Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 14:31, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее освещение и раскрытие сущности государства, его внутренней структуры, элементов его составляющих и анализ государства как политической организа¬ции зрелого, сформировавшегося классового общества.
Введение 3
1. Определение понятия государства. 4
2. Происхождение государства его признаки и сущность. 7
2.1 Теории возникновения государства. 7
2.2 Признаки государства. 9
2.3 Сущность государства. 11
3. Функции государства. 11
4. Структура и формы государства. 13
4.1 Структура государства. 13
4.2 Формы государства. 14
5. Исторические типы государства. 22
5.1 Типы государств согласно формационной теории. 22
5.1.1. Рабовладельческое государство 22
5.1.2 Феодальное государство 23
5.1.3 Буржуазное государство 24
5.1.4 Социалистическое государство 25
5.1.5 Переходное государство 25
5.2 Типы государств согласно цивилизационной теории и современная теория государства. 26
Заключение 28
Список литературы 29
Объем полномочий президента
может варьироваться в
Президентско-парламентская (Эквадор, Перу) модель предполагает:
У политологов нет единого мнения относительно формы правления, сложившейся в современной России. С определенными оговорками она может быть отнесена к президентско-парламентской модели.9
Ассамблейно-независимая модель сложилась в Швейцарии. Хотя парламент избирает правительство (Федеральный Совет), но не может его отозвать, выразив вотум недоверия. Правительство обладает правом законодательной инициативы. Федеральный Совет осуществляет функции «коллективного президента». Ежегодно из его состава избирается президент, который осуществляет чисто представительские функции.
Форма государственного устройства характеризует территориальное деление государства и соотношение полномочий центральных и региональных органов власти. Основными формами государственного территориального устройства являются унитарное государство, федерация и конфедерация.
Унитарное (от лат. unitas - единство) - государство предполагает распространение на всю его территорию единой системы права, органов государственной власти и управления, единого гражданства (Болгария, Венгрия, Великобритания). Местные органы управления не обладают какой-либо политической самостоятельностью, но могут быть самостоятельны в хозяйственной и социально-культурной сферах. Унитарные государства бывают централизованными (Швеция, Дания) и децентрализованными, что ближе к федеративной форме устройства (Испания, Франция). Децентрализованная форма предполагает большую автономность и широкие полномочия крупных регионов, которые могут иметь даже собственные парламенты и правительства.
Федерация (от лат. federatiо - союз, объединение)
- это сложное союзное
Федерации создаются по различным признакам:
Наконец, федерация может
представлять смешанный тип, сочетая
в себе оба основания (современная
Россия, Пакистан). Разнотипный характер
Российской Федерации проявляется в наличии
трех видов субъектов, что закреплено
ст. 5 Конституции РФ: национальные республики,
административно-
Конфедерация - союз юридически и политически
независимых государственных образований
для осуществления конкретных совместных
целей. Такими целями являются оборона,
внешняя политика, экономическое сотрудничество.
Члены конфедерации сохраняют свой государственный
суверенитет, независимую систему органов
власти, собственное гражданство, валюту
и законодательство. Конфедеративное
государство неустойчиво и перерастает
либо в федерацию (США в ХVIII в., Швейцария
в XIII в.), либо распадается.
В историческом
прошлом мира встречалась такая специфическая
форма государственного устройства, как
империя (например, Бельгийская, Британская,
Российская). Империи имели обширную территориальную
основу, разнородный этнический состав
населения и строились на основе господства
и подчинения между центром и периферией,
метрополией и колонией.
В настоящее время появляются новые формы межгосударственных союзов, которые трудно отнести к какой-либо конкретной форме государственного устройства. Примером может быть Содружество независимых государств (СНГ) - более аморфная, нежели конфедерация форма объединения государств. И напротив, государства Европейского сообщества, создав единый рынок, единую валюту и наднациональные политические органы - Европарламент, Совет Евросоюза, Европейский суд, выражают тенденцию к объединению в специфическую ассоциированную форму государственного устройства.
Что касается политических режим, то
основными политическими
Демократией в свою называется такой политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах. Один из принципов демократического политического режима — «разрешено все, кроме того, что запрещено законом, который, однако, не может идти в разрез с естественными правами человека.
Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.
Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся монархии, диктаторские режимы, популистские системы правления, военные хунты. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют ввиду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).
Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях.
Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.
Типология государств, в своем основании, имеет общественно-экономические формации. Каждая формация вызывает к жизни определенный исторический тип государства. Так как в истории человечества их выделялось пять, а именно: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая, и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный тип государства, то был сформулирован основополагающий тезис, гласивший, что история знает четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.
Рабовладельческое государство является первым историческим типом государства, возникшим в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющим собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономический базис рабовладельческого общества составляет полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников производства. Рабовладельческая собственность – это первый вид частной собственности. Рабовладельческое государство – государство, охраняющее, укрепляющее и развивающее собственность рабовладельцев, как орудие классового господства.
Государство было необходимо рабовладельцам для удержания в повиновении огромных масс рабов. Формационная теория относит к рабовладельческому типу государств помимо античных государств – Афинского и Римского – многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Индию и Китай. В качестве разновидностей рабовладельческого типа государства называют города-государства Древней Греции, получившие названия полисов, Римскую империю, возникшую в I веке до н.э., и Спарту. Но сейчас такой подход устарел10. Не рабы являлись там производительной силой, а общинники-земледельцы. По настоящему рабовладельческий строй существовал только в Древней Греции и Древнем Риме.
Простое наличие рабского труда не дает основания зачислить данное государство в разряд рабовладельческих, так как пришлось бы считать таковым и США в XVIII – IX веках (негры на плантациях), и СССР (ГУЛАГ и другие лагеря, каторжные стройки).
Рабство, как экономическое и юридическое состояние, имело место на определенных последующих этапах государства, но не было социально-экономической основой в процессе становления этого государства, не являлось результатом разложения первобытнообщинного строя. Произошло перерастание первобытного общества в раннеклассовые государства. Что же касается возникновения рабства на последующих этапах развития государственности в Афинах и Риме, приведшего к их становлению как рабовладельческих городов-государств, то это действительно уникальный процесс.
Феодальное государство - это второй исторический тип государства. Его экономический базис и основу производственных отношений составляет собственность феодалов на землю, как главное средство производства, в эпоху феодализма. Эта собственность сочеталась с собственностью лично зависимых от феодалов крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия и их труд.
К основным разновидностям феодального типа государства, например в Европе, формационный подход относит раннефеодальные государства (княжества, герцогства и др.), пришедшие им на смену абсолютистские государства и, наконец, свободные торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др. Современные представления о феодальном государстве значительно более глубоки. Например, выделяется договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимная система прав и обязанностей, в том числе обязанность сеньора содержать вассалов, и обязанность вассалов защищать сеньоров.
Буржуазное государство - это третий исторический тип государства, предусматриваемый данной типологией. Как надстройка над экономическим базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего, ее основу – частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом.
Возникновение такого типа
государства означает движение вперед
по сравнению со средневековьем. Оно
является частью политической надстройки
над таким экономическим
Согласно формационной
теории - это высший и последний
исторический тип государства. Это
организация политической власти трудящихся
во главе с рабочим классом, важнейшая
организационная форма
1) Экономическую базу социалистического государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система государства. Все перечисленные виды основывались на частной собственности.
Информация о работе Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества