Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 14:31, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее освещение и раскрытие сущности государства, его внутренней структуры, элементов его составляющих и анализ государства как политической организа¬ции зрелого, сформировавшегося классового общества.
Введение 3
1. Определение понятия государства. 4
2. Происхождение государства его признаки и сущность. 7
2.1 Теории возникновения государства. 7
2.2 Признаки государства. 9
2.3 Сущность государства. 11
3. Функции государства. 11
4. Структура и формы государства. 13
4.1 Структура государства. 13
4.2 Формы государства. 14
5. Исторические типы государства. 22
5.1 Типы государств согласно формационной теории. 22
5.1.1. Рабовладельческое государство 22
5.1.2 Феодальное государство 23
5.1.3 Буржуазное государство 24
5.1.4 Социалистическое государство 25
5.1.5 Переходное государство 25
5.2 Типы государств согласно цивилизационной теории и современная теория государства. 26
Заключение 28
Список литературы 29
2) Социалистическое государство с момента своего рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих.
3) Социалистическое государство
имеет более широкую
Исходя из данной теории, социалистическое государство уже не есть государство в собственном смысле т.к. оно не является орудием власти. Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересы большинства членов общества- рабочего класса.
Исходя из основных исторических типов государств, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе и классовой природе обусловлено наличием специфических условий – это соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия и др.
Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример – государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды возникали и хотя недолго, но все же функционировали государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после второй мировой войны переходную природу имели восточно-европейские государства народной демократии, которые позже мирно эволюционировали в ту или иную разновидность социалистического государства.
Необходимость ввести в формационную теорию понятие «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что в рамках формационного подхода оказывается затруднительно описать, объяснить и спрогнозировать развитие конкретной государственности у конкретного народа.
Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства. В развитии цивилизации проходят несколько этапов.
Первый этап – это локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, инкская, эгейская и др.). Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство – более чем государство. Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т.д. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества11.
Второй этап – это особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. В них проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказывалась уже не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Но и в них, с цивилизационной точки зрения, государство было компонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной системе. Во вторичных цивилизациях положение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой – он сам не вправе нарушать эти заветы, иначе его власть незаконна. Его власть – это служение, которое должно следовать идеалу, и поэтому вторична.
Третий этап – это современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур. Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план качество жизни, положение личности, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав.
В данной курсовой работе была рассмотрена тема: «Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества». Государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. Подводя итог данной курсовой работы, хотелось бы отметить, что человечество на всем протяжении своего существования ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Также необходимо отметить, что все элементы организации общества, рассмотренные в работе будь то политическая, структурная или территориальная напрямую оказывают влияние друг на друга. Формы государственной организации меняются с развитием самого общества, а элементы его составляющие на протяжении долгого времени под влиянием внутренних и внешних факторов взаимодействуя между собой приводят к неизбежному продвижению в развитии государственной организации общества.
1 Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – С. 48.
2 Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – С. 49.
3 Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – С. 49.
4 Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – С. 50.
5 Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малькова. М. , 2001. - С. 51.
6 Бабурин С.Н. Теория государства. М., 2000. - С. 62.
7 Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малькова. М. , 2001. - С. 58.
8 Бабурин С.Н. Теория государства. М., 2000. - С. 69
9 Бабурин С.Н. Теория государства. М., 2000. - С. 71.
10 Венгеров А.В. – Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 1999. – С. 136
11 Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. - С. 187.
Информация о работе Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества