Государство и принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является попытка раскрыть, основываясь на современной теории государства и права, значимость государства как аппарата принуждения. Ведь аппарат принуждения можно рассматривать не только как аппарат подавления личности, но и как основу законности и правопорядка.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие государства и принуждения…………………………………….....5
1.1 Понятие государства и принуждения……………………………………………..5
1.2 Соотношение понятий: государство, принуждение………………………….......8
1.3 Историческое зарождение механизма государственного принуждения………10
Глава 2. Государственное принуждение…………………………………………….14
2.1 Назначение и содержание государственного принуждения…………………...14
2.2 Виды государственного принуждения…………………………………………..16
2.3 Меры защиты и меры принуждения …………………………………………….17
2.4 Юридическая ответственность как вид государственного принуждения …….21
Заключение…………………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Полная.docx

— 60.01 Кб (Скачать файл)

1.3 Историческое зарождение механизма государственного принуждения

     Общество и государство неразрывно связаны друг с другом и настоящее их состояние не позволяет представить современное развитое общество без государственной структуры. Однако при этом разность понятий можно обозначить следующим образом – общество может существовать без государства, а государство выделяется из общества, является его продуктом и без общества существовать не может в принципе.

     Общество – постоянная совокупность людей, наделенных сознанием и волей, имеющих общие интересы и стремящихся к достижению единых целей.12

     Государство - организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества на определенном историческом этапе его развития; организованная социальная сила, призванная обеспечить в обществе внутренний порядок и внешнюю безопасность. Это особая организация общества, деятельность которой направлена на эффективную организацию жизни общества, решение экономических, социальных и прочих вопросов на основе сочетания интересов различных групп, слоев, прослоек, классов.13

     История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям - народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности. В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал.

     Государственное принуждение с точки зрения его соотносимости с государственным насилием имеет свою предысторию в нашей стране. В первые годы после Октябрьской революции оно приняло форму  государственного насилия, применяемого в отношении больших социальных групп в соответствии с марксистским тезисом «Насилие является повивальной бабкой истории». Формулируя научное понятие диктатуры, В. И. Ленин писал, что «она не что иное, как ничем не ограниченная, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненная, непосредственно опирающаяся на насилие власть»14

     Тотальное насилие существовало в нашей стране в период Гражданской войны, принудительной коллективизации, раскулачивания крестьян, при сталинском переселении народов. Оно было «встроено» в государственную политику, характеризовало сущность публично-властных отношений, выступало наиболее востребованным средством в руках государственной власти. Оно проявилось в сталинских репрессиях, расстреле польских офицеров в Катыни и пр.

     Главная черта государственного насилия — императивность, не допускающая каких-либо отступлений от проводимой политической линии, иных вариантов поведения объектов воздействия. Такие чрезмерные требования, нередко непосильные для людей, соответствовали его функции и цели. Для большевистской власти того периода единственным оправданием государственного насилия была его эффективность. Из жизни общества полностью исключались моральные ценности. Значение имел один вопрос: достигнута ли цель?

     Представляется, что при разграничении понятий «государственное насилие» и «государственное принуждение» за основу должны быть взяты два критерия: 1)объект принудительного воздействия; 2)наличие или отсутствие законодательной, нормативно-правовой основы.

     Определяющее отличие государственного насилия от государственного принуждения заключается в направленности первого на большие социальные группы. Особенность государственного принуждения состоит в том, что оно реализуется в отношении лиц, совершивших противоправные действия, а также граждан, оказавшихся в ситуации, позволяющей применять конкретные ограничительные средства (введение чрезвычайного положения или карантина на определенной территории и др.).

     Государственное принуждение в современной России, в отличие от государственного насилия начального советского периода, опосредовано правом, четкими процессуальными процедурами. Его необходимость объясняется тем, что в любом обществе существует множество конфликтующих, зачастую несовместимых интересов, устремлений, установок-предпосылок противоправных проявлений. С данной точки зрения государство способно добиваться обеспечения правопорядка, полагаясь не только на сознательность и добрую волю граждан, но и на средства государственного принуждения. В связи с этим примечательно суждение О. Хеффе: «Роль публичной государственной системы заключается в преодолении нестабильности в обществе. Ограничение свободы неизбежно, поскольку ситуация совместного существования людей принципиально связана с принуждением».15

     Обратимся и к утверждению И. Канта: «Все неправое (неправомерное) препятствует свободе или оказывает ей сопротивление… стало быть… с правом также связано правомочие применять принуждение к тому, кто наносит ущерб этому праву».16 Важно, что государственное принуждение в современном российском обществе обогащено свойствами и принципами права (справедливость, гуманизм, равенство и т. д.). Оно ориентировано на определенный баланс запретов, обязанностей, дозволений, т. е. допускает выбор вариантов поведения (явка с повинной, отказ давать показания, добровольное возмещение причиненного ущерба, примирение с потерпевшим и пр.).

     Существенно меняется система принуждения России на современном этапе, она создаётся на основе демократических принципов общежития, законности, на принципе разделения властей и нормативности права. Развитие системы государственного принуждения в постиндустриальном обществе, каковым мы сейчас и являемся (за исключением нашей развивающейся экономики), имеет ряд особенностей: она становится более гибкой, разветвлённой, имеет широкий спектр методов и средств правового принуждения и действует в соответствии с законом (нормативно-процессуальными нормами). Ведь роль государства в реализации права, в претворении его в жизнь, чуть ли не самая основная, так как неработающее, нереализующееся право мертво. И тут во многом прав В. И. Ленин, утверждавший, что «право есть ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права».17

      Для обеспечения государственных властных велений общество имеет непосредственные орудия принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи. На современном этапе в систему принуждения входят органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, разведка и прочие). Последние выполняют решения высших государственных органов (военные подавления) и являются наиболее жесткими способами принуждения, которые в настоящем России отнюдь нередки (события 1991, 1993 годов, конфликты в Дагестане и Абхазии, военные действия в Чечне). Но ещё чаще принуждение используется как метод восстановления законности, нарушенных прав в социально-экономической сфере общества. В соответствии со статьёй 2 Конституции Российской Федерации «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». И в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Российской Конституции «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». 18

     Итак, «Принуждение в современном государстве имеет ряд разновидностей и выражается в ответственности уголовной, административной, дисциплинарной, материальной, гражданской, финансовой, семейной, конституционной, процессуальной, одним словом - юридической ответственности. Но юридическая ответственность это лишь один из видов государственного принуждения. Наряду с ней видами государственного принуждения признаются меры предупреждения, меры пресечения, правовосстановительные меры». Ведь власть и общество пытаются создать прочную основу правового государства. А государственное принуждение есть объективное свойство права. Право создается властью законодательной, исполняется властью исполнительной (административной), а охраняется властью принудительной (правоохранительной).

 

 

 

 

Глава 2. Государственное  принуждение

2.1 Назначение и содержание  государственного принуждения

     Для нормальной жизни любого общества необходим определенный порядок, урегулированность общественных отношений, которые достигаются с помощью социальных норм, определяющих правила поведения людей. Однако эти нормы действуют лишь тогда, когда они выполняются. Государственное принуждение - осуществляется на основе закона государственными органами, иными уполномоченными на то организации, должностными лицами физическое, психическое, имущественное или организационное принуждение в целях соблюдения и исполнения правовых предписаний. Принуждение существует в любом человеческом обществе и является одним из необходимых методов поддерживания в нём организованности и порядка. Сущность принуждения сводится к такому воздействию, в результате которого человек ведёт себя вопреки своей воле, но в интересах общества и государства. Принуждается член общества к исполнению обязанностей, к соблюдению запретов. В течение столетий право и насилие отожествлялись, особенно - в обыденном сознании, с правом всегда связывалась готовность его отстаивать. С появлением государства, законодательства принуждение к соблюдению и исполнению норм права становится государственным по своему характеру и осуществляется уполномоченными на то государственными органами, выступает одним из методов управлением гражданским обществом. Оно выражает негативную реакцию общества, граждан на неприемлемый для них вариант поведения, который выбрала и которому следует то или иное лицо. Без принуждения не может обойтись ни одно государство.

     Долгое время право и насилие воспринимались как одно и то же, тем более - в обыденном сознании. Право всегда необходимо было отстаивать. Богиня правосудия - Фемида в одной руке держит весы, взвешивающие право, а в другой руке - меч, как символ силы, его защиты. Без принуждения не может обойтись ни одно государство. Размышляя об образе Фемиды, Р. Иеринг выразился, что «меч без весов есть голое насилие, весы без меча - бессилие права».19

     В литературе есть точка зрения, что если законодательство последовательно и четко выражает идею справедливости и свободы, то государственное принуждение к соблюдению юридических норм будет оправданным и в свою очередь справедливым, если же нет, то оно превращается в произвол. В основном это выражено в государствах с тоталитарным режимом.

     Фактическим  основанием применения государственного  принуждения является чаще всего  правонарушение, а также иные  нежелательные для других граждан,  общества и государства правовые  аномалии. Например, уклонение лица  от исполнения возложенных на  него юридических обязанностей (если  это не образует состав преступления). Естественной формой реакции  общества на такое поведение  является применяемое в отношении  данного лица государственное  принуждение - к исполнению возложенных  на человека, но невыполненных  им юридических обязанностей (принудительное  взыскание алиментов на воспитание  ребенка, принудительное изъятие  вещи у незаконного владельца  и передача ее собственнику  и т. д.). В определенных, четко  обозначенных в законе случаях  государственные принудительные  акции могут применяться и  не в связи с правонарушениями  и явными аномальными явлениями.  Например, в целях предупреждения  возможных вредных последствий  и обеспечения общественной безопасности - таможенные досмотры, досмотры  багажа в аэропортах, административный  надзор милиции за лицами, совершившими  тяжкие преступления и освободившимися  из мест лишения свободы и  др.20

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Виды государственного  принуждения

     Государственное принуждение по содержанию делится на психическое, или психологическое, и физическое принуждение. Эти виды отличаются друг от друга по содержанию, но в то же время передают общую сущность. Сфера воздействия на объект определяет вид государственного принуждения.

     Объект  психического  государственного  принуждения  имеет   сложную структуру: в психике человека взаимодействуют рациональная, эмоциональная  и волевая сферы. Внешнее поведение людей  в  индивидуальных  поступках  или  в составе  определенной  группы   продиктовано  их   внутренней   психической деятельностью, при этом волевые акты психики порождаются как мыслями, так  и чувствами, взаимовлияющими друг на друга. Воздействуя  на  разум  и  чувства извне, можно предопределить  волю  человека,  сформировать  ее  «изнутри»  и пробудить  к проявлению  в  виде  волевого  действия.  Задача  психического принуждения состоит в возбуждении такого мотива поведения, который,  вступая в борьбу с иными мотивами,  должен  преодолеть  их  и  склонить  субъекта  к требуемому поведению. Как правило, это мотив страха  перед неблагоприятными последствиями неповиновения, желания  избежать  их.  С  внешней  стороны  он выражается в воздействии на сознание и волю лица правовой нормы или акта  ее   применения,  содержащих  государственно-властный  запрет  или  предписание определенного поведения. Функция психического  государственного  принуждения предупреждения  правонарушений.  Психическое  государственное  принуждение тесно связано с убеждением.

     Физическое принуждение строго индивидуализировано, а психическое принуждение может быть направлено и на коллектив лиц, хотя и в этом случае оно "рассеивается" по индивидам. Наказание осуществляется путем применения государственного принуждения, так как иным образом оно, как правило, не реализуется. Непосредственным объектом физического принуждения является физическое бытие субъектов общественной жизни. Физическое государственное принуждение выражается в физическом воздействии на общественное положение, имущество, денежные средства лиц или их объединений. Воздействуя на этот объект, можно повлиять на сознание лица и таким образом мотивировать необходимое поведение.

2.3 Меры принуждения и  меры защиты

     Фактическая сторона государственного принуждения выражается в специфических мерах, т. е. «первичных» элементах этого сложного структурного образования.

Информация о работе Государство и принуждение