_____________________________________________________________________________________________
(повне найменування вищого навчального
закладу)
_____________________________________________________________________________________________
(повна назва кафедри, циклової
комісії)
КУРСОВИЙ ПРОЕКТ
(РОБОТА)
з ___________________________________________________________
(назва дисципліни)
на тему:_____________________________________________________
____________________________________________________________
Студента
_____ курсу ______ групи
напряму
підготовки__________________
спеціальності_______________________
__________________________________
(прізвище
та ініціали)
Керівник
___________________________
____________________________________
(посада, вчене звання, науковий
ступінь, прізвище та ініціали)
Національна шкала ________________
Кількість балів: __________Оцінка: ECTS
_____
Члени комісії
________________ ___________________________
(підпис)
(прізвище та ініціали)
________________ ___________________________
(підпис)
(прізвище та ініціали)
________________ ___________________________
(підпис)
(прізвище та ініціали
м. _________ - 20 __рік
Содержание:
- Вступление ……………………………………………………………………...3
- Исторические предпосылки возникновения ……………………………… ..3
2.1 Государство и право в ранний
период ………………………………… .4
2.2 Халифатское движение ……………………………………………………
4
2.3 Смерть Мухаммеда ………………………………………………………...5
2.4 Национальная империя …………………………………………………...
6
3.1 Государство и право в поздний
период ……………………………… 7
3.2 Государственное устройство
…………………………………………... 8
3.3 Право ……………………………………………………………………..10
3.4 Раскол ……………………………………………………………………
16
4 Заключение ……………………………………………………………...
18
5 Список использованной
литературы ………………………………. 20
1.1 Вступление
Самым процветающим государством Средиземноморья
на всем протяжении средних веков наряду
с Византией стал Арабский халифат, созданный пророком Мохаммедом
(Мухаммедом, Магометом) и его преемниками.
В Азии, как и в Европе, эпизодически возникали
военно-феодальные и военно-бюрократические
государственные образования, как правило,
в результате военных покорении и присоединений.
Так возникла империя Моголов в Индии,
империя Танской династии в Китае и др.
Сильная интегрирующая роль выпала христианской
религии в Европе, буддистской в государствах
Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском
полуострове.
Исламское государство — государство, в котором в качестве формы государственного устройства лежит мотоестическая религия -ислам. Элементы конституционного, гражданского,
уголовного, административного, семейного
и процессуального права зафиксированы
шариатом.
1.2 Исторические
предпосылки возникновения
Первоначальным ядром
халифата стала созданная пророком Мухаммедом в
начале 7 века в Хиджазе (Западная Аравия) мусульманская община — умма. В результате мусульманских завоеваний
было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую
часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину,
Египет, Северную Африку, большую частьПиринейского полуострова,
Синд.
Слово халифат (араб. خليفة — Khalīfah — «наследник», «представитель») — означает
как титул Халифа, так и обширное государство, созданное
после Мухаммада арабами-завоевателями
под предводительством его «халифов»
(наместников).
Эпоха существования Арабского халифата,
вместе с несколькими последующими веками
расцвета общеисламской науки и культуры,
именуются в западной историографии Золотым веком ислама.
2.1 Государство и право в ранний
период Арабского Халифата
На основе земледельческих цивилизаций
на юге Аравии уже в I тыс. до н.э. возникли
ранние государства, сходные с древневосточными
монархиями: Сабейское царство (VII–II вв.
до н.э.), Набатия (VI–I вв.). В крупных торговых
городах формировалось городское самоуправление
по типу малоазиатского полиса. Одно из
последних ранних южно-арабских государств
– Химьяритское царство – пало под ударами
Эфиопии, а затем иранских правителей
в начале VI в.
К VI–VII вв. основная
масса арабских племен находилась на стадии
надобщинной администрации. Кочевники, торговцы, земледельцы
оазисов (главным образом вокруг святилищ)
объединялись посемейно в большие кланы,
кланы – в племена Главой такого племени
считался старейшина – сеид (шейх). Он
был и верховным судьей, и военным вождем,
и общим руководителем собрания кланов.
Существовало и собрание старейшин –
меджлис. Арабские племена расселялись
и за пределами Аравии – в Сирии, Месопотамии,
на границах Византии, образуя временные
племенные союзы.
Религиозные
представления арабов не были объединены
в какую-то идеологическую систему. Объединялись фетишизм, тотемизм
и анимизм. Распространенные были христианство
и иудаизм.
В VI ст. на Аравийском полуострове
существовало несколько независимых одна
от одной дофеодальных государств. В областях,
где было развитое земледелие, происходил
процесс феодализации. Этот процесс
охватил города-государства, в частности
Мекку. На этой почве
возникло религиозно-политическое движение
– халифат. Это движение
было направлено против племенных культов
за создание общей религии с одним божеством.
2.2 Халифское
движение
Халифское движение
было направлено против родоплеменной
знати, в руках которой была власть
в арабских дофеодальных государствах.
Он возник в тех центрах Аравии, где феодальный
строй приобрел большего развития и значения
– в Йємене и городе Ятрибе, охватил также
и Мекку, где одним из его представителей
был Мухаммед.
Знать Мекки выступила
против Мухаммеда, и в 622 г. он вынужден
был бежать в Медины, где нашел поддержку
со стороны местной знати, которая была
недовольная конкуренцией со стороны
знати Мекки.
Через несколько лет арабское население
Медины вошло в состав мусульманской общины,
которой руководил Мухаммед. Он выполнял
не только функции правителя Медины, но
и был военным руководителем.
К (20–30 гг. VII в.)
было завершено организационное оформление
мусульманской религиозной общины,
возглавляемой Мухаммедом. Созданные
ею военные отряды вели борьбу за объединение
страны под знаменем ислама. Деятельность
этой военно-религиозной организации
постепенно приобрела политический характер.
Объединив племена двух соперничавших
городов – Мекки и Ясриба (Медины) – под
своей властью, Мухаммад повел борьбу
за сплочение всех арабов в новую полугосударственную-полурелигиозную
общину (умму). В начале 630-х гг. значительная
часть Аравийского полуострова признала
власть и авторитет Мухаммеда. Под его
началом сложилось своеобразное протогосударство
с духовной и политической одновременно
властью пророка, опиравшегося на военные
и административные полномочия новых
сторонников – мухаджиров.
2.3 Смерть Мухаммеда
К моменту смерти пророка
почти вся Аравия подпала под его власть. При халифе Омаре (634 – 644) к этому государству
были присоединены Дамаск, Сирия, Палестина
и Финикия, а затем и Египет. На востоке
Арабское государство расширилось за
счет территории Месопотамии и Персии.
В течение следующего столетия арабы завоевывают
Северную Африку и Испанию, но дважды терпят
неудачу с завоеванием Константинополя,
а позже во Франции терпят поражение при
Пуатье (732 г.), однако в Испании удерживают
свое господство еще на семь веков.
Смерть Мухаммеда поставила вопрос о
его преемниках на посту верховного главы
мусульман. К этому времени его ближайшие родственники
и сподвижники (родоплеменная и купеческая
знать) консолидировались в привилегированную
группу. Из ее среды и стали выбирать новых
единоличных вождей мусульман – халифов
(«заместителей пророка»).
После смерти Мухаммеда объединение
арабских племен продолжилось. Власть
в союзе племен была передана духовному
наследнику пророка – халифу.
Внутренние противоборства были подавлены.
В правление первых четырех халифов («праведных»)
арабское протогосударство, опираясь
на всеобщее вооружение кочевников, стало
быстро расширяться за счет соседних государств.
Через 30 лет после смерти
пророка ислам разделился на три большие
секты, или течения, – на суннитов
(опиравшихся в богословских и правосудных
вопросах на Сунну – сборник преданий
о словах и поступках пророка), шиитов
(считали себя более точными последователями
и выразителями взглядов пророка, а также
более точными исполнителями предписаний
Корана) и хариджитов (взявших за образец
политику и практику двух первых халифов
– абу Бакра и Омара).
С расширением границ государства
исламские богословские и законоведческие
построения подверглись влиянию более
образованных инородцев и иноверцев. Это
сказалось на толкованиях Сунны и тесно
связанного с ним фикха (законоведения).
Омейядская династия (с 661 г.), перенесла столицу в Дамаск,
а следующая за ними династия Аббасидов
(от потомков пророка по имени Абба, с 750
г.) в течение 500 лет правила из Багдада.
К концу Х в. Арабское государство, сплотившее
до этого народы от Пиренеев и Марокко
до Ферганы и Персии, разделилась на три
халифата – Аббасидов в Багдаде, Фатимидов
в Каире и Омейядов в Испании.
Возникшее государство решало
одну из важнейших задач, стоявшую перед
страной, – преодоление племенного сепаратизма.
К середине VII в. объединение Аравии было
в основном завершено.
2.4 Национальная империя
Одним из важных стимулов движения
арабов на новые земли явилась относительная перенаселенность
Аравии. Коренные жители завоеванных
земель почти не оказывали сопротивления
пришельцам, так как до этого находились
под игом других государств, нещадно их
эксплуатировавших, и не были заинтересованы
в защите старых господ и их порядков.
Завоевания были продолжены в период правления халифов из рода Омейядов
(661–750). В это время арабы подчинили себе
Сирию, Иран, Северную Африку, Египет, Среднюю
Азию, Закавказье, Афганистан, многие владения
Византийской империи, Испанию и даже
острова в Средиземном море. Сложилась
наднациональная империя, основой единства
которой стали ислам и новая военная и
налоговая система. Государственность
раннего халифата была развита слабо,
система администрации была перенята
из завоеванных Ирана и Византии. Большая
часть земель была объявлена собственностью
государства, и на этой основе (по византийскому
образцу) стала формироваться система
полуфеодальных пожалований под условием
военной службы. Основой собственной налоговой
системы стало привилегированное обложение
правоверных мусульман и отягощение иноверцев.
В начале VIII в. государственность стала
приобретать более оформленный вид: началась
чеканка собственной монеты, арабский
язык стал общегосударственным.
В итоге на завоеванных землях возникло
новое большое государство – Арабский
Халифат. В его состав
вошла и Аравия.
Вступив в районы
древней культуры (Месопотамию, Сирию, Египет),
они оказались во власти развертывающегося
здесь глубокого социального переворота,
основным направлением которого было
формирование феодализма. Под воздействием
этого процесса разложение первобытнообщинного
строя у арабов быстро завершилось.
Для арабского феодализма
были характерны:
-Степень развития феодализма
в отдельных областях Халифата была не
одинаковой.
-большей части Аравии сохранились
значительные пережитки родоплеменного
строя.
Государство и право в поздний период Арабского Халифата
В конце VIII в. наметились новые тенденции
в развитии арабского государства. Местная знать, потеряла
заинтересованность в единстве Халифата.
Правителями арабского государства стали
халифы. Халиф считался полноправным наместником
пророка со всеми светскими и духовными
правами. Позднее халифа стали считать
непосредственно заместителем самого
Аллаха. Полномочия его ограничивались
только предписаниями Корана. Причем постановления
и судебные решения первых четырех халифов,
непосредственных преемников пророка,
получили даже значение священного предания
(сунны).
В течение первых 60 лет государства халифов
избирали-либо советом родовой знати,
либо решением «всех мусульман» (т.е. Мекки
и Медины). С правлением Омейадов
власть халифа стала наследственной в
роде, хотя абсолютно выверенной традиции
не сложилось.
После внутренних смут правление
в империи перешло к династии проиранских
правителей – Аббасидов (750–1258), в роли
халифов они были заняты и проблемами
распространения новой веры, воспринимавшейся ими самими и
их подданными как заповедь жить в равенстве
и всеобщем братстве всех истинно верующих.
В обязанности правителя в этом случае
входило быть справедливым, мудрым и милостивым
правителем. Просвещенные халифы сочетали
заботы об администрации, финансах, правосудии
и войске с поддержкой просвещения, искусства,
литературы, науки, а также торговли и
коммерции( транспортировка, складирование,
перепродажа товаров и ростовщичество).