Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:37, курсовая работа
В общей теории государства и права, проблема субъекта правовых отношений обычно рассматривается на примере физических или юридических лиц. Между тем, роль и значение государства как субъекта правоотношений, его правовой статус коренным образом отличаются от роли и значения, правового статуса всех других субъектов правоотношений. Без активной роли государства в общественной жизни немыслимо сколько-нибудь эффективное управление социальными процессами. Оно не только реализует правовые нормы в масштабе всей своей территории, но и само создает их. Иные субъекты правоотношения подобными возможностями не обладают.
Введение
Глава 1:Понятие и признаки правоотношений.
1.1.Понятие Правоотношения.
1.2.Признаки правоотношений
1.3.Субъект права и субъект правоотношений.
Глава 2:Специфика государства как субъекта.
2.1.Государство как субъект публично-правовых отношений.
2.2.Государство как субъект частноправовых отношений.
Заключение.
Список литературы.
Существуют особого рода правоотношения, где стороны, находятся под защитой государства в регулированных нормами права общественных отношениях, и сами обладают такими субъективными правами и юридическими обязанностями, которые предполагают, их добровольную реализацию и исполнение сторонами. Здесь субъективные права и юридические обязанности приобретаются в целом ряде случаев добровольно. Область частного права является автономным пространством взаимодействия субъектов. Каждый находящийся здесь субъект находится под защитой государства, но может вступать в правоотношения по своему желанию. Вследствие того, когда субъект совершает частноправовой деликт, субъекты частного права имеют возможность отказаться от услуг государства при разрешении споров. Однако в случае неисполнения или отказа от исполнения юридической обязанности контрагентом, правомочная сторона не должна применять насилие, поскольку не обладает государственно-властными полномочиями. Поэтому она должна будет обратиться к соответствующему субъекту государственно-властных полномочий с тем, чтобы он в случае необходимости мог использовать правомерное насилие по отношению к нарушителю.
В частном праве согласно его требованиям субъекты не могут сами непосредственно применять правомерное насилие к другим субъектам. Таким образом, юридическое равенство субъектов частного права, а также сторон частного правоотношения выражается не только в наличии у них так называемых равных прав и обязанностей, но и в отсутствии у них субъективного права на применение правомерного насилия по отношению друг к другу, хотя на ранних стадиях развития государства и права таковая практика существовала. При этом, хотя государственный орган сам по себе и обладает государственно-властными полномочиями, однако в области действия частного права он не правомочен их применять, а должен действовать именно как субъект частного права, абстрагируясь в данном случае от своих властных полномочий. Конечно, формальное юридическое равенство сторон субъектов частного правоотношения не означает их фактического правового равенства. Это правовое неравенство субъектов частного права особенно наглядно выражается, например, при защите нарушенного субъективного права, где для разных категорий физических и юридических лиц законом может устанавливаться разная подсудность. Также некоторые прямые ограничения субъективных прав и юридических обязанностей разных категорий физических лиц содержат в себе элементы фактического правового неравенства субъектов в области частного права. Особо четко и последовательно неравенство субъектов права и субъектов правоотношений проводится в области действия публичного права. Можно утверждать, что юридическое неравенство и иерархия субъектов является принципом публичного права. Субъекты публичного права как бы образуют властную пирамиду, основу которой составляют граждане, а на самой вершине находится монарх или глава государства. Разный правовой статус субъектов права создает для них разные возможности участия в правоотношениях.
2.2.Государство как субъект частноправовых отношений
Участие государства в частных правоотношениях имеет свои особенности, которые заключаются в том, что оно с одной стороны принимает участие в частном правоотношении и находится в состоянии равенства с другими субъектами, а с другой стороны — принимает законы, которыми руководствуются все частноправовые субъекты.
Теория двойственного субъекта даёт нам понимание государство в двойном образе: государство, как субъекта публичного права, властвующего над гражданами и диктующего ему нормы права, и государство-казну, как субъекта частного права, подчиняющегося, вместе с гражданами, нормам права в осуществлении своих хозяйственных интересов. При этом юридическая личность казны стоит вне спора, а государство, как организация, построенная на власти, может быть признаваемо или так же юридическим лицом, или же не признаваться таковым. Если казна представляется отличным субъектом от государства, то создание ее составляет продукт воли государства, действующего здесь так же, как и во всех других случаях своего правового творчества. Государство, как публичная власть, могло бы не признать себя ответственным за акты, совершенные государством в качестве субъекта частного права. Потому что это возможно при всякой конструкции. Но при двойственности получается впечатление, что государство, по своему желанию, принимает тот или другой образ, то являясь во всем величии своей юридически неограниченной власти, то принимая смиренный образ подданного, ищущего в суде защиты своих прав против своего контрагента по договору, или незаконного завладение его частной собственности.
Теория единого субъекта отрицает двойственность; считает, что государство и казна - одно целое.
Государство объявляет казну частноправовым субъектом, тем концентрирует около него частноправовые отношения, подчиняет его гражданскому праву и гражданскому процессу. В социалистическом государстве, при общественной организации производства и потребления, государству не представилась бы необходимость выступать в качестве частноправового субъекта, хотя бы между гражданами и сохранились еще в слабой степени меновые отношения, - все свои материальные потребности государство удовлетворит принудительным путем, посредством всеобщей трудовой повинности и распределением продукта общественного труда. Совершенно иное положение государства в настоящее время, при хозяйственном строе, основанном на системе частных хозяйств. Государство может принудительно получить денежные средства, но это не удовлетворяет его материальные потребности, - ему нужны услуги частных лиц, без которых оно обойтись не может и которые оно не может превращать в повинность.
Чтобы привлечь к выполнению того, в чем государство нуждается, без принуждения, необходимо возбудить в них личный материальный интерес, который требует обеспечения. Психика современного человека освоилась с обеспечением частных интересов путем частного права, и государство, желая вызвать в свою пользу со стороны своих граждан услуги такого же рода, какого выполняются ими в пользу других граждан, находит самым верным притвориться частным лицом. Для того чтобы гражданину быть с ним на равной ноге, обещая ему те же гарантии, с которыми гражданин освоился в своих отношениях к другим гражданам, государство обещает ему подчиниться созданным им самим нормам гражданского права и компетенции им же организованного гражданского суда.
Особенность государства
как участника гражданских
В гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими конкурентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы исполнительной власти.
Государство участвует в вещных и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности.
Государство участвует в следующих обязательственных правоотношениях:
1)в отношениях займа
2) в отношениях по поставке
продукции для федеральных
3) в отношениях подряда
для государственных или
4) в отношениях дарения.
Российская Федерация
может быть субъектом
Государство является
субъектом ответственности за
вред, причиненный незаконными
Российская Федерация
может выступать во внешнем
обороте, заключая любые
Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставления кредитов. Такие договоры заключаются от имени Правительства РФ.
Внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.
Заключение.
Что же такое правоотношение? Правоотношение – это урегулированное нормами права и обеспечиваемое государством волевое общественное отношение, выражающееся в конкретной связи между управомоченными и обязанными субъектами. Правоотношение имеет несколько основных признаков, которые ясно и четко формируют представление о правоотношении.
Что касается классификации,
то одна из основных
общие правоотношения
– это отношения, в которых
субъекты права, находясь во
взаимозависимости,
конкретные правоотношения основываются на непосредственной социальной связи, возникающей из юридического факта.
Объектами правоотношений являются как материальные, так и нематериальные блага.
Субъектами правоотношений бывают физические, юридические лица, государство и социальные общности.
Подводя итоги курсовой
работы, хочется добавить, что на
современном этапе
Список литературы.
Хропанюк В.Н. «Теория государства и права»
О. С. Иоффе. Избранные труды по гражданскому праву: Правоотношение по советскому гражданскому праву. Спорные вопросы учения о правоотношении — М.: «Статут», 2000. стр. 665
Архипов С.И. Субъект права (теоретическое исследование) - автореф. дис. на соиск. уч. степ. Доктора юр. наук.23.06.05 Екатеринбург, 46с. С.1-43.
Гражданское право, (под редакцией Е.А.Суханова). М.1983г.
Алексеев С.С. “Государство и право”. М.1996г
Шершеневич Г.Ф. Общая теория права
Протасов В.Н. Правовые отношения как система. - М., 1991.
Теория государства и права. Чепурнова Н.М. Серегин А.В. Учебное пособие ЕАОИ 2008г. Стр. 349.
1 Теория государства и права. Чепурнова Н.М. Серегин А.В. Учебное пособие ЕАОИ 2008г. Стр. 349.
2 Гражданский Кодекс Российской Федерации ст.2. Уголовно-процессуальный закон к субъектам уголовно-процессуальных отношений.