Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:17, контрольная работа
В 1930-1940е гг. произошло окончательное становление государства и права советского типа. Поскольку СССР являлся на тот момент единственной страной «победы социализма», то, несомненно, что опыт советского государства в правовой сфере является уникальным. Поэтому целью данной контрольной работы является рассмотрение государственно-правовых изменений на протяжении периода установления советского типа государства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Государственный и общественный строй СССР по Конституции 1936г…...5
2. Основные изменения в праве в 1930е гг……………………………………..10
3. Государственно-правовые изменения в СССР в годы ВОВ………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..23
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………25
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
История Отечественного государства и права
Тема: ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СССР В 1930-1940е гг.
Выполнил:
Проверил:
2012
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Государственный и общественный строй СССР по Конституции 1936г…...5
2. Основные изменения
в праве в 1930е гг………………………………
3. Государственно-правовые изменения в СССР в годы ВОВ………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Тема развития советского государства и права в 1930-1940е гг. продолжает оставаться актуальной и в наши дни. Интерес к данному вопросу, обусловлен, прежде всего, противоречивостью отношения к нему со стороны различных общественно-политических сил и отдельных граждан.
Большое количество недостоверной информации и рознящееся, не совсем адекватное и объективное понимание темы советскими и российскими историками делают данный период сложным к изучению. Существует множество нерешенных вопросов и дискуссионных проблем, между которыми сложно найти идеальный баланс.
Рассматриваемый период полон противоречий, это период установления совершенно новой системы государственной власти и, несомненно, один из самых важных этапов развития советского права и государства. В этот период в СССР была создана такая правовая система, которая в последствии стала примером для подражания не только для принятия новых законов в нашей стране, но и частично была заимствована передовыми европейскими странами, поскольку созданная в эти годы Конституция являлась на тот момент самой демократичной в мире.
Конституция 1936 г. значительно
изменила устоявшийся к тому времени
государственный аппарат и
Что касается непосредственно периода ВОВ, то в это время государственно-правовое развитие в СССР было, если можно так сказать, поставлено на военные рельсы. И именно существовавшая в то время государственно-правовая система позволила в кратчайшие сроки мобилизовать силы государства для отпора агрессору. В этом смысле опыт изменения в праве в военный период является бесценным.
К сожалению, следует заметить, что идеализировать правовые отношения в СССР нельзя. Но это обусловлено не собственно действующим законодательством, а имевшими место проблемами правоприменения со стороны, прежде всего, судебных (и внесудебных карательных), следственных, надзорных органов, различных контролирующих инстанций и т.д. Но, говоря об этом, не следует забывать, что в любой политической системе, в условиях практически любого общественного строя мы можем наблюдать нарушения законности. Безусловно, говоря об этом, нельзя забывать, что всякое проявление правового произвола, юридических ошибок и злоупотреблений, как любое нарушение Закона, всегда должно быть наказано и подвергнуто общественному осуждению.
В 1930-1940е гг. произошло
окончательное становление
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1936г.
Государственное управление строилось и функционировало со второй половины 30-х гг. на новой конституционной основе. VII съезд Советов СССР (28 января — 6 февраля 1935 г.) постановил изменить Конституцию, внести изменения в направлении дальнейшей демократизации избирательной системы и уточнения социально-экономической основы Конституции, приведения ее в соответствие с новым состоянием общества.
Конституция 1936 г. провозгласила победу социализма в СССР. Законодательно закреплена была и такая конституционная основа власти и управления, как роль ВКП (б), которая, согласно ст. 1262, представляла собой руководящее ядро всех общественных и государственных организаций трудящихся. Создание других политических партий не запрещалось, но на деле это было невозможно.
Как и в первых советских Основных законах, была вновь закреплена форма государства, сложившаяся в результате революции 1917 г. - республика Советов со столицей в г. Москве. Государственное устройство страны определялось как федеративное (союзное) объединение одиннадцати равноправных Советских Социалистических республик, в состав которых входят 9 автономных областей, 5 краев, 34 области и 22 автономные советские социалистические республики3.
В сфере государственного устройства Конституция 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней – Советы депутатов трудящихся. Существенно изменились структура и статус органов власти и управления. Высшим органом власти и единственным законодательным органом Союза стал Верховный Совет СССР. Верховный Совет имел двухпалатную структуру: Совет Союза и Совет Национальностей, причем обе палаты были равноправны.
Совет Союза избирался по территориальным округам, Совет Национальностей - по союзным, автономным республикам, автономным областям и национальным округам. Обе палаты признавались равноправными, должны были избираться на 4 года и работали в сессионном порядке. В случае непримиримых разногласий при принятии решения Президиум Верховного Совета распускал Верховный Совет и назначал новые выборы.
Вместе с тем Президиум был подотчетен Верховному Совету. Президиум издавал указы, проводил референдумы, в период между сессиями Верховного Совета осуществлял высшую власть в государстве, назначал новые выборы7.
Конституция сохранила Совет Народных Комиссаров СССР, но он был лишен законодательных прав, а мог издавать постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов. Правительство (СНК СССР) формировалось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета.
В Конституции давался перечень союзных (обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой промышленности, оборонной промышленности) и союзно-республиканских (пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения) народных комиссариатов8. По аналогии с союзными органами центральной власти и управления строилась система органов союзной республики.
Изменилась и конструкция
местных советских органов: в областях,
краях, районах стали избираться просто
Советы. Исполкомы Советов стали только
исполнительно-
Новая Конституция решала вопросы формирования, организации и деятельности высших представительных органов государственной власти союзных и автономных республик, а также определяла систему и полномочия органов государственного управления, суда и прокуратуры9.
Впервые в Конституцию была включена глава, в которой закреплялись основные политические права и свободы: на труд, на отдых, на материальное обеспечение (в старости, по болезни, в случае потери трудоспособности), на образование (бесплатное), свободы слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки12.
При этом право на труд было объявлено обязанностью в государстве трудящихся (ст. 1213 Конституции), но одновременно эта обязанность гражданина трудиться была декларирована как право. Статья 11814 Конституции СССР закрепила, что «граждане СССР имеют право на труд, т.е. право на получение гарантированной работы» (право обеспечивалось отсутствием безработицы).
В Конституции 1936 г. провозглашалось равенство полов (статья 12215 Конституции СССР), национальностей, отделение церкви от государства (статья 12416) и школы от церкви. Были закреплены и основные обязанности гражданина перед обществом и государством.
Глава
917 Конституции была посвящена изменениям
в избирательной системе. Статья 135 закрепила,
что выборы депутатов являются всеобщими:
все граждане СССР, достигшие 18 лет, имеют
право участвовать в выборах. Депутатом
также мог стать любой гражданин. Были
сняты классовые ограничения, исчезло
неравенство городских и сельских избирателей,
отпала многостепенность выборов, устанавливался
переход к тайному голосованию. На смену
производственно-
2. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВЕ В 1930е гг.
Основные тенденции развития советского права 30-х годов заключались в следующем. Во-первых, в качестве источников права утвердились нормативные акты, то есть законы и подзаконные акты. Однако в силу закрепления в конституционном порядке руководящего положения правящей партии не только совместные постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР, являвшиеся формально подзаконными актами, рассматривались как источники права, но и постановления ЦК ВКП (б) имели общеобязательную силу для всех государственным органов и учреждений и общественных организаций. Все иные источники права потеряли свое значение и больше не использовались18.
Во-вторых, существенно возросла роль общесоюзных актов и, соответственно, сокращалось поле применения законодательства субъектов федерации. Это было связано с предельной централизацией и бюрократизацией всего партийно-государственного управленческого аппарата, концентрацией власти в руках узкой группы лиц - Политбюро ЦК ВКП(б), а затем одного Сталина.
Информация о работе Государство и право СССР в 1930-1940е гг.