Государство и партии в полит.системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Политическая жизнь современного общества очень многообразна, сложна и противоречива. В ней занято огромное количество участников (субъектов политики), среди которых, как правило, определенное место занимают политические партии. В настоящее время трудно представить современное государство, в котором нет ни одной политической партии. В большинстве государств современного общества как российского, так и зарубежного существует двух или многопартийные системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Первая политическая организация – «государство» 5
1.2 Основные признаки и сущность государства 9
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 16
2.1 Общая характеристика понятия «политическая партия» 16
2.2 Взаимосвязь политических партий и государства в современном российском обществе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

19. Государство и партии в политической системе общества-ТГП.docx

— 74.94 Кб (Скачать файл)

Политический  плюрализм - это не только возможность  состоять в  любой, действующей в  рамках Конституции Российской Федерации  партии. но и не состоять ни в какой  партии, быть беспартийным. Такая возможность  гарантирует равные права граждан  на участие в политическом процессе, независимо от их партийной принадлежности.

Политический  плюрализм несовместим с идеологическим единообразием. Он может реализоваться  лишь в условиях идеологического  многообразия. Поэтому при политическом плюрализме практически невозможно существование общегосударственной  и общеобязательной идеологии.

11 июля 2001 года Президент РФ подписал  Федеральный Закон «О политических  партиях» № 95 - ФЗ. В преамбуле  этого закона говорится следующее:  В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.

Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий. 16

Закон детально регламентирует: создание политической партии; государственную регистрацию  политической партии; внутреннее устройство политической партии; права и обязанности  политической партии; государственную  поддержку политических партий; государственной  финансирование политических партий; участие политических партий в выборах  и референдумах; приостановление  деятельности и ликвидацию политических партий.

Согласно  этому закону под политической партией  понимается общественное объединение, созданное в целях участия  граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участие в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Деятельность  политических партий в Российской Федерации  основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления. законности и гласности.

Деятельность  политических партий не должна нарушать права и свободы человека и  гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Политические  партии свободы в определении  своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением следующих ограничений:

  1. Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации» подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой. национальной или религиозной розни;
  2. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности;
  3. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях;
  4. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений;
  5. Создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются;
  6. В случае введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных меотностях чрезвычайного или военного положения деятельность политических партий осуществляется в соответствии с федеральным конституционным законом о чрезвычайном или военном положении.

Статья 10 этого закона регламентирует отношения  между государством и политическими  партиями:

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как вмешательство  политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной  власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними.

Лица, замещающие государственные или  муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной  или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения политических партий, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением  депутатов государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов  местного самоуправления, не могут  быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных  или служебных обязанностей.

Президент Российской Федерации вправе приостановить  свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.

Взаимодействие  между государством и политическими  партиями в РФ ярко проявляется в  работе Государственной Думы.

Государственная Дума - это место, где многообразная  и противоречивая сфера частных  интересов гражданского общества представлена теми политическими силами, которые  способны лучше других понять и выразить общезначимый смысл этого противоречивого  многообразия. Тем самым Государственная  Дума является выразителем воли народа его интересов, взглядов, идей. Взаимодействие здесь выражается в выработке и принятии наиболее оптимальных законов регламентирующих различные общественные отношения.

Взаимодействие  между государством и политическими  партиями выражается также в следующем:

В рамках политической системы основным инструментом воздействия на разнообразные стороны  социальной жизни служат власть, авторитетное влияние, история к тому же показывает, как, всегда использует силу организация. В качестве такой силы могут выступать  партии, возникающие в результате объединения воли и действий многих людей на основе определенных принципов, и являющиеся мощным фактором повышения  уровня организованности политической жизни, ее рационализации.

В настоящий  момент взаимодействие между государством и политическими партиями в РФ должно развиваться в следующем направлении:

Государство, заинтересованное в стабильном развитии гражданского общества должно совместно  с политическими партиями (история  консолидирует определенную часть  общества) разработать программу  развития гражданского общества, основанную на основах морали и права и  направленную на развитие каждого гражданина.

Необходимо, чтобы партии больше работали с гражданами, а образование пропорциональной системы на выборах, считают многие, заставят партии сделать это.

Президент РФ отметил, что политические партии должны теснее сотрудничать с гражданским  сектором, они должны присутствовать в региональных движениях, участвовать  во всех начинаниях местного самоуправления, наконец, они должны приходить и  уходить по воле народа.

В России наблюдается весь спектр идейно-политических ориентации. Существуют так же различные  анархические, националистические и  монархические организации.

Российская многопартийность пока еще находится в стадии становления. Немногочисленные партии, не имеющие  прочных корней в обществе и апелирующие  к обстрактным идейным ценностям, а не реальным интересам социальных групп, скорее всего исчезнут с политической карты. Выдержать конкуренцию смогут только те политические партии, которые  найдут поддержку в широких социальных слоях российского общества, будут  представлены во властных, а также  финансово-промышленных структурах, смогут выдвинуть из своей среды и  «поддержать» сильных и ярких политических лидеров, пользующихся влиянием у всех основных слоев и групп населения России.

  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственные и политические партии представляют учреждения, организующие и испольняющие процесс внедрения политической власти, а также процесс передачи политической информации и обменом деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение людей и групп, обеспечивая последовательность, интеграцию их действий. Каждый из этих политических институтов как предмет политики понимает политическую деятельность посредством деятельности лидеров, функционеров различных уровней и неприметных участников, взаимодействий с общественной окружающей средой для удовлетворения и человека и группы их социополитических интересов.

Однако  во многих странах есть кризис «партийной системы». Это вызвано тем, что форма общества и иерархия требований, изменение ценностей; все программа, служащая группирующим началом объединения и все труднее предствить ее единым целым; в обществе прослеживается тенденция прямого выражения интересов и непосредственного воздействия на государственные институты. Кроме того, тенденция «секуляризации» политики в этой связи уменьшила силу притяжения идеологий, доверие к глобальным и всесторонним концепциям; цели и идеологические ценности не становились менее необходимыми, но доверие к ним базируется теперь не на их емкости в долгосрочной перспективе, а на соблюдении ежедневной действительности. Отсюда - появление интересов к определенным целям и вопросам, падение роли такого посредника, как партия. Наконец, воздействие средств массовой информации на формировании общественного сознания и общественных позиций, значительно уменьшая воспитательно-педагогическую роль партии.

Одновременно  действует тенденция к обновлению политических партий, их формы, характер деятельности. Речь идет об обретении  партиями, их лидерами политической культуры, для которой характерно понимание того, что «политика не существует ради политики»; в ней особенно важны морально-нравственная детермината партийного поведения и деятельности, акцент на демократию, права и свободы личности, плюрализм мнений, на объединяющие ценности, методы политического реализма, ориентацию на человека, как главную ценность политической жизни.

В мире наблюдается тенденция к развитию двух- и многопартийности. Хотя и  эти системы не лишены недостатков, вот некоторые из них:

Двухпартийные системы (Великобритания, США). В Великобритании, при принятии важных политических решений  все депутаты от каждой из основных партий - лейбористской или консервативной - должны голосовать строго в заданном «русле». Нарушение партийной дисциплины карается достаточно строго. Тем самым подавляется воля депутата имеющего свое особое мнение отличное от партийного.

Двухпартийная система США более гибкая. Там  конгрессмен может голосовать более  свободно и меньше принимать во внимание позицию руководства партии. Однако конгрессмены этой страны подвергаются постоянному «лоббированию», и вопрос о степени их свободы в принятии или политических решений является в определенной степени проблематичным.

Кроме того, отрицательной стороной в политической системе США по мнению Р.Миллса является следующее: американское общество представляет собой трехслойную структуру. На высшем уровне пирамиды власти располагается  властвующая элита, которую образуют те, что командует важнейшими институтами  общества. Они принимают главные  решения в интересах своей  группы, правда, при этом говорят  об интересах США. Это обеспеченные, получившие престижное образование и работу белые американцы, выходцы из англосаксонских и протестантских слоев. На среднем уровне - уровне Конгресса представлены интересы множества организованных групп. Что же касается основной массы населения, которая думает, что управляет в демократической стране, то она фактически безвластна и управляется властвующей элитой с помощью СМИ. Реальных шансов попасть в элиту у выходцев из народа мало.

Многопартийные  системы неудовлетворительно отвечают целям агрегации требований. При  многопартийности, когда имеется  множество сравнительно мелких партий и каждая из них выражает интересы незначительного числа избирателей, власть может быть блокирована множеством противоречивых действий субъектов  политики. Далее, свободы выбора между  программами различных партий в  условиях многопартийности может сужаться. Это связано с тем, что решения, касающиеся жизни каждого избирателя и принимаемые депутатами, опосредуются коалициями и компромиссами между различными партиями. Наконец, многопартийность в ряде случаев может вести к отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло 6ы опираться правительство.

Большое число политических партий совсем не обязательно означает возрастающую степень демократичности общества,

Партийно-парламентский  механизм во многих странах достиг значительной гибкости и отлаженности. Однако опыт последних десятилетий  обнаружил и его слабые стороны. Партии, особенно массовые, стали довольно громоздкими структурами, возник обширный слой профессиональных партийных функционеров, обособленных от рядовых членов. Партийная  и партийно-парламентская политика все чаще воспринимается избирателями как некая оторванная от живой  жизни сфера, со своим условным языком, закулисными интригами и не всегда оправданными претензиями выступать  от имени граждан. В результате многие люди проявляют слабый интерес к  партиям, голосуют за них от случая, исходя, скорее, из сиюминутных интересов, электоральной политики, нежели в  силу внутренней прочной связи с  той или иной партией.

Что же касается России, то с моей точки  зрения партии в России со временем должны уступить место гражданскому обществу которое слившись с государством образует совершенную систему управления, основанную на интересах каждого гражданина. Вступая в должность В.В. Путин говорил, что мы будем делать все, чтобы каждый человек смог проявить свой талант, чтобы в стране развивалась и укреплялась реальная многопартийность, укреплялись личные свободы граждан. Это можно сделать только в свободной стране свободными гражданами. Успех и процветание России не могут, и не должны зависять от одного человека или от одной политической партии.

До  этого времени партии при участии  общества должны разработать программу  развития гражданского общества.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

НОРМАТИВНО  ПРАВОВЫЕ АКТЫ

  1. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ. Государственный флаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ. – М.: Астрель, 2012. – 64 с.
  2. Сборник законов Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2010. – 1136 с.
  3. ФЗ № 95 от 11.07.2001г. «О политических партиях» (в ред. от 02.04.2013г.)

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. 1999-2009. Демократизация России. Хроника  политической преемственности / под ред. Г. Павловского. – М.: Европа, 2010. – 104 с.
  2. Балашов, А.И. Правоведение / А. И. Балашов, Г. П. Рудаков. – СПб.: Питер, 2012. – 64 с.
  3. Беляева, О.М. Теория государства и права в схемах и определениях / О. М. Беляева. – М.: Феникс, 2012. – 320 с.
  4. Борисов, А.Б. Комментарий к Конституции РФ (постатейный) с комментариями / А. Б. Борисов. – М.: Книжный мир, 2012.
  5. Василенко, И.А. Политология / И. А. Василенко. – М.: Юрайт, 2013. – 432 с.
  6. Васильев, С.В. Конституционное право России / С.В. Васильев, В.А.Виноградов, В. Д. Мазаев. - М.: Эксмо, 2010. – 560 с.
  7. Венгеров, А.Б. Теория государства и права / А. Б. Венгеров. – М.: Омега-Л, 2012. – 78 с.
  8. Власть и элиты в современной России / под ред. А. Дук. – М.: Социологическое общество им.М.М.Ковалевского, 2003. - 416 с.
  9. История государства и права России / под ред. Ю. Титов. – М.: Проспект, 2012. – 165 с.
  10. Карапетян, Л.М. Политические партии в судьбе России / Л. М.Карапетян. – М.: Юридический центр Пресс, 2009. – 266 с.
  11. Лазарев, В.В. Теория государства и права / В. В. Лазарев, С. В. Липень. – М.:Юрайт-Издат, 2012. – 91 с.
  12. Матузов Н.И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М.: Дело, 2013. – 192 с.
  13. Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М.: Дело, 2011. – 64 с.
  14. Минаков, А. Русская партия в первой четверти XIX века / А. Минаков. – М.: Институт русской цивилизации, 2013. – 528 с.
  15. Мухаев, Р.Т. Правовые основы Российского государства / Р.Т. Мухаев. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 252 с.
  16. Мухаев, Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений / Р.Т. Мухаев. – М.: Инфа-М, 2001. – 55 с.
  17. Павроз, А.В.Теория политического плюрализма. Сущность, противоречия, альтернативы / А. В. Павроз. – СПб.: Издательство СПУ, 2009. – 180 с.
  18. Пономарева, Е.Г. Политические институты и отношения в современной России / Е. Г. Пономарева. – М.: МГИМО, 2007. – 264 с.
  19. Проблемы общей теории права и государства / под ред. В. Нерсесянц. – М.: Норма, 2010. – 240 с.
  20. Радько, Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях / Т.Н. Радько. - М.: Проспект, 2012. – 93с.
  21. Российская политика / под ред. В. Никонова. – М.: МУ, 2006. – 176 с.
  22. Семин, Г. Основы Российского правового государства / Г. Семин // Российская юстиция. – 2010. - №2. – С.22
  23. Скоков А. М., Общество, государство и право России. / А.М.Скоков, Е.А. Строев. – Рязань, 2003. – 54-55 с.
  24. Смоленский, М.Б. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / М. Б. Смоленский. – М.: Феникс, 2012. – 320 с.
  25. «Советское наследство». Отражение прошлого в социальных и экономических практиках современной России / под ред. Л. Бородкин, Х.Кесслер, А. Соколов. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. – 384 с.
  26. Соловьев, А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии / А. И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 576 с.
  27. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. - М.: АСТ, 2011. – 608 с.

Информация о работе Государство и партии в полит.системе общества