При некоторых
мечетях возникли богословские факультеты. Таковым был, например, факультет,
а затем университет при мечети аль Азхар
в Каире, выросший из школы при мечети,
построенной в Х в. При некоторых мечетях
появились школы с кельями для студентов
и аудиториями для лекций (медресе – место
учения, от «дараса» – изучать). Эти школы
раньше всего упоминаются на крайнем востоке
мусульманского мира, в Туркестане, где
они возникли, по-видимому, под влиянием
буддистской монастырской практики (вихары).
Затем они появляются в Багдаде, Каире,
Марокко. Древнейшая надпись на бухарском
медресе (XV в.) содержит изречение, звучавшее
диссонансом с последующей и отчасти современной
практикой школьного обучения: «Стремление
к знанию – обязанность каждого мусульманина
и мусульманки».
Несмотря на
прекращение завоеваний, период ІХ-Х вв.
стал временем своеобразного мусульманского
ренессанса, расцвета культуры, богословия,
юриспруденции.
К концу IX в. обозначились центробежные
тенденции в обширной империи. Они опирались
на феодальные стремления отдельных правителей,
особенно тех, кто утвердил свою власть
на местах без ее признания халифами. В
средине Х в. окрепшие правители Ирана
захватили власть в центральных областях
империи, оставив халифам номинальную
духовную власть. Лишение халифов политической
власти вызвало закономерный процесс
распада обширного государства, не обладавшего
никакой внутренней прочностью и единством.
Раскол
Халифата на отдельные независимые государства
стал вопросом времени.
3.4 Раскол Халифата
В XI в. в Иране
и Малой Азии возникли самостоятельные
султанаты, номинально признававшие сюзеренитет
халифов. В XIII в. в Средней Азии сложилось
обширное государство мусульманских правителей
– хорезмшахов, объединившее большую
часть прежних владений халифата. Еще
ранее в самостоятельные государства
обособились Кордовский халифат в Испании,
султанаты Северной Африки. Халиф сохранил
свою власть над частью Месопотамии и
Аравии. Окончательный разгром азиатских
владений бывшей арабской империи произошел
в ходе монгольского завоевания. Багдадский
халифат был упразднен. Династия и власть
арабских халифов несколько веков еще
сохранялись в государстве мамлюкских
правителей в Египте, ставшем временно
священным центром мусульман, пока в XVI в.
он не попал под власть новой мощной образующейся
на Ближнем Востоке политической силы
– Османской империи,
Арабская империя – и в целом, и отдельные составившие
ее государства – была в чистом виде теократией,
т.е.
Организация власти и управления
государственностью, все властные и административные
(и даже социально-правовые) принципы которой
определялись религией ислама и непререкаемым
авторитетом духовного главы. В начале
халифата таким главой был пророк Мухаммад.
Ему в равной степени принадлежала и светская,
и духовно-религиозная власть. Верховенство
правителя основывалось и на верховной
собственности государства на землю: точнее,
земли принадлежали только Аллаху, от
имени которого ими распоряжались
земные властители.
4. Заключение
Основными причинами
воинских успехов арабов был религиозный
фанатизм, а также истощение Византии
и Ирана. Вследствие завоеваний было создано
огромное феодальное государство, которое
было сначала довольно централизованной. Дальнейшая
феодализация привела к распаду этого
государства. Первый шаг в этом направлении
был сделан в развитых в экономическом
и социальном отношении землях.
Разложение родоплеменных
отношений особенно далеко зашло в Хиджасе
(районе побережья Красного моря). Здесь
вокруг оазисов концентрировались полуоседлые
племена, занимавшиеся не только скотоводством,
но и земледелием. В этом районе находились
торгово-ремесленные города Мекка, Ясриб,
через которые пролегал оживленный караванный
путь с юга на север. В городах доминировали
богатые купцы-ростовщики. Обособившись
в привилегированную группу, они тем не
менее не порывали родственных связей
с определенными племенами и их знатью.
В этих районах проживало большое количество
обездоленных бедуинов. Рушились вековые
связи, узы и традиции взаимопомощи, связывавшие
соплеменников. Бедствием для простых
людей была усилившаяся межплеменная
рознь. Постоянные взаимные военные набеги
сопровождались убийствами, угоном людей
и скота.
Так в обстановке
глубокого социально-экономического кризиса
рождалось новое (классовое) общество.
И как это имело место у других народов,
идеология общественного движения, объективно выступавшего
за новый строй, приобрела религиозную
форму.
Одновременно
с возникновением Халифата формировалось
его право – шариат (шариа – с арабского
– «надлежащий путь»). Право изначально
формировалось как важнейшая часть религии.
Особенностью
арабского феодального общества было то, что не возникло сословное
устройство в той форме, что был в европейских
странах. Права и привилегии феодалов
не были регламентированы в мусульманском
праве. Только потомки Мухамеда – шейхи
и сеиды выделялись из общей массы мусульман
и пользовались некоторыми привилегиями.
Другой особенностью арабского
феодального общества была разность в
правах между мусульманами и не мусульманами.
Халифат – феодально-теократическая
деспотия. Во главе государства находился
халиф, преемник – «наместник» Аллаха
на земле. Халифы сосредоточивали в своих
руках духовную и светскую власть.
Источником власти
халифа было: избрание народом и заповедное
распоряжение халифа. С течением времени
второй способ стал доминирующей. Преемником
мог быть член семьи халифа или же мужчина
из рода Мухамеда, что не имеет телесных
недостатков и достиг совершеннолетие.
Влада халифа прекращается смертью, отказом
от власти, физической и моральной невозможностью
выполнять свои функции.
5 Список использованной литературы
Тищик Б.Й. История государства и права стран Древнего мира. – Львов, Издательство «СПОЛОМ», 1999
Хрестоматия по истории государства
и права зарубежных стран. Под ред. З.М. Черниловского. – М., 1984
Федоров К.П. История государства и права зарубежных
стран. – Киев, Высшая школа, 1994
Шевченко О.О. История государства и права
зарубежных стран. – Киев «Вентури», 1994
http://ru.wikipedia.org