Государство и право. Их роль в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Возникновение государства – это приспособление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (т.е. в экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохранились, развивались. Экономические отношения – базис, причина, поддерживались, всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится и государство.

Содержание работы

Введение 3
Государство и право в их соотношении и взаимодействии 3
Воздействие государства на право 5
Воздействие права на государство 9
Теории естественного права 13
Роль государства права в жизни общества 17
Заключение 23
Список источников 25

Файлы: 1 файл

Правоведение. Реферат.docx

— 66.98 Кб (Скачать файл)

говоря, право выступает над  государством для того, чтобы господство не встало над обществом.7

      В современных  условиях связывающая роль права  в отношении государства усиливается.  При этом наблюдается следующая  закономерность: чем точнее право  отражает объективные потребности  общественного развития, тем в  большой мере оно связывает  государство. Активность государства  в этом случае не подавляется.  Напротив, она расходуется результативно  и исключительно в интересах  общества и отдельной личности. Только будучи связанным с  правом, государство может действовать  свободно, а значит, соответствует  своему историческому предназначению.

Интенсивно возрождаемая в России теория обычного права призвана сыграть  важную роль в развитии современной  концепции реформирования права  и в совершенствовании российской правовой жизни. Значимость разработки проблемы обычного права становится особенно ясной в условиях общей  либерализации и демократизации жизни российского общества. Направленность России на формирование современной  правовой системы актуализирует  необходимость изучения тех механизмов и условий в общей системе  правового регулирования, которые  давно сложились и продолжают существовать в России. Известный  русский философ B.C. Соловьев писал: «Одно только мы знаем: если Россия не исполнит своего нравственного долга, если она не отречется от национального эгоизма, если она не откажется от права силы и не поверит в силу права, если она не возжелает искренно и крепко духовной свободы и истины - она никогда не сможет иметь прочего успеха ни в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних». Понимание закономерностей и правовых ориентиров российской действительности – путь формирования гражданского сознания, действенного мировоззрения.

Право, возникая как регулятор постоянно  складывающихся в обществе отношений, объективно получает закрепление в  форме установлений, которые, будучи зафиксированы не только в письменных источниках, но и в передающихся от поколения к поколению преданиях и стереотипов поведения, становятся обязательными для исполнения всеми членами человеческого общежития. Большую роль в правовой жизни общества играют национальный уклад жизни, традиционные верования, сложившиеся формы поведения, этническое самосознание.

Качественную определенность обычного права в России невозможно осознать вне рассмотрения его в контексте  феномена правовой жизни. Российскую правовую жизнь нельзя сводить только к  юридическим формам бытия; правовая реальность охватывает и правосознание с его элементами: правовой психологией и правовой идеологией.

Под правовой жизнью мы понимаем процессы, которые характеризуют собой  не только совокупную, упорядоченную  и неупорядоченную правовую действительность, но и процесс исторического развития права в целом, основные этапы  его эволюции. Исследуя природу правовой жизни российского общества необходимо руководствоваться принципами, которые  позволяют понять повседневную жизнь  как органичную, динамическую систему, способную к самоорганизации, к  продуцированию норм рационального  поведения, социальной деятельности.

С достаточной уверенностью можно  утверждать, что содержание и формы  правовой жизни современного общества гораздо богаче той картины, которая  устоялась в отечественной юридической  науке. Это касается и понимания  природы и действительной роли обычного права. В теории права все больше и больше подчеркивается роль обычного права, правового плюрализма, способствующих развитию нормальной правовой жизни. Обычное  право воспринимается сегодня не как атавизм из прошлого, а как  неотъемлемый компонент естественного  правового развития общества, народа. Но в некоторых аспектах требуется  новое отношение к обычному праву. Эта необходимость определяется обнаружением в современной жизни  типов деятельности, источники происхождения которых связаны с повседневным опытом, общественным признанием, нравственными и политическими оценками, а также с рядом других факторов, не охватываемых правом в его юридической форме. Да и юридическое право стало более «чувствительным» к образу жизни российского общества.

Обычное право функционирует наряду и вместе с официальным правом; оно занимает особое место в системе  правовых отношений. Подлинно демократическое  государство, сосуществуя с институтами  гражданского общества, не обладает монополией на право. В обществе всегда имеют  место ситуации, когда юридическое  право вступает в противоречие с  местной традицией, то есть с действием  обычного права. Все чаще и чаще высшие органы государственной власти сталкиваются с дилеммой: сохранить ли сложившийся  паритет, правопорядок в достаточно больших регионах России или в крупных социальных группах (национальности, этносы, верующие), либо соблюсти принцип верховенства закона, как условия правового государства, модель которого достаточно неоднозначно и болезненно приживается в России последние 140 лет.8

Эффективное эволюционирование российской правовой жизни должно происходить  за счет реального отражения обычного права в законодательстве и правоприменении. В свою очередь, сущность обычного права определяется характером личностных отношений в конкретной социальной системе. Наиболее распространенные и устоявшиеся «теоретические предрассудки» в отношении феномена правовой жизни и обычного права связаны, на наш взгляд, с абсолютизацией сознательного тотального контроля жизни социума, единства правовых культур различных его слоев, а также с недооценкой значимости института прав человека в жизни государства и общества.

 

Теории естественного  права9

Подобно классическим учениям XVII-XVIII вв. современные естественно-правовые теории признают существование наряду с позитивным правом (законами и  обычаями) идеального порядка отношений  между людьми. Этот высший нормативный  порядок и называют естественным правом. Согласно таким взглядам законы государства являются действительными  и легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному праву.

Современное понимание естественного  права вместе с тем существенно  отличается от предшествующих трактовок. По сравнению с эпохой антифеодальных революций коренным образом изменились взгляды на человека как носителя естественных прав. В противоположность  доктринам прошлого, основанным на представлениях об изолированном, обособленном индивиде, философия и правоведение XX в. рассматривают человека с точки  зрения его социальных определений  как участника многообразных  общественных связей. В перечень естественных прав соответственно включают не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее независимость  от государственной власти, но и  социально-экономические права человека, свободу объединения в политические партии и общественные союзы, права  социальных общностей (например, право  наций на самоопределение, право  народа устанавливать конституцию  государства и т.п.). Новейшие естественно-правовые учения смыкаются с теориями социального  государства и плюралистической демократии.

С этим связана и другая особенность современных концепций. Естественное право в них не рассматривается  больше как совокупность незыблемых раз и навсегда установленных разумом предписаний.

        Метафизическим  и априорным доктринам эпохи  Просвещения противопоставляют  идеи "естественного права с  изменяющимся содержанием" (термин  введен в оборот немецким юристом  Р. Штаммлером), принципы исторически развивающегося правосознания, нравственные и духовные ценности конкретного общества или народа. Естественно-правовые воззрения в современной юриспруденции, иначе говоря, сочетаются с историческим и социологическим изучением правовых идеалов.

В литературе начала XX в. такой  подход именовали "возрожденным естественным правом", понимая под ним возрождение  на новой методологической основе традиций рационалистического обоснования  права, которые были прерваны во второй половине XIX столетия развитием юридического позитивизма и формально-догматической  юриспруденции. К настоящему времени  этот термин вышел из употребления.

Следует также обратить внимание и  на неписанное право Европейского сообщества, которое состоит из «общих принципов права» (основные права человека, юридическая определенность, пропорциональность, равенство, право быть заслушанным, юридическая профессиональная привилегия, суб-сидиарность). Это «общее» право Европейского сообщества принято Судом ЕС. Юристы не без оснований полагают, что это важный действенный источник права ЕС, роль которого постоянно возрастает.

Степень научной разработанности  проблемы. В настоящее время понятие  обычного права довольно прочно вошло  в систему понятий правовой теории, хотя нередко употребляется в  разных значениях. Однако теоретическое  изучение процессов, связанных с  развитием обычного права в российской правовой жизни, представляется недостаточно развитым ни по используемой методологии, ни по своим результатам. Несправедливое игнорирование обычного права юридической  наукой на протяжении длительного периода  привело к тому, что большинство  работ, посвященных этой проблеме, носят  преимущественно описательный характер. Обычное право представляло интерес  преимущественно для историков  и этнографов, перед которыми, как  известно, стоят свои цели и задачи.

Уточнено понятие обычного права, что нашло свое выражение в  его авторском определении. Обычное  право - такая форма правовой жизни  общества, основанная на нормативно-ценностной системе регуляции поведения  людей, действенность которой определена многократностью и стабильностью  стихийно складывающихся моделей поведения, которая опирается на убежденность в справедливости и оптимальности (в силу очевидной практической пользы) предписываемого поведения; оно  является доминирующим фактором, определяющим характер и эффективность неофициального правопорядка. Кроме того, при уточнении данного понятия главный интерес связывается с указанием влияния обычного права на российскую правовую жизнь. При этом признается необходимым исходить не только из собственно юридического толкования обычного права, но и учитывать разработки других наук, также занимающихся обычным правом: антропологии, этнологии, философии права, социологии права.10

Понятие и сущность обычного права  как формы правовой жизни российского  общества рассматривается не столько  исходя из целей правовой политики государства, сколько из ценностной системы и функций права вообще.     

      Еще два  – три десятилетия назад политическая  система России развивалась в  русле марксистско-ленинской теории  отмирания права и государства.  Ее основной вывод состоит  в том, что государство и  право существуют не извечно,  они опять исчезнут с построением  бесклассового 
коммунистического общества.11

      Не было  бы неверно оценивать весь опыт советского государственного 
строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных 
теоретических положений, забегание вперед, прожектерство, 
огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие 
властвующих структур. В любом случае в постперестроечный период теория 
отмирания государства и права не находит своих сторонников. Единственной 
теорией, которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в России является теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на 
базе реального социализма открылась возможность формирования 
неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность и в целом движения к более высокой ступени прогресса свободы.12 
      Негативное отношение к государству и неправовым законам, от него 
исходящим, может иметь место только там, где законодательство и 
государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя 
распространять на государство и право вообще. Уместно в это связи вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле 
стали придавать общеобязательное значение. И если среди этих обстоятельств видеть некие общесоциальные (общечеловеческие) потребности, но именно с ними и следует связывать судьбу права и 
государства. Хорошо сравнение изобретения права с изобретением колеса. 
      Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей (колесование), но куда в большей степени оно используется для обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права и государства должна моделировать прогрессивную роль государственно-правового механизма.

Роль государства и права в жизни общества

Роль права в жизни  общества находит свое проявление в  том, что одни нормы права выполняют  его регулятивную функцию: с их помощью обеспечивается общий порядок в экономических, торговых, семейных и других отношениях. Достигается это тем, что государство устанавливает общие для всех участников таких отношений права и обязанности (например, устанавливает правила торговли или порядок наследования имущества умершего человека). С помощью других норм права осуществляется охранительная функция права, заключающаяся в том, что государство защищает от посягательств на жизнь, здоровье людей, их имущество, устанавливая меры ответственности за убийство, кражу, причинение вреда здоровью и другие опасные для общества деяния.

Однако не следует забывать, что в минувшие исторические эпохи  право как система установленных  государством общеобязательных правил поведения выражало и защищало в  первую очередь интересы экономически господствующих классов (рабовладельцев, феодалов, капиталистов). Но тем не менее  даже в эти эпохи право имело  прогрессивное значение, являясь  своеобразным аккумулятором цивилизации. Оно ограничивало произвол отдельных  представителей господствующего класса. Например, в Древнем Риме раб, находясь в полной собственности рабовладельца, рассматривался как вещь, говорящее  орудие. Но при этом рабовладелец (господин) не мог безнаказанно лишить раба жизни.

Информация о работе Государство и право. Их роль в жизни общества