Государство и право в их соотношении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Проблема соотношения права и государства в юридической науке относится к числу наиболее дискуссионных. Вопрос о том, в каких взаимоотношениях находятся государство и право, имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Существуют разные мнения философов, юристов, историков и политологов по поводу соотношения права и государства. Одни безапелляционно и жестко связывали появление права с деятельностью государства, признавая в качестве правовых норм только те, которые фиксировались в нормативных актах государственных органов и должностных лиц. Другие, напротив, полагали, что право существовало и существует до и вне деятельности государства, что государство само является порождением права. 1

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 45.63 Кб (Скачать файл)

 

В этом сложном, противоречивом, даже парадоксальном соотношении следует выделить два  момента: а) прямую зависимость права  как институционного образования  от государства; 
б) косвенную зависимость права в его взаимосвязи с государством.

 

Право, как  и государство, принадлежит к  числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.4 Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел), употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право». По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в «модернизированном» виде, но сохранилось. Споры о соотношении государства и права, права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем.

Современные исследователи  считают, что государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конститутивное значение для самого бытия права как особого институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В то же время влияние государства  на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских  воззрений, признающих право исключительно  инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право  обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими  ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению  к государству самостоятельное  значение. Если и допустимо рассматривать  право в качестве инструмента  государства, то лишь с оговоркой, что  и государство в той же мере является инструментом по отношению  к праву.

Наиболее ощутимое воздействие  государства на право проявляется  в сфере правотворчества и  правореализации. Право формируется  при непременном участии государства. Однако государство не столько формирует  право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный  юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство  создает право на институциональном  уровне. Причины же возникновения  права коренятся в материальном способе производства, характере  экономического развития общества, его  культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально  важного положения ведет к  тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная  деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем  права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

Вряд ли можно согласиться с  имеющими распространение в юридической  теории взглядами, согласно которым  образование права рассматривается  в полном отрыве (изолированно) от государства. Вне и помимо конструктивной деятельности государства существование права  как институционного образования  немыслимо. Вместе с тем роль государства  в правообразовательном процессе достаточно специфична. По-настоящему государство  вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его  стадиях. Отсюда творческая роль государства  в отношении образования права  заключается в следующем.

  1. В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, придавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права.
  2. В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ «производства» права является преобладающим. Так, образование мусульманского права характеризовалось как раз тем, что государство санкционировало главным образом те нормы, которые выработаны были мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда положениям, выработанным правовой доктриной или появляющимся вследствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение.
  3. В признании юридически обязательными регуляторами поведения фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом формируется так называемое обычное и прецедентное право, признаются в качестве общих норм положения нормативных договоров.
  4. В развитии системы права. При  этом истинная роль современного государства (имеющего правовой характер) не сводится в данной сфере к выпуску в свет определенного количества нормативно-юридических актов. Задача государства заключается в том, чтобы: во-первых, обеспечить приоритетную роль закона в системе законодательства; во-вторых, способствовать развитию иных источников права - нормативного договора, обычного права; в-третьих, придать праву системный характер, обеспечить взаимосвязь нормативных актов как между собой, так и применительно к иным формам выражения правовых норм; в-четвертых, государство в определенной мере «управляет» правом: а) придает ему запретительный или дозволительный характер; б) дозирует «присутствие» права в публично-правовой и частно-правовой сферах.

Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуясь с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, методов правового регулирования, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.

  1. Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Исторический опыт убедительно свидетельствует о, том, что вне и помимо государства использование его ресурсов, осуществление правовых установлений было бы вообще невозможно. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организационные, юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Анемия исполнительных, надзорных и судебных структур государства, как об этом свидетельствует отечественный опыт, блокирует действие права. Активность государства – необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает лигитимный характер.
  2. Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов.
  3. Государство оказывает  мощную идеологическую поддержку  праву, превращает его в официальную  идеологию. Тем самым государство способствует восприятию права индивидуальным и массовым правосознанием, что позитивно сказывается на правовом менталитете нации.

Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Несомненно, объективно существуют пределы  воздействия государства на право. И прежде всего это обусловлено  регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его  структур обеспечить действие права  в данных социально-экономических  и политических условиях. Возможности  государства в этом плане не следует  переоценивать, ибо это всегда ведет  к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает  социальную ценность права. Государство  не может также использовать право  в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине  научно обоснованная, эффективная юридическая  политика государства, позволяющая  наиболее рационально и в интересах  общества использовать правовой инструментарий.

Юридическая политика представляет собой  основанные на общих и специфических  закономерностях развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и практически пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопасности, организации предупреждения и борьбы с правонарушениями, формирования у граждан развитой правовой культуры, способности использовать правовые средства для удовлетворения своих интересов.

Институт юридической политики конкретизирует общие цели и задачи государственного строительства в  сфере правотворчества, правореализации, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения населения и  профессионально-юридического образования. Юридическая политика подразделяется на законодательную, правоохранительную и др. В ее орбиту вовлечен специально подготовленный персонал, в том числе кадры правоохранительных структур. Без научно обоснованных, продуманных решений в этой сфере государство не в состоянии эффективно «распоряжаться» правом, добиваться политических, социальных, экономических целей, оставаясь в границах действия его требований.

Юридическая политика в этой связи  является необходимым условием проводимых в стране преобразований. Именно поэтому  нужны целенаправленные продуманные  меры государства по реформированию правовых учреждений, обеспечению качества законотворчества, усилению результативности в борьбе с преступностью, произволом, способные качественно оздоровить правовую атмосферу, утвердить среду, благоприятную для действия права.

  1. Воздействие права на государство.

В специальной литературе проблеме влияния права на государство  уделено мало внимания. Между тем  государство нуждается в праве  не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права  проявляется: 1) во внутренней организации  государства и 2) в его деятельности.

  1. Исторический опыт доказывает, что для своего существования государство, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц.

Принципиально важное значение права во внутренней организации  государства проявляется в том, что оно создает юридические  гарантии против возможной узурпации  власти одной из ветвей власти. Таким  образом, отношения между государственными структурами получают правовое урегулирование, превращаются в правоотношения.

С помощью права  определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Для федеративного государства  четкое разграничение компетенции  федерации и ее субъектов, федеральных  органов и органов членов федерации  является необходимым условием существования  федерации как единого, целостного государства. Правовая неупорядоченность  внутриструктурных связей федеративного государства чревата серьезными последствиями. И, напротив, четкое юридическое оформление организации государства способно поставить прочный заслон, с одной стороны, произволу федеральных властей, а с другой – распространению сепаратизма в любых его проявлениях. Итак, право выступает существенным свойством государственной организации общества. Упорядочивая внутриорганизационные связи государства, право позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства. Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

  1. Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом.

Следовательно, государство не может вне и  помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку  оно незаменимо как общесоциальный регулятор и его использование  обусловлено объективными факторами, находящимися вне государства. Право  навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в  принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для  общества не может манипулировать правом или освободить от него.

Обобщенно можно  отметить ряд направлений, характеризующих  организующую роль права в отношении  к государству:

а) Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан  через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью  права. Отсутствие права в отношениях государства и личности при определенных условиях оборачивается против самой  личности. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какой  мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное  развитие личности, расширение ее свободы. С этой точки зрения ценность права  если и обусловлена связью с государством, то лишь в той мере, в какой  само государство поставлено на службу человеку.

Информация о работе Государство и право в их соотношении