Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 14:31, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее освещение и раскрытие сущности государства, его внутренней структуры, элементов его составляющих и анализ государства как политической организа¬ции зрелого, сформировавшегося классового общества.
Введение 3
1. Определение понятия государства. 4
2. Происхождение государства его признаки и сущность. 7
2.1 Теории возникновения государства. 7
2.2 Признаки государства. 9
2.3 Сущность государства. 11
3. Функции государства. 11
4. Структура и формы государства. 13
4.1 Структура государства. 13
4.2 Формы государства. 14
5. Исторические типы государства. 22
5.1 Типы государств согласно формационной теории. 22
5.1.1. Рабовладельческое государство 22
5.1.2 Феодальное государство 23
5.1.3 Буржуазное государство 24
5.1.4 Социалистическое государство 25
5.1.5 Переходное государство 25
5.2 Типы государств согласно цивилизационной теории и современная теория государства. 26
Заключение 28
Список литературы 29
Монополия на легальное применение силы, физическое принуждение. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.
Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания аппарата управления и для материального обеспечения государственной политики.
Организация общественной жизни на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. В любом современном обществе имеется множество субъектов власти (семья, церковь, партии и т.п.), однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, является государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, имеющих общеобязательный характер. Претензия на представительство общества в целом и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация не может представлять и защищать всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
Также одним из признаков государства является то, что всё население страны подразделяется на граждан, подданных, либо лиц без гражданства.
Сущность государства - главное, что обусловливает объективную необходимость существования государства, а также то, чьим интересам оно служит. Традиционно исследователи обращают внимание на две главные причины, обусловливающие государство, - классовую и социальную. Действительно, государство как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса (классовая сущность), оно одновременно является организатором «общих дел», т.е. обеспечивает безопасность, экономические, политические и культурные условия жизнедеятельности людей (социальная сущность). Как свидетельствует опыт современной демократии, сфера проявления социального назначения государства существенно расширилась. Государство выступает в роли надклассового арбитра, пытаясь в своей политике учитывать многообразные, порой антагонистические интересы, делая акцент на регулировании потенциальных и реальных конфликтов как внутри государства, так и вне его.
Функции государства по своим основаниям делятся на внутренние и внешние.
К внутренним функциям относятся:
К внешним функциям относят следующие:
Для осуществления указанных функций государство использует определенные средства (ресурсы государственной власти) и опирается на комплекс специальных органов, составляющих в совокупности структуру государства.
Как политическая структура
государство имеет сложное
В системе управления можно выделить также институт главы государства (институт президентства или институт монархии), контрольно-надзорные органы, осуществляющие контроль за исполнением норм права и привлечения виновных к ответственности (прокуратура, специальные органы контроля), органы государственной безопасности, вооруженные силы, местные органы власти.
Дальнейшее рассмотрение государства связано с выделением возможных форм государства: формы государственного правления, формы государственного устройства и политического режима.
Форма правления государства
- это структура высших органов
государственной власти, порядок
их образования и распределения
компетенции между ними. Государства
по форме правления
Монархия (с греч. monarhia - единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархическая форма правления характерна сегодня для 50 государств, из которых 12 - европейские. Современные формы монархии представлены такими разновидностями, как абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Оман, Катар), конституционная парламентская (Великобритания, Испания, Норвегия, Япония и др.) и дуалистическая (Иордания, Кувейт, Марокко, Бахрейн). При абсолютной монархии в руках монарха сосредоточивается вся полнота государственной власти. Монарх сам издает законы, руководит внутренней и внешней политикой государства, назначает и смещает правительство, вершит высший суд.
Конституционная парламентская монархия характеризуется следующими особенностями:
Смысл сохранения института монархии в этих странах обусловливается тем, что монарх является общенациональным символом. В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в законодательной сфере, но достаточно широки в сфере исполнительной власти, парламент, наоборот, не имеет влияния ни на формирование правительства, ни на его состав и деятельность. Этот тип монархии имеет тенденцию к перерастанию в конституционную монархию либо в республику.
Республика (от лат. res publicа - общественное дело) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
В современных государствах преобладают две основные разновидности республиканской формы правления:
Парламентская республика. Эта форма правления мало, чем отличается от парламентской монархии (некоторые политологи приводят пример Великобритании как классического парламентского правления). В основу правления положен принцип: слабый президент - сильный парламент. Президент, как и монарх, является формальным главой государства, но его самостоятельная роль невелика. Фактически исполнительная власть сосредоточена в руках главы правительства. Существенное место в балансе ветвей власти принадлежит парламенту: он назначает и смещает главу исполнительной власти, формирует из своего состава правительство и может высказывать ему недоверие. В то же время президент может обладать правом роспуска нижней палаты парламента, например, в Германии, а в Великобритании этим правом обладает премьер-министр.
Президентская республика. Классическим примером данной формы правления являются США. Эта форма правления строится по принципу: сильный президент - сильный парламент, что предполагает более последовательное разделение полномочий законодательной и исполнительной власти (в ряде стран Латинской Америки, которые пытались скопировать американскую модель, утвердились суперпрезидентские республики, т.к. власть президента не уравновешивается действительно сильным парламентом). Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. Он избирается всенародным голосованием и имеет фиксированный срок полномочий. Президент назначает правительство и определяет его состав. По отношению к высшему представительному органу (парламенту) президент имеет право накладывать вето на его законодательные акты. Право вето носит относительный характер: парламент повторно проголосует за отвергнутый закон, но, чтобы преодолеть президентское вето, сторонники закона должны собрать 2/3 голосов. В исключительных случаях, например, когда президент обвиняется в преступлениях и в нарушениях конституции, парламент имеет право на импичмент - право на возбуждение процесса досрочного освобождения главы государства от должности и привлечения его к судебной ответственности. Подобная модель разделения властей способствует укреплению их взаимозависимости и взаимоконтролю. В ряде стран сложились формы правления, которые с трудом подходят под вышеназванные «чистые» формы. Их называют смешанными. Эти модели могут быть самыми разнообразными: одни из них тяготеют к парламентским формам правления, другие - к президентским.
Западные политологи М. С. Шугарт и Дж. М. Кэри выделили три возможные модели8:
Премьер-президентская модель (Финляндия) предполагает следующую модель разделения властей:
Информация о работе Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества