Государство и право. Их роль в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Возникновение государства – это приспособление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (т.е. в экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохранились, развивались. Экономические отношения – базис, причина, поддерживались, всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится и государство.

Содержание работы

Введение 3
Государство и право в их соотношении и взаимодействии 3
Воздействие государства на право 5
Воздействие права на государство 9
Теории естественного права 13
Роль государства права в жизни общества 17
Заключение 23
Список источников 25

Файлы: 1 файл

Правоведение. Реферат.docx

— 66.98 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Ололоевский государственный университет»

 

Кафедра государственного и административного  права

 

КОТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Правоведение

 «Государство и право. Их роль в жизни общества»

                                                  

 

Выполнил: ст. гр. ХХХХХХ

                         Ололоев Х. Б.

                                                             Проверила: доц. каф.  гос. и адм. права

Ололоева Х. З.

 

 

 

Ололоево 2012

 

Оглавление

Введение3

Государство и  право в их соотношении и взаимодействии3

Воздействие государства  на право5

Воздействие права на государство9

Теории естественного  права13

Роль государства права в жизни общества17

Заключение23

Список источников25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
         Государство  есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых  противоречий. Государство появляется  там, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт-государство, которое никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть 
продукт общества на известной стадии развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна была сила, которая бы умерила столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ними, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство.  
         Возникновение государства – это приспособление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (т.е. в экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохранились, развивались. Экономические отношения – базис, причина, поддерживались, всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится и государство.

 

Государство и право в их соотношении  и взаимодействии1 
        Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права различались два подхода. Первый – этатистский, исходивший из приоритета государства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его (государства) следствие. Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий 
придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.

      Другой взгляд  на соотношение государства и  права утвердился в русле естественно-правовых  воззрений. Сторонники так называемой школы естественного права, выводившие понятие государства из общественного договора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с 
государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.

     Есть и третья точка  зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в определенной мере  интегрировать взгляды сторонников  отмеченных позиций и в то же время избежать крайностей в оценке связи государства и права.  
      Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера, государство порождает право или из права рождается государство. Она (связь) видится более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство и право друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

      Рассматриваемый  подход позволяет тем самым  выявить глубинные связи между государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает право государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей общественной практики.

      Признание двустороннего  характера связи между государством  и правом позволяет исключить  интерпретацию данного вопроса  в духе узконормативного подхода  к пониманию права («право исходит  от государства» и т.п.). В то  же время при данном подходе  роль государства по отношению  к праву не нивелируется, как  это вытекает их некоторых  концепций так называемого широкого  правопонимания. Государственный 
нигилизм в такой же мере опасен, как нигилизм правовой. Связь государства и права представляется иной: государство не порождает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это позволяет.

 
Воздействие государства на право2

      Государство является  непосредственным фактором создания  правовых установлений и главной  силой их осуществления. Государственная  власть имеет конструктивное  значение для самого бытия  права как особо институционального  образования. Она присутствует  в праве и как бы проникает  в самую суть права.

      Государство опекает  право, использует его потенциал  для достижения целей государственной политики. В тоже время влияние государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с отговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву. 
      Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и правореализации. Право формируется при непосредственном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает право-образовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. 
Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался 
основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право. 
      Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в полном отрыве (изолированно) от государства. Вместе с тем роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По-настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем.

      В осуществлении  правотворческой деятельности. Государство  в соответствии с познанными  законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет потребность наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, предавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий 
характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права.3

      В санкционировании  государством норм, которые не  имеют (не носят) прямого государственного  характера. Для некоторых правовых  систем такой способ «производства»  права является преобладающим.  Так, образование мусульманского  права характеризовалось как  раз тем, что государство санкционировало  главным образом те нормы, которые  выработаны были мусульманской  доктриной. Из истории права  известны случаи, когда положением, выработанным правовой доктриной  или появляющимися вследствие  толкования применяемой нормы,  государство придавало общеобязательное  значение.4

      В признании юридически  обязательными регуляторами поведения  фактически сформировавшихся и  существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи  и отношения получают юридическое  значение. Таким образом формируется так называемое обычное и прецедентное право, признаются в качестве общих норм положения нормативных договоров.

      Государство, таким  образом, обеспечивает развитие  всей системы источников права.  Сообразуется с социально-экономическими  потребностями, политической ситуацией  в обществе, государство в значительной  мере оказывает на выбор типов,  государственно-юридических средств  обеспечения правомерного поведения.  В этом смысле можно сказать,  что государство управляет правовой  средой общества, обеспечивает ее  обновление соответственно духу  времени.

      Достаточно значимой  представляется роль государства  в обеспечении реализации права.  Исторический опыт убедительно  свидетельствует о том, что  вне и помимо государства использование  его ресурсов, осуществление правовых  установлений было бы вообще  невозможно. Назначение государства  как раз и проявляется в  том, что оно своей деятельностью  призвано создавать фактические,  организованные юридические предпосылки  для использования гражданами, их  организациями предоставленных  законом возможностей в целях  удовлетворения самых разнообразных  интересов и 
потребностей. Активность государства – необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер. 
      Государство, далее, обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов. 

      Государство, следовательно,  способствует распространению права  в социальном пространстве, оно  обязывает участников общественных  отношений действовать по праву,  исключать противоправные подходы  в достижении общественно значимых  результатов.

      Несомненно, объективно  существует пределы воздействия  государства на право. И прежде  всего это обусловлено регулятивным  потенциалом самого права, возможностями  государства, его структур обеспечить  действие права в данных социально-экономических  и политических условиях. Государство  не может также использовать  право в противоречии с его  истинным назначением. Важна по  этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая политика  государства, позволяющая наиболее  рационально и в интересах  общества использовать правовой  инструментарий.

 
Воздействие права на государство5

      В специальной  литературе проблеме влияния  права на государство удалено  мало внимания. Между тем, государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: во внутренней организации государства и в его деятельности. 
      Исторический опыт доказывает, что для своего существования, государство, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Таким образом, отношение между государственными структурами получают правовое регулирование, превращаются в правоотношения.

      С помощь права  определяются место, роль, функции  частей государственного механизма,  их взаимодействие с другими  органами и населением. Упорядочивая  внутри организованные связи  государства, право позволяет  обеспечить рациональное устройство  структуры государства. Нормативно-юридические  акты правоустановительного характера  формируют государство как систему  с развитым органическим построением.  Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

            Известны два метода, посредством  которых государство навязывает  свою волю обществу: метод насилия,  присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление  социальными процессами с помощью  правового инструментария. Такой  метод органично присущ государствам  с развитым демократическим режимом.  Следовательно, современное демократическое  государство не может вне права  осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую  сторону, аспект, свойство государственной  деятельности. Такое качество присуще  праву, поскольку оно незаменимо  как обще-социальный регулятор, и его использование обусловлено объективными факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободиться от него.6  
            Итак, государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Концепция господства права (правового государства) как раз исходит из того, что право в интересах личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле 
право выступает как сила, способная подчинить государство. Образно

Информация о работе Государство и право. Их роль в жизни общества