Государство и принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является попытка раскрыть, основываясь на современной теории государства и права, значимость государства как аппарата принуждения. Ведь аппарат принуждения можно рассматривать не только как аппарат подавления личности, но и как основу законности и правопорядка.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие государства и принуждения…………………………………….....5
1.1 Понятие государства и принуждения……………………………………………..5
1.2 Соотношение понятий: государство, принуждение………………………….......8
1.3 Историческое зарождение механизма государственного принуждения………10
Глава 2. Государственное принуждение…………………………………………….14
2.1 Назначение и содержание государственного принуждения…………………...14
2.2 Виды государственного принуждения…………………………………………..16
2.3 Меры защиты и меры принуждения …………………………………………….17
2.4 Юридическая ответственность как вид государственного принуждения …….21
Заключение…………………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Полная.docx

— 60.01 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Хабаровская государственная  академия экономики и права»

Юридический факультет

Кафедра теории и истории  государства и права

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по

теории государства и  права

на тему:

«Государство и принуждение»

 

Выполнила:

Студентка 1-го  курса юридического

Факультета ХГАЭП

Группы: Ю-13

Крутова Анна Александровна

Проверил: канд. юрид. наук, доцент

Пастушенко Александр  Борисович

 

Хабаровск 2012

План

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие государства и принуждения…………………………………….....5

    1. Понятие государства и принуждения……………………………………………..5
    2. Соотношение понятий: государство, принуждение………………………….......8
    3. Историческое зарождение механизма государственного принуждения………10

Глава 2. Государственное  принуждение…………………………………………….14

2.1 Назначение и содержание государственного принуждения…………………...14

2.2 Виды государственного  принуждения…………………………………………..16

2.3 Меры защиты и меры принуждения …………………………………………….17

2.4 Юридическая ответственность как вид государственного принуждения …….21

Заключение…………………………………………………………………………….24

Список использованной литературы………………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Выбранная тема работы интересна, сложна и актуальна. Актуальность обусловлена тем, что вся деятельность людей, их различных объединений, всего общества регулируется нормами права, несоблюдение которых, в свою очередь, влечет ответственность. Эти нормы поведения касаются и обязательны для исполнения каждым, кого они затрагивают. Правовые нормы и ответственность за их неисполнение устанавливаются и регулируются государством. В каждом обществе, для его нормальной жизни, требуется определенный порядок, то есть общественные отношения должны быть урегулированы. Это достигается с помощью социальных норм, устанавливающих правила поведения людей. И только когда эти нормы выполнимы – они действуют, необходимый порядок обеспечивается. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения

      Целью курсовой работы является попытка раскрыть, основываясь на современной теории государства и права, значимость государства как аппарата принуждения. Ведь аппарат принуждения можно рассматривать не только как аппарат подавления личности, но и как основу законности и правопорядка.

     Объектом исследования  являются меры принуждения, осуществляемые  в обществе со стороны государства.

     Предметом  исследования являются причины  и обоснование необходимости  принуждения, как средства достижения  стабильности государственной целостности,  власти.

     Исходя из цели задачами работы являются:

- Рассмотрение истории зарождения  принуждения.

- Изучить понятие и сущность  принуждения.

- Определение опосредованной через  государственную власть взаимосвязи  и взаимной обусловленности государства  и принуждения

- Выявить виды принуждения, применяемые  в Российской Федерации.

     Теоретической основой данной работы послужили классические и современные труды правоведов, посвященные как фундаментальным проблемам теории государства и права, так и непосредственно проблемам законности применения мер государственного принуждения.

Эмпирическую основу исследования составили действующее законодательство Российской Федерации и международное  законодательство.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общее положение

1.1 Понятие государства  и принуждения

     Государство - это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим распоряжениям обязательную силу для населения всей страны.  

     Важной характеристикой государства считается монопольное использование насилия теми, кто владеет властью. Это означает, что только государство имеет право применить насилие (вплоть до физического) по отношению к своим гражданам. Для этого у него имеются и организационные возможности (аппарат принуждения).  «Государство — это не нянька. Государство — это, прежде всего, аппарат принуждения, который создается для того, чтобы обеспечить равные условия для всех граждан страны, равные условия развития и достижения успехов»1

     Существует множество подходов к определению понятия «государственное принуждение»: предметом анализа выступает настолько широкое явление, что любой аспект его изучения вызывает научный интерес.

     Что же представляет собой феномен государственного принуждения?

    По мнению С. С. Алексеева, «само по себе государственное принуждение — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечить безусловное утверждение воли государства и через нее — воли экономически господствующего класса»2

     В. Д. Ардашкин полагает, что принуждение — это «вспомогательный государственно-властный способ подавления отрицательных волевых устремлений определенных субъектов для обеспечения их нормами права»3

     Б. Т. Базылев утверждает, что «государственное принуждение есть совершаемое компетентными органами и должностными лицами властное воздействие в виде предписаний определенного поведения (психичекое принуждение) либо в форме непосредственного действия (физическое принуждение)»4

     А. И. Козулин под государственным принуждением понимает «основанное на организованной силе, осуществляемое  специальным аппаратом  воздействие на поведение отдельных субъектов, ограничивающее их самоопределение в целях подчинения их поведения воле государства»5

     А. П. Кузнецов определяет государственное принуждение как «осуществляемое государственной властью в пределах юридических предписаний физическое или психическое воздействие на членов общества с целью защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения безопасности общества, противодействия правонарушениям и наказания виновных в их совершении»6

    А. И. Каплунов считает, что «государственное принуждение — это метод воздействия, состоящий в применении государственными органами и их должностными лицами установленных законом мер, представляющих собой систему правовых ограничений, лишений, обременений или иных действий, которые позволяют заставить обязанных лиц исполнять возложенные на них поручения и соблюдать установленные законом запреты, а также обеспечить правопорядок, безопасность личности, общества от потенциальных и реальных угроз»7

     Т. Н. Радько не разделяет мнения ученых, рассматривающих убеждение и принуждение в качестве методов правового регулирования. С его точки зрения, «убеждение и принуждение — это методы властвования, они присущи деятельности органов власти».8 С этим выводом стоит согласиться, поскольку право создает лишь правовую основу для применения государственными органами средств принудительного воздействия.

     Как видим, ученые наполняют категорию «государственное принуждение» разным содержанием, акцентируют внимание на его разных направлениях, зависящих от субъектов и целей воздействия. Подчеркивается органическая связь государственного принуждения и права. Действительно, право — государственно-властный императив, закрепляющий и охраняющий основные сферы жизнедеятельности общества. Оно не выполнило бы своей регулятивной функции, если бы в системе права не присутствовал элемент возможной реализации государственного принуждения. В противном случае нивелируется нормативный характер права, оно может быть низведено до уровня деклараций.

     Следует отметить, что реализация государственного принуждения в правовой действительности — это, по сути, его конкретизация правоприменительными органами относительно определенной правовой ситуации. Следовательно, конкретизировать общее нормативное положение, например санкцию, относительно правонарушителя — значит принять наиболее целесообразное решение с учетом его личности, тяжести содеянного и др.

     В связи с этим можно сформулировать следующее определение рассматриваемого понятия:  государственное принуждение — осуществляемое уполномоченными органами государства и иными субъектами на основе официальной оценки фактов правовой действительности конкретизированное правоограничительное воздействие в отношении лиц-правонарушителей, применяемое в целях обеспечения общественной безопасности и др.

     В юридической литературе – государственное принуждение традиционно рассматривается в сочетании с убеждением прежде всего в качестве одного из методов государственного руководства обществом, метода государственного управления, средства организации волевых устремлений субъектов с целью подчинения государственной воле. Под методами в данном случае понимаются способы воздействия на людей, средства, приемы, с помощью которых достигается подчинение воли подвластных воле субъекта государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Соотношение понятий:  государство и принуждение

     Взгляды философов на соотношение понятий государства и принуждения

Соотношение "принуждение  и государство" можно установить, исследуя теорию происхождения государства, которой придерживался Кант (договорная теория). Он полагал, что сущность и  характер государственного принуждения  зависит -от природы происхождения  государства, поэтому невозможно принудить  человека к тому, с чем он не согласен, о чем он не договаривался.

     Термин - принуждение, для Канта, в применении к праву и государству наполняется разным содержанием, что усилило традицию аксиологического анализа категории. Если принудительность позитивного права не сопряжена с насилием, то государственное принуждение, Кант рассматривает только как «насилие, посягающее на автономию воли индивида»9. Философ полагает, что человек должен быть свободен от опеки государства, иначе это ущемляет его волю и развивает иждивенческие настроения. Поэтому модели патерналистского или патриархального государства, переполненные принудительной опекой для Канта не приемлемы. Философ полагал, что любое чрезмерное принуждение индивида государством, даже на благо самого индивида есть зло и деспотия. Таким образом, государство есть организация исполнения принуждения, степень которого зависит от политического режима.

     Гегелевская теория государства это концепция организованного принуждения, ограниченного разными сдерживающими факторами. Гегель отводил значительное место принуждению в государстве и обществе. Однако он был убежден в том, что когда государство прочно и не находится в состоянии смертельно опасной для него войны с другими государствами, оно должно предоставить максимально возможную свободу и индивидам, и семьям, и гражданскому обществу в их "субъективной" деятельности. В общих чертах, позицию Гегеля в отношении допустимости принуждения в государстве можно изложить так: только вынужденная военная трансформация государства усиливает принуждение в отношении индивидов; государственная власть обеспечивает принудительное равенство всех индивидуумов перед законом, и поэтому, государственная власть сдерживает принуждение, вызываемое "особенными" интересами; и, наконец, в межгосударственных отношениях принуждение оправдано борьбой за суверенитет и самоутверждением государства.

     Соотношение государства и принуждения, данное Шопенгауэром, можно представить так. Деятельность государства сосредотачивается на запретах несправедливых поступков, следовательно, цель государства в том, чтобы принудить индивидуумов не творить зла. Шопенгауэр замечает, что "если бы можно было представить себе такой несправедливый поступок, с которым не связано нарушение чужого права, то государство, оставаясь последовательным, вовсе не стало бы его запрещать"10. В теории, Шопенгауэр, окончательно разделил понятия "принуждение" и "насилие" из-за разного аксиологического насыщения, но на практике все же продолжал смешивать их.

     Каждый из этих философов, показывая соотношение между двумя понятиями, показывал на их тесную взаимосвязь, указывая на принуждение, как важный атрибут государства.

   В научной литературе категории “правовое принуждение” и “государственное принуждение” нередко отождествляются. Однако они, как представляется, имеют определенные различия. Так, по мнению А.И. Козулина, “Государственное принуждение – это основанное на организованной силе, осуществляемое специальным аппаратом воздействие на поведение людей, ограничивающее их самоопределение в целях подчинения их поведения воле государства”11. В свою очередь правовое принуждение он определяет как нормативно определенное принуждение.

     Думается, что за основу при разграничении понятий “правовое принуждение” и “государственное принуждение” должен быть взят именно субъект принудительного воздействия. Государственное принуждение – это опосредованное правом принуждение, которое осуществляется государственно-властными органами и их представителями. Оно проявляется и реализуется через деятельность структурно организованных, профессионально подготовленных и постоянно функционирующих государственных органов, имеющих в своем распоряжении специальные силы и средства. Вместе с тем отдельные меры правового принуждения могут применяться и иными специально уполномоченными на то законом субъектами.

Информация о работе Государство и принуждение