Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:17, контрольная работа
В 1930-1940е гг. произошло окончательное становление государства и права советского типа. Поскольку СССР являлся на тот момент единственной страной «победы социализма», то, несомненно, что опыт советского государства в правовой сфере является уникальным. Поэтому целью данной контрольной работы является рассмотрение государственно-правовых изменений на протяжении периода установления советского типа государства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Государственный и общественный строй СССР по Конституции 1936г…...5
2. Основные изменения в праве в 1930е гг……………………………………..10
3. Государственно-правовые изменения в СССР в годы ВОВ………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..23
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………25
В-третьих, существенные
изменения происходили в
В-четвертых, хотя формально Конституция СССР 1936 года подчеркивала роль закона как основного источника права и Верховного Совета СССР, и верховных советов субъектов федерации как органов законодательной власти, в действительности усиливалась и расширялась практика нормотворчества управленческого аппарата. Утвердилась практика, когда при расхождении закона и ведомственного нормативного акта в реальной жизни приоритет отдавался ведомственному акту19.
Уголовное право. В 1926-1929 гг. уголовно-правовые нормы создавались в большей мере союзными республиками. Начиная с 1930 г. на первый план выступает уголовное законодательство Союза ССР.
В связи с этим назовем Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности». Постановление резко усилило наказание за хищение социалистической собственности, не разграничивая мелкие и крупные хищения. Вслед за ним были приняты другие законодательные акты, направленные на ужесточение репрессий и разрушение гарантий прав личности в уголовном судопроизводстве.
10 июля 1934 г., было принято решение об образовании при НКВД СССР Особого совещания, деятельность которого непосредственно связывалась с проведением массовых репрессий. Те же изменения (речь идет об ужесточении) нашли отражение и в процессуальном праве20.
Особо выделим Постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. «О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов». Это постановление было подготовлено по поручению Сталина в течение нескольких часов после сообщения об убийстве С. М. Кирова. Этот чрезвычайный закон предписывал заканчивать следствие по делам о терактах в 10-дневный срок, рассматривать дела в суде без участия общественного защитника, не допускать кассационного обжалования и ходатайства о помиловании, расстрел приводить в исполнение немедленно после оглашения приговора. На практике это означало отмену каких бы то ни было юридических гарантий при рассмотрении политических преступлений.
В 1936 г. создается союзно-республиканский Наркомат юстиции. Наряду с другими обязанностями на него возлагалось руководство организацией судебной системы, наблюдение за применением судами Положения о судоустройстве, уголовного, гражданского и процессуального законодательства.
Для данного периода характерно усиление уголовных репрессий. Фактам беззакония способствовал введенный упрощенный порядок следствия и рассмотрения дел о некоторых преступлениях. Многие материалы (по политическим делам) рассматривались через Особое совещание. Политические дела рассматривались также различными комиссиями («тройки», «двойки»), действовавшими в краях и областях, а также трибуналами войск НКВД21.
И все же к концу 30-х гг. спадает волна массовых репрессий. Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября и 1 декабря 1938 г. ограничивали полномочия НКВД, ликвидировали «тройки», запрещали массовые аресты по «лимитам» и «соревнованиям» по разоблачению «врагов народа» и другие действия, связанные с нарушением законности.
Гражданское право. Поскольку в стране господствовала общественная собственность на средства и орудия производства во всех отраслях народного хозяйства (государственная собственность в промышленности и колхозно-кооперативная в сельском хозяйстве), то в этом ключе гражданское законодательство и вносило изменения в регулирование отношений собственности. Устанавливается право о безвозмездной передаче государственных предприятий только государственным организациям. Были изданы некоторые гражданско-правовые акты с целью охраны социалистической собственности22.
Вместе с тем в этот период снимается ряд ограничений в росте и распоряжении личной собственностью. Однако рост нетрудовой собственности по закону исключался. Существенно меняется также понятие субъектов гражданского права, которыми теперь являются только организации (государственные, кооперативные, общественные) и трудящиеся СССР.
В 1930-1931 гг. были проведены налоговая и кредитная реформы. Все налоги и сборы, которыми облагались социалистические организации в 20-е гг., были заменены двумя: отчислениями от прибыли всех социалистических предприятий; налогом с оборота государственных предприятий. После кредитной реформы самыми распространенными видами договоров становятся договоры подряда и поставки. Широкое распространение получает договор купли-продажи между организациями. Договор мены себя изживает и запрещается. Большое значение имели также договоры контрактации. В качестве сторон выступали колхозы, отдельные колхозники и единоличники, а также промышленные объединения и организации.
Законодательство 1930х гг. предусматривало две формы личной собственности: индивидуальную собственность граждан (ее объектом были трудовые доходы и сбережения граждан, жилой дом, предметы личного потребления) и собственность колхозных дворов (подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, птица, сельскохозяйственный инвентарь, скот; количество скота регламентировалось нормами Устава сельскохозяйственной артели). Допускалось мелкое частное хозяйство единоличников и кустарей (без эксплуатации чужого труда). Частнокапиталистическая собственность допускалась еще в западных районах страны, вошедших в состав СССР в 1930-40 гг23.
Семейное право. В период 1930х гг. были изданы новые Кодексы законов о браке, семье и опеке во всех республиках. Основные принципы этих Кодексов были общие. Для всех республик образцом был Кодекс РСФСР, принятый еще в 1926 г.
В Кодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР фактические брачные отношения были приравнены к зарегистрированному браку. Особое внимание уделялось обеспечению равноправия супругов, в том числе имущественного, а также определены обязанности родителей в отношении детей и детей в отношении родителей. Дети от брака зарегистрированного и фактического пользовались одинаковыми правами.
В целом семейное право было нацелено на укрепление семьи и увеличение рождаемости. 27 июня 1936 г. ЦИК и СНК приняли Постановление «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам», по которому поощрялась рождаемость; предусматривалось расширение сети родильных домов, детсадов и яслей. В 1936 г. было принято постановление, по которому милиции разрешалось штрафовать родителей за озорство и уличное хулиганство их детей. Усложнялась процедура разводов (чтобы уменьшить число легкомысленных браков)24.
Трудовое право изменялось в соответствии с изменениями трудовых отношений, которые оно регулировало: участниками трудовых отношений становились только социалистические предприятия и организации, а также трудящиеся. Произошли изменения в самих основаниях возникновения трудовых отношений.
Организация найма и распространение рабочей силы стали одной из форм плановой работы государства и его органов. С 1931 г. государство перешло к организованному набору рабочей силы. Для специалистов, окончивших ФЗУ, был установлен обязательный порядок направления на работу. Предприятиям и организациям было предоставлено право самостоятельного найма рабочей силы. С 1929 г. было установлено одинаковое рабочее время и время отдыха во всех организациях и предприятиях.
В области охраны труда устанавливался технический надзор со стороны профсоюзов, сокращались сверхурочные работы. Была введена сдельная оплата труда; регулирование зарплаты во всем народном хозяйстве было централизовано.
Большое внимание уделялось организации социального страхования. Увеличивался размер средств, выделенных на социальное страхование. Оно было полностью передано профсоюзам. Повысилась роль профсоюзов в разрешении «трудовых споров», в 1928г. утверждены «Правила о разборе трудовых конфликтов», по которым созданы расценочно-конфликтные комиссии при обязательном участии месткомов профсоюзов (просуществовали до 1957 г.).
28 декабря 1938 г. Постановлением СНК, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле» был введен дифференцированный подход к оплате по временной нетрудоспособности. Теперь она зависела от стажа непрерывной работы на данном предприятии25.
Колхозное право. В рассматриваемый период был решен вопрос о форме коллективного хозяйства. Основной формой стала сельскохозяйственная артель. 1 марта 1930 г. ЦИК и СНК СССР утвердили Примерный устав сельскохозяйственной артели. Оплата труда была не по уравнительному принципу, а в соответствии с количеством и качеством труда по определенной норме. В качестве единицы измерения труда был установлен трудодень. Высшим органом управления колхоза стало общее собрание. В 1930 г. колхозам были предоставлены льготы: освобождались на 2 года от большей части налогов; списывали недоимки; оказывалась другая помощь (финансами, семенами и т. д.).
27 декабря 1932 г. в
СССР была введена
Наиболее крупным и важным актом колхозного законодательства рассматриваемого периода был Примерный устав сельскохозяйственной артели 1935 года. В Уставе колхозный путь провозглашался единственно правильным для трудящегося крестьянства. В то же время сохранялся пункт Устава 1930 года о добровольном объединении крестьян.
27 мая 1939 г. выходит
Постановление СНК СССР «О
мерах охраны общественных
3. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СССР В ГОДЫ ВОВ
22 июня 1941 г. войска фашистской Германии напали на СССР. Военные действия потребовали мобилизации всех сил и средств для обороны страны. Уже 22 июня 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении». В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти переходили военным властям (военным советам фронтов, армий).
Во время войны сохранили свои полномочия Верховный Совет СССР и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и управления, местные советские органы. Созданные чрезвычайные органы в своей деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов. Однако из-за войны неоднократно откладывалось проведение очередных выборов и продлевались полномочия соответствующих Советов.
Усилилось значение исполнительных органов Советов, а также интеграция партийного и государственного руководства различных уровней27.
При Совнаркоме СССР был создан ряд новых органов: Совет по эвакуации, Комитет по учету и распределению рабочей силы, в 1943 г. – Комитет по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. Образовывались новые наркоматы, прежде всего по отраслям военной промышленности, создавались новые звенья в ранее существовавших наркоматах. Для оперативного решения вопросов расширялись права наркоматов в области финансов, распределения ресурсов, капитального строительства.
Высшим чрезвычайным органом стал Государственный Комитет Обороны СССР. В руках ГКО была сосредоточена «вся полнота власти в государстве», постановления ГКО имели силу законов военного времени. Своего аппарата ГКО не имел, а действовал через партийные, государственные органы и общественные организации. Усилилась роль военных трибуналов: в местностях, объявленных на военном положении, трибуналам были переданы многие дела, входившие в компетенцию общих судов28.
Была проведена реорганизация управления войсками. Высшее стратегическое руководство вооруженными силами возлагалось на Ставку Верховного Главнокомандования. Рабочим аппаратом Ставки служили Генеральный штаб, управления наркомата обороны и наркомата военно-морского флота. С мая 1942 г. при Ставке действовал Центральный штаб партизанского движения, а в сентябре 1942 г. было создано Главное командование партизанского движения.
Юридической базой всего законодательства продолжали оставаться Конституция СССР и конституции союзных и автономных республик. При этом особое значение приобретали те их нормы, которые прямо касались вопросов обороны страны. Приказы и инструкции общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов тоже стали весьма распространенным источником права.
Нормотворческая деятельность Советского государства дополнялась и судебной практикой. Устанавливая порядок применения ряда правовых норм, толкуя законы и подзаконные акты, Верховный Суд нередко восполнял в то же время пробелы в праве, которые выявлялись в практике, но не были решены законодателем и не могли быть восполнены в процессе законодательной деятельности из-за сложной обстановки.
Война вынудила Советское
государство приостановить
Уголовное право. В годы войны возникла проблема увеличения всех видов преступлений. Действовали довоенные нормы уголовного права, но появились и новые, вызванные военной обстановкой. Уголовная ответственность стала применяться за действия, ранее наказуемые в административном порядке, в это время усиливалась и уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. При совершении государственных и воинских преступлений, расхищении государственной собственности, при совершении особо опасных преступлений против порядка управления и некоторых других судебная репрессия усиливалась. Осужденным часто предоставлялась возможность искупить свою вину на фронте, широко практиковалась отсрочка исполнения приговоров с направлением в действующую армию. Отличившиеся в боях освобождались от наказания, и с них снималась судимость.
Информация о работе Государство и право СССР в 1930-1940е гг.