Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:37, курсовая работа
В общей теории государства и права, проблема субъекта правовых отношений обычно рассматривается на примере физических или юридических лиц. Между тем, роль и значение государства как субъекта правоотношений, его правовой статус коренным образом отличаются от роли и значения, правового статуса всех других субъектов правоотношений. Без активной роли государства в общественной жизни немыслимо сколько-нибудь эффективное управление социальными процессами. Оно не только реализует правовые нормы в масштабе всей своей территории, но и само создает их. Иные субъекты правоотношения подобными возможностями не обладают.
Введение
Глава 1:Понятие и признаки правоотношений.
1.1.Понятие Правоотношения.
1.2.Признаки правоотношений
1.3.Субъект права и субъект правоотношений.
Глава 2:Специфика государства как субъекта.
2.1.Государство как субъект публично-правовых отношений.
2.2.Государство как субъект частноправовых отношений.
Заключение.
Список литературы.
Для обозначения всех возможных субъектов правоотношений законодательство использует специальные термины. Такие как, лица используется в гражданском законодательстве в собирательном смысле, к которым закон относит три группы субъектов: граждане; юридические лица. Российская федерация, ее субъекты, муниципальные образования. Общий перечень участников гражданско-правовых отношений дан в статье . 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации Уголовно-процессуальный закон к субъектам уголовно-процессуальных отношений относит: органы государства и должностные лица (суд или судья, прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания); участников процесса (подозреваемого, обвиняемого их защитников, потерпевшего, гражданского истца, гражданский ответчик и их представителей); свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков и иных лиц, оказывающих содействие органам, выполняющим задачи судопроизводства. 2
В реальной жизни не все индивиды и организации могут быть участниками правоотношений, что объясняется различными объективными факторами: физиологическими, психологическими, экономическими. Малолетние дети, душевнобольные, организации, прекратившие свое существование, не могут участвовать в правоотношениях: ведь нет субъекта права и субъекта обязанности, нет и самой обязанности – нельзя быть обязанным в отношении никого.
Участниками правоотношений являются субъекты, которые находятся в сфере объективного права. Их неотъемлемая часть в правовом государстве. Другие лица, по каким либо причинам не включенные в сферу правового регулирования, находятся под опекой различных благотворительных и общественных организаций и государства.
Так же в качестве субъектов гражданских правоотношений могут выступать субъекты Российской Федерации: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. Субъекты Федерации осуществляют право собственности на принадлежащее им имущество. Так же возможно участие субъектов Федерации в договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки своей правоспособности.
Мера участия субъектов
в правовых отношениях определяется
их правоспособностью и
Чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным.
Под правоспособность понимается способность, установленная законном и позволяющая гражданину, организации или публично правовому образованию быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей.
Под дееспособностью понимается способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять права и обязанности в соответствии с нормами права.
К индивидам, как и к субъектам правоотношений, относятся граждане государства, иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства.
Субъект правоотношений - это одно какое-то свойство человека.
Коллективным субъектам правоотношений – относятся государственные, общественные, частные организации и государство в целом.
Среди субъектов организации особое место занимают юридические лица, зарегистрированная в установленном законом порядке организации, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и распоряжается по своим обязательствам этим имуществом, может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права. Юридические лица являются субъектами имущественных, гражданско-правовых отношений.
Глава 2:Специфика государства как субъекта.
2.1.Государство как субъект публично правовых отношений.
В отличие от субъектов права физических лиц государство не имеет ни правоспособности, ни дееспособности. Являясь особым коллективным субъектом правоотношений , государство не имеет специальной компетенции. Оно устанавливает и формулирует задачи ,принципы, цели собственной деятельности , права и обязанности граждан и иных субъектов. Понятие право субъектности лица к нему не применяется поскольку государство как суверенная организация пользуется правом самостоятельно определить для себя круг обязанностей и предмет ведения. С юридической точки зрения государство право субъектная организация, участник различных правоотношений. Независимо от числа людей, составляющих государство, оно в правовом отношении участвует как один субъект. Будучи организацией всего общества ,государство призвано выражать публичные ,общие интересы и следовательно ,действовать на основе норм публичного права. За пределами и внутри страны государство является важнейшим участником следующих публичных отношений: Международно-правовых ,конституционно-правовых, финансово-правовых, уголовно-правовых.
Важнейшим формальным признаком публичного правоотношения, не образующим вместе с тем существа феномена, является участие в нём хотя бы на одной из сторон такого субъекта, который действует в данном отношении в качестве агента публичной власти — носителя публичной функции.
Наука административного
права изучает юридические
Всё что делает государственная власть во внутреннем управлении, эта деятельность касается граждан.
Из всевозможных отношений,
возникающих между
Наука административного
права изучает публичные
Государство является участником различных публичных правоотношений. В международном праве субъектность государства характеризуется способностью его полномасштабного участия в международных отношениях, способностью приобретать права, выполнять обязанности, нести ответственность в таких сферах международных отношений как международное правотворчество, экономика, безопасность, решение глобальных проблем.
Правоотношения в международной сфере возникают не только между государствами, но с иными субъектами международного права.
Участия государства в экономике во многом определяется его экономическим потенциалом. В ведущем государстве с развитой экономикой собирается гораздо больше налогов, сборов и иных платежей. Направляя средства на строительство дорог, электростанций, каналов, мостов и других инфраструктуры, в которые частные компании не имеют возможности вкладывать средства или это является для них экономически нецелесообразным, государство не может отказаться от активного участия в частноправовых отношениях.
По объекту
и объективной стороне
Государство через публичную власть, представляющую собой волевые отношения, складывающиеся между государственным аппаратом и субъектами политической системы общества на основе правовых норм, выступает как властный субъект правоотношений.
Государство обладает особой право субъектностью, отличной от право субъектности физических, лиц и искусственно созданных идеальных субъектов. Она формируется из правоспособности, существующей, и дееспособности, позволяющей государству реализовывать свои функции.
Обобщение подходов к исследованию правоспособности государства позволило автору сократить их количество до следующих двух:
1) государство, способно обладать любыми правами и выполнять любые обязанности;
2) государство способно обладать правами и обязанности только в определенной сфере с учетом целей, стоящих перед государством, его функций и требований норм позитивного права.
Очевидно, что стремление к максимальному расширению правоспособности государства имеет свои пределы, поскольку оно не в состоянии обладать многими субъективными правами и юридическими обязанностями в силу их специфики. Наиболее приемлемым является рассмотрение правоспособности государства как функциональной правоспособности.
Государство приобретает свою дееспособность через действующий механизм осуществления государственной власти, без которого невозможно осуществление его функций и задач в правовых отношениях. Диссертант Дееспособность государства начинает складываться с момента формирования его органов, позволяющих «развертывать» государственные функции. Отсутствующая у государства фактическая дееспособность восполняется дееспособностью физических лиц, находящихся на государственной службе. Сознание, воля и иные предпосылки дееспособности, имеющиеся у государственного служащего, переходят к государству, которое консолидирует дееспособность своих служащих и обретает дееспособность в юридическом смысле. Самостоятельным субъектом правовых отношений является только государство, а государственные органы в связи с этим действуют исключительно от имени государства и не обладают самостоятельной право субъектностью а также субъектом правовых отношений могут являться только государственные органы, которые участвуют во всех правоотношениях от своего имени, при этом участие государства в каких-либо правоотношениях считается невозможным. Следовательно, государственный орган является «профессиональным представителем» государства в правовых отношениях. Помимо государственных органов, с санкции государства, правом на осуществление функций представительства интересов государства могут быть наделены и иные субъекты: нотариат призван обеспечивать в соответствии с законами государства защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени государства.
Многие ученые идут по пути лишь перечисления отдельных видов субъектов, не указывая оснований деления. Но даже тогда, когда указываются основания, классификация субъектов далеко не всегда от этого становится убедительной. Так, в качестве основания для деления субъектов, нередко используется количественный критерий, в соответствии с которым субъекты делятся: индивидуальные и коллективные.
Для деления субъектов
правовых отношений предлагается использовать
так называемый функциональный критерий
классификации. В отраслевых юридических
науках подразделение субъектов
на основании функционального
Существует множество иных оснований для классификации субъектов, например, подразделение их в зависимости от той отрасли права, на основании норм которой осуществляется регулирование правовых отношений или в зависимости от наличия властных полномочий у субъекта.
Часто критерии дифференциации субъектов правовых отношений сводятся к особенностям их функционирования в реальном мире, подчеркивая при этом, что человек в окружающем мире материален, в отличие от государства, которое является идеальным субъектом.
Все субъекты правовых отношений идеальны с точки зрения права и являются своего рода результатом юридического абстрагирования. Разница между ними заключается в лишь степени такого абстрагирования.
Не существует субъектов,
с которыми государство в
В области частного права, так как там субъекты не обладают соответствующими государственно-властными полномочиями, никак не могут напрямую наделять других субъективными правами либо юридическими обязанностями, если не уступают свои субъективные права или юридические обязанности. Поэтому в частном праве главным способом приобретения субъективных прав служат собственные правомерные действия физических и юридических лиц, направленные на вступление в правоотношения. Ещё одной отличительной особенностью здесь является то, что в области частного права в результате юридически значимых действий физических и юридических лиц обычно возникают у них субъективные права и юридические обязанности именно друг перед другом, а не перед государством.