поиск народной поддержки, особенно путем выборов) отличает партии от групп давления, которые обычно не участвуют в выборах и парламентской  жизни: они лишь оказывают скрытое  воздействие на партии, правительство, общественное мнение.

В юридической  литературе на основе анализа современного законодательства авторы пытаются выделить юридические признаки политических партий, их признаки как правовых институтов. Очевидно, что такие критерии как  стремление к осуществлению власти, поиск народной поддержки перед  выборами и являются такими признаками. Поэтому правомерен тезис одного из специалистов юриспруденции Ю.А. Юдина о том, что без признака правового института общественное объединение теряет юридическое качество партии.

Информация о работе Государство и партии в полит.системе общества