Государство и партии в полит.системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Политическая жизнь современного общества очень многообразна, сложна и противоречива. В ней занято огромное количество участников (субъектов политики), среди которых, как правило, определенное место занимают политические партии. В настоящее время трудно представить современное государство, в котором нет ни одной политической партии. В большинстве государств современного общества как российского, так и зарубежного существует двух или многопартийные системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Первая политическая организация – «государство» 5
1.2 Основные признаки и сущность государства 9
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 16
2.1 Общая характеристика понятия «политическая партия» 16
2.2 Взаимосвязь политических партий и государства в современном российском обществе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

19. Государство и партии в политической системе общества-ТГП.docx

— 74.94 Кб (Скачать файл)

В соответствии с этими критериями партии могут  быть:

          1. классовыми, т.е. представлять интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений;
  1. национальными, религиозными, выражающими на государственном уровне спецефические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставящая, как правило, задачу обеспечения их приоритета в государстве (партии исламского возрождения. Союз русского народа и т.д.);
  2. проблемными, вызванными и подчиняющими свою програмистику и деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, гребущей безотлагательного ответа, определяющего характер всех других проблем, существующих в обществе (экологическая партия, партия разоружения и т.д.);
  3. государственно-патриотическими, ориентирующимися на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечения целостности и стабильности государства. Такие партии обычно появляются в исторические моменты, когда возникает реальная или надуманная угроза жизнеспособности общества и государства, сохраняют свое влияние в пределах существования этой угрозы, постепенно распадаются или эволюционируются в сторону выражения или защиты более остро переживаемых и глубинных групповых интересов;
  4. формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки;
  5. так называемыми гротескными партиями, вроде «партии любителей пива», выдающими смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан: не претендуя на власть, они весьма стойко отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав14.

Политические  партии - это такие политические объединения которые в концентрированной  форме выражают политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоят  из их наиболее активных представителей и руководят ими в процессе взаимодействия по поводу отправления (осуществления, использования, завоевания) государственной власти в обществе. Они представляют в роли институтов -посредников, связывающих классы и  другие социальные группы друг с другом и с государственной властью.

Политические  партии как самостоятельные субъекты политики имеют ряд общих черт с другими общественно-политическими  организациями.Среди них: наличие  определенной организации и аппарата власти и управления;  существование  идейных принципов, объединяющих их членов и привлекающих их сторонников; фиксация определенных программных  установок, которые могут быть выражены экзотерически (открыто) или существовать эзотерически (скрыто, только для посвященных); наличие массовой базы в лице членов и сторонников.

Основным  же признаком, отличающим партии от других организаций. является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, за право  формирования государственной политики и участие в осуществлении  государственной власти.

Сущность  политической партии зависит от следующих  основных характеристик: социального  состава и социальной базы партии; состава, интересов и целей руководства  партии; программных установок организации; объективной направленности ее политических действий.

Социальная  база политической партии - лишь один из критериев ее сущности. Партии могут  образовываться и действовать на межклассовой основе, привлекая к борьбе за свои программные установки прямо или косвенно, путем идеологических манипуляций представителей различных социальных групп. Важнейшим показателем сущности политической партии является то, чьи интересы и взгляды каких сил она в конечном счете выражает, защищает и проводит в повседневной практике. Не столь важно, какие «вывески» использует та или иная партия, сколько то, интересы каких классов, социально-политических сил она объективно представляет, каким целям она служит и насколько эти цели отвечают актуальным потребностям общественного развития.

В политической системе общества политические партии выполняют следующие основные функции:

1. Определяют политическую цель. Разрабатывая идеологию и программы, партии стремятся определить стратегии и убедить граждан в возможности альтернативных или иных действий.

2. Выражают  и агрегируют общественные интересы. Выражать интересы могут и  группы, однако лишь партии сводят  их воедино в такой форме,  которая оказывает непосредственное  влияние на решения центральных  государственных органов.

3. Мобилизируют  и социализирует граждан. Создают  долгосрочную социальную и идейно-психологическую  основу партийной деятельности. Формируют соответствующее общественное  мнение, используя для этих целей  СМИ. 

4. Формируют  правящую элиту, местные органы  власти, вначале теневой, а затем  и реальный состав правительства,  других центральных органов власти; обеспечивают связи между представительными  органами власти и обществом;  формируют вместе с другими  политическими институтами механизм  государственного и общественного  управления; обеспечивают стабильность  правительственных структур и  механизмов.

Наиболее  распространена «усложняющаяся» классификация  различных систем партий и моделей  связей между ними: однопартийность. двухпартийность, многопартийность.

Однопартийная система - состояние ненормальное. Однопартийная  система - это бессмыслица; ведь партия - это часть чего-то. А система  должна иметь несколько элементов, т.к. одна часть без другой части  не составит единого целого. Однопартийные  системы появляются, как правило, после военных переворотов, революций, когда какая-то правящая группа запрещает, разгоняет все партии и образует исключительно для себя какую-то придворовую партию.

Двухпартийная система - это достаточно условный термин, потому что двухпартийная система  не закрепляется специально в каком-то законе или конституции, а складывается непроизвольно. Это такая система, когда при формальной многопартийности две ведущие партии попеременно  сменяя друг друга монополизируют власть. То есть одна партия уступает место только другой, не допуская какую-либо третью, четвертую и т.д. (Великобритания, США).

Много партийная система в большинстве  высокоразвитых стран Запада, Азии, Латинской Америки сложилась  постепенно и в настоящее время  представляет собой самое распространенное явление. Многопартийность вырастала  и вырастает из противоречивых интересов  различных слоев населения, из неоднородного  и пестрого национального состава  стран, из противоречивых социальных интересов  и т.д. В целом, многопартийность дает возможность разным социальным группам и их представителям бороться за влияние на государственные органы, направлять туда своих представителей и этим добиваться своих целей. То есть в таком многоголосом хоре у  каждого может быть свое место.

Многопартийная  система имеет свои разновидности. Чаще всего называют три из них:

      1. многопартийная система без доминирующей партии;
      2. многопартийная система с доминирующей партией;
      3. блоковая модель (множество партий объединяются в избирательныеблоки, чтобы набрать большее число голосов).

Среди основных направлений деятельности политических партий следует особо  выделить выработку программных  установок, социально-экономической  и политической стратегии. К разработке современной стратегии привлекаются квалифицированные идеологические кадры.

Политические  партии стремятся обеспечить единство действий своих сторонников, организовать поддержку среди своих союзников. Идеологическая функция партий выражается в политической деятельности. направленной, с одной стороны, на производство идей, а с другой - на «производство  людей». Партии выступают инициаторами и являются штабами по разработке стратегических и тактических концепций, выражающих интересы и волю представляемых ими социальных общностей.

Таким образом, существенными компонентами этих концепций являются модели развития и функционирования общества в целом. Помимо разработки концепций идеологическая деятельность партий направлена на широкое распространение, пропаганду этих концепций и иных идей, отвечающих их целям. Правящие партии используют для этого также идеологическую функцию государства.

2.2 Взаимосвязь политических партий и государства в современном российском обществе

 

Демократия  в Российской Федерации осуществляется на основании принципа политического многообразия.

Принцип политического многообразия (плюрализм) означает создание возможностей оказать влияние на политический процесс всеми социополитическими или другими организации, какая деятельность имеет политический аспект и находится в структуре Конституции.

Политический  плюрализм способствует увеличению эффективности демократии, причастности к политической деятельности населения  в целом, легализует конституционную  политическую оппозицию, создает условия  для того, чтобы преодолеть апатии людей и ее отчуждения от власти, произведенной в течение многих лет тоталитаризма.

Ликвидация  монополии КПСС на политической власти стала предварительным условием признания принципа политического  плюрализма в нашем обществе. Ликвидация этой монополии открыла дорогу не только к признанию принципа политического  плюрализма, но также и к его  реализации, прежде всего, постепенным  созданием в Российской Федерации  многопартийной системы.

Формирование  принципа политического плюрализма, продвигая общественную демократизацию, не имеет ничего общего с попытками  войти «в многовластие», сломать стабильность в обществе или наложить его эгоистические цели отдельных социальных групп, вызвать распад социального управления и анархии.

Преимущества  принципа политического плюрализма могут быть раскрыты полностью только в пределах конституционности. Для реализации принципа политического плюрализма, необходимо, чтобы все социополитические структуры, полностью способные гарантировать право граждан на обьединение в общественных организациях и защитить конституционные обьединения нашего общества посредством исключения в судебном порядке от общественной жизни политических организаций, угрожающих этим нормам, функционировали на законном точном, прежде всего конституционном, основание.

В Российской Федерации, указывается в Конституции  Российской Федерации (ст.13) признаются политическое многообразие. Многопартийность, политическое многообразие и многопартийность стали неотъемлемой частью общественной жизни России. Закрепление этого  положения в Конституции означает необратимость процесса становления  гражданского общества, в котором  партии играют как бы роль посредника между гражданским обществом  и государством. Положения части  третьей статьи 13 сформулированы в  точном соответствии с нормами международного права и отвечают стандартам  изложенным в принципах и положениях Заключительного акта Совещания  по безопасности и сотрудничеству в  Европе (Хельсинки. 1975 г.). Документа  Копенгагенского совещания (1990 г.) и  других документов. Таким образом  впервые в отечественном конституционном  законодательстве по этому вопросу  имеет место соответствия его  положений нормам международного права, что служит дополнительной гарантией  соблюдения принципов конституционного строя15.

Общественные  объединения равны перед законом (Положение части четвертой о  равенстве общественных объединений  перед законом) имеет особо важное значение. Закрепление данного принципа призвано пресечь попытки восстановить монополию какой бы то ни было одной  партии и покончить с практикой  предоставления одной (или несколькими) из них каких либо привелегий.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых  направлены на насильственное изменение  основ конституционного строя и  нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание Вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Для реализации принципа политического  плюрализма важно определение правового  статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих институционную основу политического плюрализма. Они  должны иметь в этом процессе все  необходимые права, соответствующие  юридически закрепленным обязанностям государства и его органов.

Одно  из наиболее важных мест в институциональной  основе политического плюрализма занимают политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие  выражению политической воли гражданского общества. Партии являются важнейшим  элементом политической системы  любого демократического государства. Без них сегодня практически  невозможно само осуществление государственной  власти.

Партийные системы современных демократических стран весьма разнообразны, что объясняется социальными, национальными, историческими, религиозными и иными особенностями, свойственными каждому государству.

Необходимость многопартийности в демократических  странах и ее специфические черты  обусловлены прежде всего тем, что  социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных слоев и групп с противоречивыми интересами. И чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. Кроме того. многопартийность в демократическом обществе обусловлена наличием в нем конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в парламентских и других выборных органах.за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности.

Политические  партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения. Политические партии вправе выдвигать  кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться государственными средствами массовой информации.

Информация о работе Государство и партии в полит.системе общества