Государство и право СССР в 1930-1940е гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:17, контрольная работа

Описание работы

В 1930-1940е гг. произошло окончательное становление государства и права советского типа. Поскольку СССР являлся на тот момент единственной страной «победы социализма», то, несомненно, что опыт советского государства в правовой сфере является уникальным. Поэтому целью данной контрольной работы является рассмотрение государственно-правовых изменений на протяжении периода установления советского типа государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Государственный и общественный строй СССР по Конституции 1936г…...5
2. Основные изменения в праве в 1930е гг……………………………………..10
3. Государственно-правовые изменения в СССР в годы ВОВ………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..23
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Государство и право СССР.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943г. вводились  новые виды наказаний в советское  уголовное право - смертная казнь  через повешение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет в отношении преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками30.

Гражданское право. Сначала следует отметить, что советское законодательство считалось действовавшим не только на территорию, находящеюся под защитой советских войск, но и на область, временно оккупированную врагом. Поэтому гражданско-правовые сделки, совершенные на территории за время её оккупации, если они противоречили закону или не соответствовали интересам советского государства, признавались недействительными. Советское гражданское право не претерпело существенных изменений.

Расширялись права государства  в отношении некоторых объектов права личной собственности. Граждане освобожденных территорий обязаны  были сдавать органам государства трофейное имущество, а также брошенное имущество, собственники которого не известны, все присвоенное во время оккупации имущество, как государства, так и граждан.

Преобразования в обязательном праве стремились к сужению применения гражданско-правовых договоров и расширению применения административно-правовых, плановых задач. Война не являлась основанием для неисполнения обязательств. Управление имуществом осуществлялось в соответствии с требованием хозяйственного расчета. Законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и их семей. Особый жилищно-правовой статус имели лица, эвакуированные на Восток31.

Трудовое право. Для обеспечения безостановочной работы предприятий, замены работников, ушедших в вооруженные силы, для проведения оборонных, строительных работ, заготовок топлива, восстановления транспорта, охраны военных объектов, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д. вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» предоставил право военным властям привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда вышеперечисленных работ.

Указом от 26 июня 1941 года «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства было дано право устанавливать обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 ч в день. Лица, не достигшие 16 лет, могли быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2 ч в день. Оплата сверхурочных работ производилась в полуторном размере. Во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях отменялись очередные и дополнительные отпуска, за исключением отпусков работника до 16 лет, в случае болезни, по беременности и родам. Они были заменены денежной компенсацией, которая переводилась в сберегательные кассы в качестве замороженных на время войны вкладов рабочих и служащих.

Для обеспечения рабочими руками важнейших, работавших на нужды обороны, предприятий, строек военной промышленности и других отраслей народного хозяйства Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. признавалась необходимой мобилизация трудоспособного городского населения на период военного времени для работы на производстве и строительстве. Мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет, а женщины - от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях. От мобилизации освобождались лица мужского и женского пола в возрасте от 16 до 18 лет, которые подлежали призыву в школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища, а также женщины, имевшие грудных детей или детей в возрасте до 8 лет, в случае отсутствия других членов семьи; учащиеся высших и средних учебных заведений. Для выполнения срочных неотложных работ допускалась трудовая повинность граждан сроком до 2 месяцев. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к уголовной ответственности.

Государство предоставляло  льготы инвалидам Великой Отечественной  войны, которые по временной нетрудоспособности получали пособие в размере полного  заработка независимо от стажа работы32.

Семейное право. Серьёзное снижение числа населения СССР, из-за людских жертв, которых требовала война, потребовало издания ряда законодательных актов, направленных на дальнейшее укрепление института брака, повышение рождаемости и поощрение многодетных семей, решение вопроса об одиноких матерях и облегчение устройства детей-сирот.

Меры, предусматривающие  дополнительную охрану интересов матери и ребенка и направленные на увеличение народонаселения Советского Союза, начались уже в самом начале войны. С 1 октября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Для беременных женщин выдавались дополнительные пайки. Улучшилась организация ясельного обслуживания.

Условия военного времени  привели к необходимость проведения мероприятий по борьбе с детской  беспризорностью и безнадзорностью. 23 января 1942 г. был издан первый общесоюзный акт, содержавший правила о патронате. Им предусматривалось направление детей, оставшихся без родителей, в приемники-распределители, а оттуда в детские учреждения или на патронирование в семьи трудящихся.

8 июля 1944 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».

Указ внес серьезные  изменения в законодательство о  семье и браке. Указ установил, что  только зарегистрированный брак порождает  права и обязанности супругов. Лица, фактически состоявшие в брачных  отношениях до издания указа от 8 июля 1944 г., могли оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни.

Отменялось существовавшее ранее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов  на содержание ребенка, родившегося от лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке.

Усложнился процесс  развода: он производился не путем регистрации  в органах Загса, а производился в судебном порядке. Упрощенный порядок  развода допускался лишь в случае безвестного отсутствия или пропажи без вести на фронте, осуждения к длительному сроку лишения свободы (не менее трех лет), хронической душевной болезни супруга. Однако и эти обстоятельства не являлись абсолютными поводами для прекращения брака.

Массовая гибель людей потребовала расширения круга наследников по закону. Указ от 14 марта 1945 года «О наследниках по закону и по завещанию» ввел новые категории наследников по закону: нетрудоспособных родителей, а также братьев и сестер наследодателя. Каждый гражданин мог завещать свое имущество одному или нескольким лицам, а также государственным и общественным органам. При отсутствии наследников по закону имущество могло быть завещано другому лицу33.

Колхозное право. В помощь решения задачи обеспечения населения и вооруженных сил продовольствием, продуктами промышленности и сырьём вносились изменения в колхозном праве. Колхозное право расширило системы дополнительной оплаты труда, и в то же время повышала обязательный минимум трудодней в году. СНК союзных и автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам было предоставлено право повышать или понижать для отдельных районов в зависимости от местных условий количество трудодней, подлежащих выработке по периодам сельскохозяйственных работ. Устанавливалось количество трудодней, которое колхозник должен был выработать в каждый период сельскохозяйственных работ.

Трудоспособные колхозники, не выработавшие без уважительных причин обязательного минимума трудодней по периодам сельскохозяйственных работ, предавались суду и карались исправительно-трудовыми работами в колхозах на срок до 6 месяцев с удержанием из оплаты трудодней до 25% в пользу колхоза. Кроме того, колхозники, не выработавшие в течение года минимума трудодней, должны были считаться выбывшими из колхоза, потерявшими права колхозника и лишались приусадебного участка.

Новые Указы обеспечивали выполнение колхозами повышенных планов сева с помощью меньшего количества рабочей и тягловой силы. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. предоставило СНК союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам право привлекать в наиболее напряженные периоды сельскохозяйственных работ в порядке мобилизации на работу в МТС, колхозы и совхозы трудоспособное население городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, а также часть служащих учреждений, учащихся с 6-х по 10-е классов, студентов техникумов и вузов.

Таким образом, в колхозном  праве во время войны были введены  и действовали чрезвычайные нормы34.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В 30-е годы внутри страны происходили колоссальные изменения в общественном и государственном строе. Противоречиво развивается и государственный механизм. Процесс развития советского права в 30-х годах также оказался сложным, противоречивым и даже трагичным. Под понятием права стала пониматься воля господствующего класса, оформленная в законах.

Основным стратегическим курсом государственного развития СССР в 30-е годы стала модернизация экономики, создание в кратчайшие сроки базовой тяжелой индустрии и военно-промышленного комплекса. В качестве основного рычага модернизации использовалась государственная власть, что привело к гипертрофии насилия.

Конституция СССР 1936 г. провозгласила  более демократичный, чем раньше, порядок формирования и деятельности государственных органов. Однако эти декларированные демократические принципы часто игнорировались, их смысл искажался. В любом случае принятие Конституции СССР 1936 г. означало вступление советского общества на новую ступень исторического развития. Основной закон СССР 1936 г. стал механизмом сглаживания накопившихся в обществе конфликтов, придав государству огромный запас прочности.

Процессы концентрации политической власти внутри узкого круга  партийных и государственных  чиновников (номенклатуры) сопровождались сужением гражданских прав для основной массы населения. В сферах трудового, колхозного и уголовного права это было особенно очевидно. Характерной чертой законодательства данного периода явилось усиление его жесткости, порой даже жестокости.

Принимаются меры к укреплению законности и одновременно в уголовном и уголовно-процессуальном праве закладываются благоприятные условия для возможных массовых беззаконий.

Происходившие в 30 е гг. изменения в социально-экономической  сфере определяли изменения в  праве. Заметно была сужена область договорных отношений, усилилась тенденция к централизации, гражданско-правовые методы уступали место хозяйственно- и административно-правовым. Окончательно сложились две новые отрасли, которые раньше существовали лишь в зачатке, - хозяйственное право и колхозное право

В годы ВОВ была проведена трудоёмкая работа в законодательных органах. После начала войны государственные структуры проявили необычайную мобильность в решение вопросов поднятия всего советского народа во благо фронта. В минимальные сроки государственный аппарат разработал огромную по масштабам программу.

Для ускорения отражения  нападения врага были существенно  расширены права военного командования, так военным давалась как законодательная, так и исполнительная функция. Созданные военные трибуналы обвиняли за малейший проступок, за подозрительные действия, не попадающие под интересы советского государства.

Советское социалистическое право стало серьёзным вектором, направившем всю деятельность государственных  организаций, предприятий, учреждений, поведение граждан на победу в войне. Огромную роль сыграло право в выполнении функций государства: обороны страны от внешних врагов, социальная стабильность, осуществление хозяйство - организаторской (экономической) и культурно - воспитательной деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Земцов, Б.Н. История отечественного государства и права. - М.: ЕАОИ, 2009 – 336 с.

Исаев, И.А. История государства  и права России. Учебник для  юридических вузов. - М.: Юристъ, 2006. – 544 с.

История отечественного государства и права. Под ред. Чистякова О.И. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. Ч.2 – 544 с.

Кабанов, В.В. К истории создания Конституции СССР 1936 г. - М., 1976

Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик // http://www.tarasei.narod.ru/konst1936.htm

Кукушкин, Ю.С., Чистяков, О.И. Очерк советской конституции. – М.: Политиздат, 1987

Липатов, А.А., Савенков, Н.Т. История Советской Конституции в документах. - М.: Гос. издательство юридической лит-ры, 1957

Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1917-1967 гг. Сборник документов за 50 лет. М.: Политиздат, 1967. Т.2. 1929-1940 гг. C. 8-14 // http://www.hist.msu.ru/Labour/law.htm

Чураков, Д. Сталинские уроки забылись // Диалог. – 1996, №11. - С. 71-84

Шатковская, Т.В. История отечественного государства и права: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2008.- 273 с.

1 См.: Кабанов, В.В. К истории создания Конституции СССР 1936 г. - М., 1976. - С. 125-127

2 См.: Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик // http://www.tarasei.narod.ru/konst1936.htm

3 См.: Кукушкин, Ю.С., Чистяков, О.И. Очерк советской конституции. - М.: Политиздат, 1987. - С. 148-149

Информация о работе Государство и право СССР в 1930-1940е гг.